/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

Почти пятая их часть в мегаполисе эксплуатируется свыше 25 лет.

08:12 02 Март 2020 8866

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

Автор:

Мария Галушко

Фото: Мария Галушко

До 2024 года в Алматы заменят все лифты с истекшим нормативным сроком. Об этом в ходе круглого стола «Трансформация лифтовой отрасли Казахстана. Вызовы и перспективы развития» сообщил заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев. Какие еще вопросы обсудили представители лифтовой отрасли, выяснял корреспондент inbusiness.kz.

Новые стандарты

По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, в 2012 году в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование. С этого момента на рынке появились недобросовестные игроки в лице сервисных и монтажных компаний. Ярким тому примером послужил случай, произошедший в 2018 году в Актобе, когда в результате халатности сотрудников сервисной компании погибла молодая девушка.

«С этого момента по поручению Елбасы при содействии министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) мы сели за разработку национального стандарта требований к эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемников. Над проектом мы работали больше года, и в результате в начале 2020 года этот национальный стандарт мы внесли в Закон «О жилищных отношениях». В настоящее время это обязательное требование для всех участников рынка, осуществляющих монтаж, поставку и обслуживание», – сказал в ходе круглого стола Ержан Игибаев.

В прошлом году была разработана дорожная карта, направленная на обеспечение безопасности и поддержку отечественных производителей. На сегодняшний день в Казахстане существует пять лифтостроительных заводов, общая производственная мощность которых составляет 3500 лифтов в год. Однако в реальности их загруженность составляет от 5% до 15%. Реализация дорожной карты как раз направлена на решение этой проблемы.

«Разработанная дорожная карта не закрыта, по мере проблем она будет дополнятся, а исполненные пункты будут исключаться. Все субъекты лифтовой деятельности должны будут придерживаться национального стандарта. Совместно с Ассоциацией лифтовиков мы сейчас разрабатываем правила аттестации на право проведения монтажа, технического обслуживания, диагностирования и ремонта лифтового оборудования», – добавил руководитель управления машиностроения комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Ержан Иманслям.

По словам Ержана Имансляма, в 2017 году объем рынка отрасли составлял 2,5 тыс. лифтов, из них 314 были произведены местными производителями и более 1800 лифтов было импортировано. В 2018 году ситуация не изменилась. В 2019 году было произведено 2056 лифтов, из них 1824 импортировано. Общая мощность казахстанских предприятий составляет 2350 лифтов в год и может полностью покрыть потребность рынка.

С февраля 2019 года были отмены таможенные пошлины на готовые лифты, в то время как пошлины на комплектующие для отечественного производства составляют 15%. По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, это ставит казахстанских производителей в экономически невыгодные условия.

Проблемы, которые остаются

Между тем проблемным остается вопрос лифтов с истекшим нормативным сроком. Их в стране насчитывается около 5 тыс. единиц, из которых 4 тыс. представляют угрозу здоровью и жизни людей и требуют модернизации.

«В Алматы самый крупный жилищный фонд в стране – более 8 тыс. жилых домов, которые эксплуатируют около 5 тыс. лифтов. Из них со сроком эксплуатации более 25 лет 1400 лифтов – это 18%. В 2019 году мы проверили 61 организацию – это 779 лифтов. В результате был оштрафован 21 объект на 1,3 млн тенге. В рамках государственной программы «Модернизация ЖКХ», осуществляется замена лифтового оборудования, заменен уже 941», – сказал заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев.

По словам Мейржана Отыншиева, в 2020 году планируется заменить 300 лифтов, на это предусмотрено 2 млн тенге. Это возвратные средства, которые предоставляются на срок от семи до 15 лет. До 2024 года планируется замена всех лифтов в городе, требующих ремонта.

«Я считаю, что необходимо ускорение программы по модернизации ЖКХ. По имеющимся данным, свыше четырех единиц лифтов у нас в Казахстане требуют модернизации. В среднем нормативный срок одного лифта – 25 лет. У нас есть лифты, действующие более 30 лет. Это источник повышенной опасности. Наверное, здесь нужно создавать специальную программу по реновации лифтового парка РК», – добавил Ержан Игибаев.

