/img/tv1.svg
RU KZ
До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

Почти пятая их часть в мегаполисе эксплуатируется свыше 25 лет.

08:12 02 Март 2020 10874

До 2024 года в Алматы заменят все старые лифты

Автор:

Мария Галушко

Фото: Мария Галушко

До 2024 года в Алматы заменят все лифты с истекшим нормативным сроком. Об этом в ходе круглого стола «Трансформация лифтовой отрасли Казахстана. Вызовы и перспективы развития» сообщил заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев. Какие еще вопросы обсудили представители лифтовой отрасли, выяснял корреспондент inbusiness.kz.

Новые стандарты

По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, в 2012 году в лифтовой отрасли Казахстана было отменено лицензирование. С этого момента на рынке появились недобросовестные игроки в лице сервисных и монтажных компаний. Ярким тому примером послужил случай, произошедший в 2018 году в Актобе, когда в результате халатности сотрудников сервисной компании погибла молодая девушка.

«С этого момента по поручению Елбасы при содействии министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) мы сели за разработку национального стандарта требований к эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъемников. Над проектом мы работали больше года, и в результате в начале 2020 года этот национальный стандарт мы внесли в Закон «О жилищных отношениях». В настоящее время это обязательное требование для всех участников рынка, осуществляющих монтаж, поставку и обслуживание», – сказал в ходе круглого стола Ержан Игибаев.

В прошлом году была разработана дорожная карта, направленная на обеспечение безопасности и поддержку отечественных производителей. На сегодняшний день в Казахстане существует пять лифтостроительных заводов, общая производственная мощность которых составляет 3500 лифтов в год. Однако в реальности их загруженность составляет от 5% до 15%. Реализация дорожной карты как раз направлена на решение этой проблемы.

«Разработанная дорожная карта не закрыта, по мере проблем она будет дополнятся, а исполненные пункты будут исключаться. Все субъекты лифтовой деятельности должны будут придерживаться национального стандарта. Совместно с Ассоциацией лифтовиков мы сейчас разрабатываем правила аттестации на право проведения монтажа, технического обслуживания, диагностирования и ремонта лифтового оборудования», – добавил руководитель управления машиностроения комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИИР РК Ержан Иманслям.

По словам Ержана Имансляма, в 2017 году объем рынка отрасли составлял 2,5 тыс. лифтов, из них 314 были произведены местными производителями и более 1800 лифтов было импортировано. В 2018 году ситуация не изменилась. В 2019 году было произведено 2056 лифтов, из них 1824 импортировано. Общая мощность казахстанских предприятий составляет 2350 лифтов в год и может полностью покрыть потребность рынка.

С февраля 2019 года были отмены таможенные пошлины на готовые лифты, в то время как пошлины на комплектующие для отечественного производства составляют 15%. По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана» Ержана Игибаева, это ставит казахстанских производителей в экономически невыгодные условия.

Проблемы, которые остаются

Между тем проблемным остается вопрос лифтов с истекшим нормативным сроком. Их в стране насчитывается около 5 тыс. единиц, из которых 4 тыс. представляют угрозу здоровью и жизни людей и требуют модернизации.

«В Алматы самый крупный жилищный фонд в стране – более 8 тыс. жилых домов, которые эксплуатируют около 5 тыс. лифтов. Из них со сроком эксплуатации более 25 лет 1400 лифтов – это 18%. В 2019 году мы проверили 61 организацию – это 779 лифтов. В результате был оштрафован 21 объект на 1,3 млн тенге. В рамках государственной программы «Модернизация ЖКХ», осуществляется замена лифтового оборудования, заменен уже 941», – сказал заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев.

По словам Мейржана Отыншиева, в 2020 году планируется заменить 300 лифтов, на это предусмотрено 2 млн тенге. Это возвратные средства, которые предоставляются на срок от семи до 15 лет. До 2024 года планируется замена всех лифтов в городе, требующих ремонта.

«Я считаю, что необходимо ускорение программы по модернизации ЖКХ. По имеющимся данным, свыше четырех единиц лифтов у нас в Казахстане требуют модернизации. В среднем нормативный срок одного лифта – 25 лет. У нас есть лифты, действующие более 30 лет. Это источник повышенной опасности. Наверное, здесь нужно создавать специальную программу по реновации лифтового парка РК», – добавил Ержан Игибаев.

