Аналитики инвестбанка Goldman Sachs прогнозируют новый обвал цен на нефть в ближайшее время.
Они объясняют это сочетанием приближения запасов нефтепродуктов, накопленных США и странами Европы, и объемов переработки к историческому максимуму и сокращения свободного места в нефтехранилищах. По мнению экспертов, ситуация усугубляется скромными темпами роста спроса на нефтепродукты (особенно бензин) и увеличением их поставок с Востока.
"Происходящее напоминает события 1998 и 2009 годов, когда хранилища нефтепродуктов переполнились и цены на сырую нефть резко упали", - цитирует их РБК.
В инвестбанке считают, что на нефтяных ранках предложение еще долго будет превышать спрос и этот дисбаланс не исчезнет даже в следующем году.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров, на данный момент сложно сказать, сбудется ли этот прогноз экспертов Goldman Sachs. "Такие алармистские, крайние оценки имеют массовый характер. Я не думаю, что акции намного продвинутся в Швейцарском банке или Deutsche Bank, хотя они тоже такие прогнозы делают. Даже наши официальные прогнозы примерно такие же. Поэтому я бы просто принял к сведению", - сказал он.
"Сейчас эти прогнозы публикуются чуть ли не десятками каждый день. Вилка по-прежнему остается достаточно широкой. Знаю, что в демонстрационных целях наши органы управления российские рассматривают такие варианты, как $40 за баррель и даже ниже. Неопределенность цены остается достаточно высокой, потому что потребление нефти в этом году в два раза выросло по сравнению с прошлым годом из-за низких цен. Впереди конференция стран ОПЕК, на которую у спекулянтов есть какие-то надежды и которая, в принципе, может какие-то коррективы внести, если цены вдруг опустятся до очень низкого уровня", - добавил эксперт.
Однако, по его мнению, "в любом случае низкие цены, очень низкие цены долго не продержатся". "Это может быть какая-то паника, которая продлится максимум несколько недель. Но есть объективный уровень цен, который необходимо поддерживать, и он будет поддерживаться из-за того, что при росте запасов добыча нефти в США сокращается, а это самый главный источник перепроизводства. И при всем достигнутом там технологическом прогрессе падение цен на нефть у них очень активизировалось. Никто не говорит, что добыча будет рентабельной при $20-30. Она сейчас уже падает, при $50, поэтому баланс на рынке довольно быстро восстановится. То есть, цены сильно упадут, и, может быть, учитывая это, ведущие компании сократили капиталовложения на 10-25%, что почти неминуемо приведет к дефициту нефти через несколько лет. Но я бы не стал поддаваться панике", - сказал Нестеров.
При этом эксперт напомнил, что "аналитики Goldman Sachs в свое время наоборот предсказывали цену в $200 и выше". "Поэтому это далеко не последняя инстанция, при всем уважении", - отметил он.
"Мы, например, ожидали, что в этом году средняя цена будет выше $50, примерно $55. А в будущем году не исключено, что и $60 будет. Мы можем ошибаться, но во всяком случае, это дальше от неврозов. В таких алармистских прогнозах, как у Goldman Sachs, есть определенный элемент психоза и спекулятивный фактор. Да есть эти запасы, да, большие, с Ирана снимут санкции. Но эти запасы как быстро накапливаются, так и быстро исчезают", - пояснил аналитик Сбербанк CIB.
Что касается заполненности хранилищ, то тут необходимо учитывать, что этот показатель всегда регулируется. "Хранилище пополняется не так просто, а в соответствии. Есть логистические каналы, есть компании, которые этим занимаются. Нефтеперерабатывающие заводы. Они, скажем, производят нефтепродукты, а что дальше, их даже не интересует, этим совсем другие компании занимаются. Если снизится объем заказов на поставки в эти хранилища, тогда, соответственно, нефтянники начнут придерживать производство. Падение цены - это ванька-встанька. Есть такое понятие, как план по добыче в США. Если сейчас резко цена упадет, то упадет на 10 млн в год производство сланцевой нефти. Оно уже упало прилично. Откуда компенсировать? Из хранилищ. Хранилища опустеют. Их хватит на месяц, на два, до 90 дней. То есть, их опять надо наполнять нефтью. Соответственно, цены опять пойдут вверх, они начнут производить. То есть, в пределах пары месяцев восстановят производство. Сейчас в такой ситуации главное, как говорится, не паниковать", - резюмировал Валерий Нестеров.