Необходимые меры

Директор TOO LGS «Kazakhstan elevator Group» Алиш Халафов отметил, что в первую очередь необходимо на законодательном уровне принять нормативно-правовой акт, который обязал бы застройщиков, оперирующих бюджетными средствами, брать лифтовое оборудование только у отечественных производителей. И, если при строительстве присутствуют государственные деньги, ни о каком импорте не должно быть и речи.

«У нас существует 255-й приказ МИИР РК, 2017 года, в нем указано, что как раз в случае строительства объекта за счет государственных средств должны применяться услуги и работы отечественного производства. Однако, как мы видим на практике, данные приказ не работает должным образом и применяются лифты китайского и другого происхождения, качество которых иногда ставится под сомнение», – прокомментировал вопрос Ержан Игибаев

 «Мы сталкиваемся с проблемой реализации продукции и конкуренцией со стороны завозимой продукции из Китая и других стран. Нужно ужесточить ответственность застройщиков и курирующих госорганов за применяемое оборудование. Экспертиза должна отслеживать, что применяется в проекте», – считает заместитель директора ТОО «Алматы лифт» Максим Телицкий.

На вопрос журналистов о том, обязаны ли будут жители первых и вторых этажей платить за использование лифтов, заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев ответил следующее.

«На сегодня собственники первых и вторых этажей освобождены от оплаты за обслуживание лифта. Но, согласно закону о жилищных отношениях, высшим органом управления жилым домом является собрание. Именно там должны приниматься такие решения. В этой связи управлением энергоэффективности разрабатывается проект новых правил предоставления коммунальных услуг. И этот вопрос будет вынесен на обсуждение. Касательно замены лифтового оборудования в рамках модернизации. Лифт – это часть общего имущества, и в расходах на его содержание должны участвовать все. Если жители на собрании примут решение, что первые и вторые этажи будут освобождены от оплаты, то им счета не будут предоставляться», – сказал Мейржан Отыншиев.

Мария Галушко

Замена лифтов каждому жильцу обойдется в 3000 тенге

Заменить 40 подъемников многоэтажек планируется в Нур-Султане до конца года.

24 Июль 2019 15:34 8192

Замена лифтов каждому жильцу обойдется в 3000 тенге

По программе развития регионов до 2020 года жители многоэтажных домов могут получить заем от государства на замену устаревших лифтов. Ежемесячный платеж с каждой квартиры в среднем составит три тысячи тенге. Об этом inbusiness.kz сообщили в столичном Управлении контроля и качества городской среды.

Для участия в программе необходимо провести общее собрание собственников квартир и получить положительное решение о проведении модернизации лифтового оборудования объекта кондоминиума, объема предстоящих работ. После чего следует подать заявление оператору программы – ТОО «Оркен кала». Далее заключается договор, выбирается подрядчик. Все эти процедуры необходимо проводить под контролем жильцов.

«Что касается возмещения затрат, то ссуду у государства можно получить сроком на 15 лет, и оплата по ней будет составлять в среднем две-три тысячи тенге в месяц с одной квартиры», – пояснила заместитель руководителя Управления контроля и качества городской среды Оксана Ибраева.

По данным госоргана, до конца года в Нур-Султане посредством данного механизма запланирована замена 40 лифтовых установок. В настоящий момент готовится инвестиционное предложение по модернизации 15 лифтовых установок в многоэтажках по адресу: ул. Кордай, 75, ЖК «Эгалите», ЖК «Сан сити».

С начала года в столице по программе развития регионов заменено 12 лифтовых оборудований.

Напомним, ранее сообщалось, что в многоэтажных жилых домах (МЖД) города работают 4910 лифтов.

Карина Алимова

Что общего у белорусских лифтов и казахстанских многоэтажек

Первый завод по частичной сборке могилевских лифтов планируют запустить в Актобе. Почему сейчас и на какие средства. inbusiness.kz рассказал директор ТОО «Qaz-Bel Лифт» Кайрат Жумагалиев.  

01 Июль 2019 16:48 3646

Что общего у белорусских лифтов и казахстанских многоэтажек

С чего начнется производство?