Необходимые меры

Директор TOO LGS «Kazakhstan elevator Group» Алиш Халафов отметил, что в первую очередь необходимо на законодательном уровне принять нормативно-правовой акт, который обязал бы застройщиков, оперирующих бюджетными средствами, брать лифтовое оборудование только у отечественных производителей. И, если при строительстве присутствуют государственные деньги, ни о каком импорте не должно быть и речи.

«У нас существует 255-й приказ МИИР РК, 2017 года, в нем указано, что как раз в случае строительства объекта за счет государственных средств должны применяться услуги и работы отечественного производства. Однако, как мы видим на практике, данные приказ не работает должным образом и применяются лифты китайского и другого происхождения, качество которых иногда ставится под сомнение», – прокомментировал вопрос Ержан Игибаев

 «Мы сталкиваемся с проблемой реализации продукции и конкуренцией со стороны завозимой продукции из Китая и других стран. Нужно ужесточить ответственность застройщиков и курирующих госорганов за применяемое оборудование. Экспертиза должна отслеживать, что применяется в проекте», – считает заместитель директора ТОО «Алматы лифт» Максим Телицкий.

На вопрос журналистов о том, обязаны ли будут жители первых и вторых этажей платить за использование лифтов, заместитель начальника управления жилищной политики Алматы Мейржан Отыншиев ответил следующее.

«На сегодня собственники первых и вторых этажей освобождены от оплаты за обслуживание лифта. Но, согласно закону о жилищных отношениях, высшим органом управления жилым домом является собрание. Именно там должны приниматься такие решения. В этой связи управлением энергоэффективности разрабатывается проект новых правил предоставления коммунальных услуг. И этот вопрос будет вынесен на обсуждение. Касательно замены лифтового оборудования в рамках модернизации. Лифт – это часть общего имущества, и в расходах на его содержание должны участвовать все. Если жители на собрании примут решение, что первые и вторые этажи будут освобождены от оплаты, то им счета не будут предоставляться», – сказал Мейржан Отыншиев.

Мария Галушко

В Актобе появятся лифты казахстанского производства

Кто станет инвестором, и когда это произойдет.

21 Август 2020 08:50 4106

Насколько перспективен проект и кто его профинансирует, inbusiness.kz рассказал директор ТОО «Заман трейд» Бекжан Асаухан.

Прежде всего вопрос, а почему именно этот проект? Насколько он перспективен?

Рынок перспективен в том плане, что в настоящее время лифтовых заводов в Казахстане нет. То есть нет полного цикла производства. Да, есть некоторые сборочные производства, но они не отвечают тому уровню, который мы хотим внедрить здесь, опираясь на мировой опыт. Есть компании, монтирующие в регионе новое лифтовое оборудование. Но оно не отвечает тем требованиям, которые предъявляет население. Мы говорим не об отверточной сборке, когда откуда-то привозятся комплектующие, а здесь просто собираются, а именно о производстве. Наша компания проводила мониторинг среди актюбинцев. Практически все сказали, что их не устраивает нынешнее состояние лифтового хозяйства. Как существующего, так и устанавливаемого. А ведь в регионе, несмотря на пандемию, строительство идет довольно высокими темпами.

А что их не устраивает? Цена, качество, что-то еще?

В первую очередь качество. Вы знаете, в основном это уровень оснащенности. Как ни странно, но многие опрошенные жильцы многоэтажных домов готовы даже переплатить за лифт, но он должен быть комфортабельным, современным, удобным, безопасным и безотказным. Ведь за все в итоге платит конечный потребитель. А он вправе за свои деньги требовать качества грузоподъемного механизма. Важно понимать, что не всегда новое – это хорошее. И мы хотим сделать упор именно на качество.

Где планируется реализация проекта?

Наша компания подписала меморандум с социально-предпринимательской корпорацией «Актобе» о сотрудничестве. Если говорить подробнее, это соглашение о содействии СПК по привлечению инвесторов в производство лифтового оборудования в нашем регионе. Реализация проекта, то есть развертывание производства лифтового оборудования, будет на территории индустриальной зоны «Актобе». Это весь комплекс – производство, монтаж с последующей реализацией в Актюбинской области, по всему Западному Казахстану с потенциальным выходом на рынок приграничных районов Российской Федерации.  