В свою очередь доцент кафедры государственного регулирования экономики, заместитель заведующего кафедрой государственного регулирования экономики по учебной работе Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Иван Капитонов склонен более осторожно оценивать прогнозируемый обвал цен.
"Понимаете, тут проблема именно в этом прогнозе, из которого непонятно, учитывали ли аналитики изменение в спросе на нефтепродукты. То есть, у нас сейчас с вами время года очень неудачное для спроса на нефтепродукты, он сейчас снижается. И логично, что компании, которые перерабатывают нефтепродукты, работают сейчас на склад, чтобы потом, весной и летом, все это продать. Поэтому сейчас эта ситуация недолговечна. Тут нет ничего неожиданного. Вопрос в том, учитывали ли они динамику спроса на нефтепродукты или нет", - поведал эксперт.
"В связи с тем, что они не приводят в своем прогнозе эту динамику, можно предположить, что аналитики Goldman Sachs скорее нашли очередной информационный повод для очередной кешевой игры на рынке, чтобы американские игроки выиграли некоторую дополнительную маржу из-за такого информационного повода. Тут надо отметить, что информационный повод на цены влияет, но в дальнейшем это все обратно отыграется на рынке нефти, и цена опять вернется в свое прежнее свойство. Такую же ситуацию мы видели, когда шел информационный повод по Ирану, выход Ирана на рынок нефти, много предыдущих схожих поводов мы видели", - пояснил Капитонов.
Что касается ситуации со скромными темпами роста спроса на нефтепродукты и увеличением их поставок с Востока, экономист тоже достаточно скептично расценивает подобные прогнозы.
"Вы знаете, я видел несколько источников, которые утверждали, что спрос на нефть скромный и что его увеличение в ближайшее время не предвидится. Рост поставок нефтепродуктов с Востока - очень интересно, откуда они взяли эти данные, и имеют ли они в виду Россию, вот в чем суть. Если такое у них написано, а мне кажется, что они имеют в виду Россию, то сейчас увеличение поставок на рынок нефтепродуктов есть. Одно замещает другое. Раз одно замещает другое, соответственно, мы не играем на снижение цены нефти", - подчеркнул эксперт.
Отвечая на вопрос, что может произойти, если в хранилищах действительно закончится свободное место для запасов невостребованной нефти, экономист пояснил: в этом случае нефтеперерабатывающие заводы просто сделают некоторую паузу.
"Эта пауза может быть полезно использована для обновления, модернизации. Это происходит регулярно. Нельзя сказать, что в данном случае спрос на нефть упадет настолько радикально, что реальный рынок нефти ослабится", - заключил Иван Капитонов.
Как отметил руководитель бакинского Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, обвал цен возможен, и связано это именно с заполненностью нефтехранилищ.
"То, что в хранилищах почти нет места, это неграмотно. Хранение нефти в хранилищах получается экономически нецелесообразным. Дело в том, что уже давно производители нефти хранят нефть либо в хранилищах на суше, либо на баржах в море. Хранение одного барреля на суше им обходится в $1, а на баржах - приблизительно в $1,5. Хранят ее для того, чтобы при продаже получить больше маржи. Но когда стоимость хранения, текущая цена и возможность получения прибыли производителя не устраивают, это вынуждает его предлагать эти объемы покупателю, и тогда происходит некий обвал цен. А трейдерам, или участникам рынка, естественно, известно, сколько нефти приблизительно хранится в этих хранилищах и с какого периода, и на основе этих данных они прогнозируют, когда следует ожидать очередного снижения цен на нефть", - пояснил эксперт.
"Я, например, знаком с прогнозами компании BP, которые до декабря 2016 года предполагают несколько таких скачковых понижений цен на нефть, потому что на рынке хранения поставки сейчас шагнули вниз. То, что они распространили такую информацию именно сейчас, это очень логично. Потому что до конца года, как вы понимаете, иранская нефть уже поступит трейдерам, и с другой стороны, это как никак отразится на ценах. А кто желает, что его сырье продавалось ниже ожидаемого? Никто", - отметил глава Центра нефтяных исследований.
Отвечая на вопрос, что произойдет, если в хранилищах действительно закончится место, эксперт категорически заявил: "Такого не бывает. Это то же самое, что, допустим, закончилась сама нефть или запасы бензина. Или, скажем, на складах закончились продукты питания", - резюмировал Ильхам Шабан.