– Изначально мы создали предприятие «Жигер – Актобе», которое с 2007 года занимается поставкой и монтажом лифтового оборудования не только в Актобе и область, но и в Атырау, Актау, Уральск и Костанай. В связи с тем что наша компания является официальным дилером завода «Могилевлифтмаш» уже много лет, в 2018 году созрело решение о создании на территории города Актобе завода, на котором изготавливали бы какие-то компоненты подъемных механизмов и в целом, используя основные комплектующие из Беларуси, собирали могилевские лифты здесь, на месте.

В конце 2018 года в Беларуси мы подписали меморандум с «Могилевлифтмашем» о создании предприятия по совместному производству лифтового оборудования на территории Актюбинской области. Так в январе появилась компания «Qaz-Bel Лифт». Сейчас мы лифты возим, но некоторую отверточную сборку производим в Актобе, на нашей арендованной базе.

И теперь планируется непосредственно строительство завода?

– Да. Мы и социально-предпринимательская корпорация «Актобе» подписали договор о совместной реализации данного инвестпроекта. Общая сумма инвестиций – 201 миллион тенге. Попытаемся обойтись собственными средствами. Если не получится, то привлечем часть заемных средств. В индустриальной зоне «Актобе» нам предоставили земельный участок, пока это 1 га, и инженерные сети. На сегодня мы готовы оборудовать два цеха – это сварочный и листогибочный, где будут изготавливать двери для кабин и рамы. Построить и запустить завод планируется до конца 2019 года. Здесь будет создано 20 рабочих мест. На начальном этапе откроется сборочный цех, все комплектующие будут поставляться из республики Беларусь. Постепенно мы доведем долю казахстанского содержания до 70%. Первый лифт под нашим брендом планируем выпустить уже в декабре. В настоящее время произведено ограждение территории. Заказаны металлоконструкции для строительства завода.

Вы сказали, пока 1 га. А что планируется в перспективе?

– Сегодня мы заявили, что нам нужен 1 га земли и что сможем обеспечить работой 20 человек. Будет нужно больше лифтов, следовательно, будет больше рабочих мест.

На каких условиях предоставлена земля?

– Четыре года дается на становление. В этот период будем оплачивать только коммунальные услуги. Затем либо станем платить аренду в зависимости от рыночной стоимости на год оплаты, либо выкупим. По последней оценке, земля обойдется около 11 миллионов тенге.

Сколько лифтов вы предполагаете производить?

– 300 лифтов в год. Но это в плане.

Насколько востребована подобная продукция?

– Только в Актюбинской области сейчас строительство идет ударными темпами, включая возведение многоэтажных домов, особенно в самом Актобе. К тому же потребность замены старых лифтов довольно высока. На сегодняшний день мы меняем 18 лифтов. Только в Актобе 150 устаревших лифтов ждут своей очереди. Плюс к этому мы поставляем лифты для новых коммунальных и государственных объектов и для коммерческого строительства. Всего на конец мая мы завезли 25 могилевских лифтов, 20 из них уже под новым брендом.

Как таковых лифтовых заводов в Казахстане нет. Есть небольшие сборочные.  

При сборке лифтов какие комплектующие будут поставляться из Беларуси?

– Все опасные механизмы, такие как лебедки, канаты, будет нам всегда поставлять Могилев, потому что в лифтах на первое место мы ставим их безопасность. Створки дверей, кронштейны, конечно, будем изготавливать своими силами. Металл будем использовать казахстанский. Раскрой металла, листогибочный процесс, покраску мы сможем производить сами. Чтобы выпускать лебедки, необходим литейный цех. Его мы точно никогда не построим. Все механизмы, отвечающие за безопасность, будут поставляться из Беларуси. Клинья, например, которые отвечают за безопасность при обрыве каната и фиксируют кабину. Это очень серьезная и большая разработка. Она запатентована. А если говорить о кабельной продукции, то постепенно мы перейдем на казахстанскую. Электрический шкаф разработаем свой, но платы все равно останутся могилевскими, хотя спайку будем делать сами. Но если в будущем завод «Актюбрентген» сможет освоить выпуск плат, то воспользуемся этой возможностью, почему бы нет. Еще десять лет назад этот завод заявлял о выпуске лифтов, но потом там пришли к мнению, что производство рентгеновской аппаратуры в несколько раз выгоднее, тем более это профильное производство.

А почему ваш выбор пал именно на Могилевский лифтостроительный завод?

– Потому что это государственное предприятие. В России все подобные заводы частные. Есть в Москве Щербинский лифтостроительный завод. Сейчас готовится сделка о продаже земли, на которой он находится. Сам завод просто закроется. Оборудование стоит гораздо дешевле, чем земля. Со многими другими российскими лифтостроительными предприятиями практически та же самая история.

Расскажите немного подробнее

– Сейчас наша компания является единственным дилером Могилевского лифтостроительного завода в Западном Казахстане. Если точнее, то теперь их два – ТОО «Жигер – Актобе» и ТОО «Qaz-Bel Лифт». Но это все мы (смеется собеседник).

Могилев дал нам сначала 1% скидки, потом 2%, 3%. Мы спросили: а если будем красить сами? Там посчитали и увеличили скидку. А если кронштейны сами станем изготавливать? Это листогибочная процедура, которая высокой технологии не требует. В конечном итоге был получен список того, что завод сможет нам отдать на местное производство. В итоге получилось, что изначально 30% от общего производства лифта мы можем делать у себя. Передали нам чертежи, но, естественно, с условием сохранения коммерческой тайны и производственных секретов. Был заключен контракт, что в случае разглашения или передачи чертежей третьей стороне сразу же последуют штрафные санкции в размере 100 тысяч евро и другие последствия. Начнем с 30% и, думаю, постепенно долю казахстанского содержания доведем до 70%.

Это все-таки совместное предприятие или нет?

– Юридически это казахстанская компания. Но само производство де-факто является совместным. Мы не сможем его запустить без согласования с Могилевским заводом.

А можете ли вы поставлять продукцию на экспорт, например в РФ?

– Мы вполне можем поставлять лифты в Оренбург. Мы можем по цене конкурировать. Были такие случаи, когда Оренбург через нас приобретал белорусские лифты. Хотя бывают моменты, когда нам, как дилерам, сверху говорят, что нельзя переходить дорогу российскому дилеру. Но когда мы станем собирать лифты в Казахстане с позиции совместного белорусско-казахстанского производства, то ситуация будет уже несколько иной, более выгодной для нас. Ведь предприятию необходимо расширять географию поставок.

Когда вы начнете собирать лифты здесь, как поменяется цена?

– По качеству и безопасности, конечно же, они отличаться не будут. Но цена снизится процентов на 10-15. К тому же в будущем мы видим автоматизацию производства, что тоже скажется на цене в сторону уменьшения. Правда, стоит учитывать, что не последнюю роль в ценообразовании играют стоимость металла и дизельного топлива (поставки из Могилева осуществляются автотранспортом).

Еще хочу отметить, что довольно перспективным направлением является производство и сборка стокилограммовых кухонных лифтов. Здесь нет очень жестких требований к безопасности, как к пассажирским лифтам. Поэтому в данном случае вполне вероятно достичь 80% казахстанского содержания. В таких подъемных механизмах тоже есть потребность: детские сады, школы, больницы.

Местные исполнительные органы идут вам навстречу?

– Обещали, конечно, поддержать. Но я хочу привести вам пример. Компания «Буран-бойлер». Все государственные учреждения устанавливают газовые котлы этой компании. А предприятие развивается. Мы тоже хотим выйти с предложением в профильное министерство, чтобы на всех объектах государственной собственности в нашей стране устанавливались лифты казахстанского производства-сборки. В Казахстане таких предприятий три, включая наше. Но они собирают китайские лифты, а мы решили сотрудничать с Белорусским лифтостроительным заводом. Многие предпочитают ставить европейские подъемные механизмы. Но их срок службы не превышает шести-восьми лет. Да и запчасти придется из-за границы ждать.  Мы же практически сразу можем поставить необходимую деталь, и срок службы могилевских лифтов составляет 25 лет.

Семен Данилов   

Материалы по теме