Кто выступает инвестором проекта и о какой сумме вложений идет речь?

Это турецкие инвесторы, которые планируют вложить в проект около $5 млн, или 2 млрд тенге. В настоящее время мы ждем приглашения от местных властей инвесторов. Когда они приедут на переговоры, можно будет говорить о более конкретной сумме финансирования.  

Финансирование – это очень важный момент. С ноля подобный проект осуществить нельзя. Но есть и второй важный аспект – наличие необходимых современных технологий.

Совершенно верно. Потому мы и говорим о турецких инвесторах. Это не только финансовые инвестиции, но и иностранные технологии, которые позволят реализовать проект. Ни для кого не секрет, что определенных высокотехнологичных наработок в Казахстане попросту нет. Поэтому сразу и 100% казахстанского содержания в продукции нельзя обеспечить. Это вопрос не одного года. И даже через пять лет этого не будет. Но будет идти поступательное движение. И наша цель – наращивать казахстанское содержание. На начальном этапе, естественно, это будет несложное производство: покраска листов, нанесение специального состава на детали и тому подобное с последующим усложнением процессов. Постепенно как можно больше агрегатов, узлов и запасных частей будет производиться в Актюбинской области. И все же само производство мы намерены позиционировать как отечественное. Обязательно будет казахстанская торговая марка. Сейчас ведется работа над ее созданием. Мы проводим мониторинг рынка на предмет наличия запатентованных брендов.

На сегодняшний день сложилось довольно сложное экономическое положение во всем мире. Почему инвесторы выбрали Актюбинскую область для реализации проекта, причем сейчас?

Пандемия вечно продолжаться не будет. Экономика постепенно восстанавливается. Регион же очень привлекателен из-за выгодного географического расположения. Он находится на перекрестке значимых автодорог. Через Актюбинскую область проходит транспортный коридор «Западная Европа – Западный Китай», в 90 км находится граница с РФ. Из Актобе можно наладить выгодную логистику в Нур-Султан, Алматы и по всему западному региону. Поэтому инвесторы рассматривают Актобе как город с огромным экономическим потенциалом. Но здесь главное в поддержке инвесторов местными исполнительными органами.

В прошлом году о своем проекте, подобному вашему, заявило ТОО «QazBel Лифт», которое даже подписало договор с СПК «Актобе» о совместной его реализации. Из-за некоторых финансовых вопросов он пока в режиме ожидания. Но в ближайшем будущем дело сдвинется с мертвой точки. Не боитесь конкуренции?

Нет, в этой компании конкурента для себя мы не видим. Как и во многих сферах бизнеса, в лифтовом деле есть сегментация. Каждый производитель займет свою нишу, а интересы потребителей не пересекутся.

Семен Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Замена лифтов каждому жильцу обойдется в 3000 тенге

Заменить 40 подъемников многоэтажек планируется в Нур-Султане до конца года.

24 Июль 2019 15:34 8493

По программе развития регионов до 2020 года жители многоэтажных домов могут получить заем от государства на замену устаревших лифтов. Ежемесячный платеж с каждой квартиры в среднем составит три тысячи тенге. Об этом inbusiness.kz сообщили в столичном Управлении контроля и качества городской среды.

Для участия в программе необходимо провести общее собрание собственников квартир и получить положительное решение о проведении модернизации лифтового оборудования объекта кондоминиума, объема предстоящих работ. После чего следует подать заявление оператору программы – ТОО «Оркен кала». Далее заключается договор, выбирается подрядчик. Все эти процедуры необходимо проводить под контролем жильцов.

«Что касается возмещения затрат, то ссуду у государства можно получить сроком на 15 лет, и оплата по ней будет составлять в среднем две-три тысячи тенге в месяц с одной квартиры», – пояснила заместитель руководителя Управления контроля и качества городской среды Оксана Ибраева.

По данным госоргана, до конца года в Нур-Султане посредством данного механизма запланирована замена 40 лифтовых установок. В настоящий момент готовится инвестиционное предложение по модернизации 15 лифтовых установок в многоэтажках по адресу: ул. Кордай, 75, ЖК «Эгалите», ЖК «Сан сити».

С начала года в столице по программе развития регионов заменено 12 лифтовых оборудований.

Напомним, ранее сообщалось, что в многоэтажных жилых домах (МЖД) города работают 4910 лифтов.

Карина Алимова