До бизнеса в моногородах не доходят руки и... деньги

8962

Попытки областных властей расшевелить акимов моногородов на развитие малого и среднего бизнеса, терпят неудачу.

До бизнеса в моногородах не доходят руки и... деньги

"После строительства моста через Иртыш (соединяющий Павлодар и Аксу – прим. авт.), планировалось снять Аксу из программы моногородов и придать ему статус города-спутника. Но мост в этом году сдаем, а развитие бизнеса - на том же месте", - говорит аким Павлодарской области Булат Бакауов.

В Казахстане к числу моногородов относятся населенные пункты, где основная часть (20% и более) промышленного производства и трудоспособного населения сосредоточены на одном или нескольких градообразующих предприятиях, как правило, одного профиля и сырьевой направленности.  В Павлодарской области таких города два – Аксу, где основная часть горожан работал на ферросплавном заводе или  электростанции и Экибастуз – город горняков и энергетиков.

По информации регионального управления экономики и бюджетного планирования, в 2016 году на финансирование моногородов Павлодарской области предусмотрено 83,3 млрд тенге – местный и республиканский бюджеты, а также собственные средства предприятий. Каждый из городов имеет свои якорные проекты. В Аксу их два. Первый - реконструкция птицефабрики ТОО "Кызылжар - Кус", инвестиции составили 3,2 млрд тенге, производственная мощность 8 тыс. тонн в год, с созданием 150 рабочих мест. Правда, проект реализуется с 2014 года и планирует выйти на проектную мощность только в 2017 году. Второй  – строительство цеха по производству стальных прямошовных труб ТОО " ДАНиЕР" с созданием 70 постоянных рабочих мест, инвестиционной стоимостью 220 млн тенге. И если для первого проекта важно сегодня найти свою нишу на рынке, то по второму – рынок сбыта. Причем, якорные проекты больше похожи на "кандалы", так как реализуются на протяжении уже нескольких лет, и нет гарантии, что следующий станет финальным. "Данные проекты прорабатывались еще в мою бытность, будучи акимом Аксу. А что сделано нового? Представители бизнеса заявляют проекты, берут земельные участки, это хорошо, но необходимо понимать, для какой цели они это делают. Отдавая земельный участок на аукционе, необходимо сразу предупреждать предпринимателя, что у него есть год на проектно-сметную документацию, второй год – на реализацию", - говорит глава региона Булат Бакауов.

В Экибастузе к числу якорных проектов (так же из серии "долгоиграющих") относится строительство Бозшакольского ГОКа - ТОО "KazakhmysBozshakol", который за 7 месяцев нынешнего года произвел 12,3 млн тонн руды и 66,3 тыс. тонн концентрата. Продолжаются работы по вводу в эксплуатацию обогатительной  фабрики. Второй проект из области железнодорожного кластера - ТОО "Проммашкомплект" в 2017 году планирует запустить комплекс по производству колес железнодорожного назначения мощность  200 тыс. штук колес в год (в стоимостном выражении 30,1 млрд тенге.)

При этом в городе горняков в подвешенном состоянии с марта прошлого года находится ТОО "Казахстанская вагоностроительная компания" из той же железнодорожной линейки. По информации акима Экибастуза Кайрата Нукенова, "единственным не решенным на сегодняшний день вопросом в городе остается восстановление производства завода по производству вагонов". "Уже решен вопрос о лизинговом финансировании производства ТОО "КВК" через Банк развития Казахстана. На данный момент акционерами проводится работа по определению механизма запуска производства. Это работа с кредиторами, разблокировка счетов, оплата налоговых платежей, погашение задолженности по заработной плате. К концу сентября мы планируем, что предприятие выйдет на плановый режим работы", - отметил аким. Задолженность перед работниками предприятия составляет 104,7 млн тенге. За август каждому работнику выплатили по 17,5 тыс. тенге. 

По мнению акима Павлодарской области,  в моногородах нет новых проектов в сфере малого и среднего бизнеса, которые нужны для диверсификации экономики. "В свое время мы рассчитывали, что Экибастуз станет первым среди моногородов, а Аксу – вторым. Но этих позиций пока не достигли. Акимами моногородов проводится недостаточная работа по подготовке проектов на развитие недостающей инфраструктуры для субъектов предпринимательства".

Впрочем, эта проблема касается не только моногородов Павлодарской области. Судя по всему, подобная история во всех регионах страны. Как отметил в одном из своих выступлений первый заместитель премьер-министра РК Бакытжан Сагинтаев: "Все эти программы направлены на то, чтобы привести в порядок трубы, тепловые сети, по воде, дорогу провести, освещение сделать. В этой части программа четко работает, то есть местные исполнительные органы благодарят, потому что мы снижаем нагрузку на местный бюджет в части приведения в порядок, но основная задача и цель не заключается в приведении в порядок инженерных коммуникаций. Основная задача обеспечить рабочими местами людей, которые там проживают. Создание рабочих мест, открытие новых производств там – в этой части ноль. Тогда ставится вопрос: мы наверно будем снимать с этой программы деньги, которые будут направляться на инженерные коммуникации, потому у акима этого моногорода в голове только как бы привести в порядок дороги, сети и так далее".
Марина Попова, Павлодар 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться