До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

18627

Почти пятая их часть в мегаполисе эксплуатируется свыше 25 лет.

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты Фото: Мария Галушко

До 2024 года в Алматы заменят все лифты с истекшим нормативным сроком. Об этом в ходе круглого стола «Трансформация лифтовой отрасли Казахстана. Вызовы и перспективы развития» сообщил заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев. Какие еще вопросы обсудили представители лифтовой отрасли, выяснял корреспондент inbusiness.kz.

Новые стандарты

По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, в 2012 году в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование. С этого момента на рынке появились недобросовестные игроки в лице сервисных и монтажных компаний. Ярким тому примером послужил случай, произошедший в 2018 году в Актобе, когда в результате халатности сотрудников сервисной компании погибла молодая девушка.

«С этого момента по поручению Елбасы при содействии министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) мы сели за разработку национального стандарта требований к эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемников. Над проектом мы работали больше года, и в результате в начале 2020 года этот национальный стандарт мы внесли в Закон «О жилищных отношениях». В настоящее время это обязательное требование для всех участников рынка, осуществляющих монтаж, поставку и обслуживание», – сказал в ходе круглого стола Ержан Игибаев.

В прошлом году была разработана дорожная карта, направленная на обеспечение безопасности и поддержку отечественных производителей. На сегодняшний день в Казахстане существует пять лифтостроительных заводов, общая производственная мощность которых составляет 3500 лифтов в год. Однако в реальности их загруженность составляет от 5% до 15%. Реализация дорожной карты как раз направлена на решение этой проблемы.

«Разработанная дорожная карта не закрыта, по мере проблем она будет дополнятся, а исполненные пункты будут исключаться. Все субъекты лифтовой деятельности должны будут придерживаться национального стандарта. Совместно с Ассоциацией лифтовиков мы сейчас разрабатываем правила аттестации на право проведения монтажа, технического обслуживания, диагностирования и ремонта лифтового оборудования», – добавил руководитель управления машиностроения комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Ержан Иманслям.

По словам Ержана Имансляма, в 2017 году объем рынка отрасли составлял 2,5 тыс. лифтов, из них 314 были произведены местными производителями и более 1800 лифтов было импортировано. В 2018 году ситуация не изменилась. В 2019 году было произведено 2056 лифтов, из них 1824 импортировано. Общая мощность казахстанских предприятий составляет 2350 лифтов в год и может полностью покрыть потребность рынка.

С февраля 2019 года были отмены таможенные пошлины на готовые лифты, в то время как пошлины на комплектующие для отечественного производства составляют 15%. По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, это ставит казахстанских производителей в экономически невыгодные условия.

Проблемы, которые остаются

Между тем проблемным остается вопрос лифтов с истекшим нормативным сроком. Их в стране насчитывается около 5 тыс. единиц, из которых 4 тыс. представляют угрозу здоровью и жизни людей и требуют модернизации.

«В Алматы самый крупный жилищный фонд в стране – более 8 тыс. жилых домов, которые эксплуатируют около 5 тыс. лифтов. Из них со сроком эксплуатации более 25 лет 1400 лифтов – это 18%. В 2019 году мы проверили 61 организацию – это 779 лифтов. В результате был оштрафован 21 объект на 1,3 млн тенге. В рамках государственной программы «Модернизация ЖКХ», осуществляется замена лифтового оборудования, заменен уже 941», – сказал заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев.

По словам Мейржана Отыншиева, в 2020 году планируется заменить 300 лифтов, на это предусмотрено 2 млн тенге. Это возвратные средства, которые предоставляются на срок от семи до 15 лет. До 2024 года планируется замена всех лифтов в городе, требующих ремонта.

«Я считаю, что необходимо ускорение программы по модернизации ЖКХ. По имеющимся данным, свыше четырех единиц лифтов у нас в Казахстане требуют модернизации. В среднем нормативный срок одного лифта – 25 лет. У нас есть лифты, действующие более 30 лет. Это источник повышенной опасности. Наверное, здесь нужно создавать специальную программу по реновации лифтового парка РК», – добавил Ержан Игибаев.

Необходимые меры

Директор TOO LGS «Kazakhstan elevator Group» Алиш Халафов отметил, что в первую очередь необходимо на законодательном уровне принять нормативно-правовой акт, который обязал бы застройщиков, оперирующих бюджетными средствами, брать лифтовое оборудование только у отечественных производителей. И, если при строительстве присутствуют государственные деньги, ни о каком импорте не должно быть и речи.

«У нас существует 255-й приказ МИИР РК, 2017 года, в нем указано, что как раз в случае строительства объекта за счет государственных средств должны применяться услуги и работы отечественного производства. Однако, как мы видим на практике, данные приказ не работает должным образом и применяются лифты китайского и другого происхождения, качество которых иногда ставится под сомнение», – прокомментировал вопрос Ержан Игибаев

 «Мы сталкиваемся с проблемой реализации продукции и конкуренцией со стороны завозимой продукции из Китая и других стран. Нужно ужесточить ответственность застройщиков и курирующих госорганов за применяемое оборудование. Экспертиза должна отслеживать, что применяется в проекте», – считает заместитель директора ТОО «Алматы лифт» Максим Телицкий.

На вопрос журналистов о том, обязаны ли будут жители первых и вторых этажей платить за использование лифтов, заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев ответил следующее.

«На сегодня собственники первых и вторых этажей освобождены от оплаты за обслуживание лифта. Но, согласно закону о жилищных отношениях, высшим органом управления жилым домом является собрание. Именно там должны приниматься такие решения. В этой связи управлением энергоэффективности разрабатывается проект новых правил предоставления коммунальных услуг. И этот вопрос будет вынесен на обсуждение. Касательно замены лифтового оборудования в рамках модернизации. Лифт – это часть общего имущества, и в расходах на его содержание должны участвовать все. Если жители на собрании примут решение, что первые и вторые этажи будут освобождены от оплаты, то им счета не будут предоставляться», – сказал Мейржан Отыншиев.

Мария Галушко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться