Эксперты, принявшие участие в программе "Время говорить" на Atameken Business, также рекомендуют не забывать о мировом опыте, который во многих случаях успешным не назовешь, передает inbusiness.kz. По крайней мере, кабмин сейчас рассматривает возможные варианты. Но конкретики как таковой нет. Известно лишь, что, скорее всего, под действие нового налога могут попасть дорогие авто и дома, антиквариат.
Жанат Нургалиев – экономист:
Прямо сейчас он не нужен. Я считаю, это преждевременная мера. Нам сейчас необходимо завершить по всеобщему декларированию доходов, то, что у нас долгое время оттягивался этот процесс. С 2025 года у нас будет всеобщее декларирование, уже потом можно будет рассматривать поэтапно. После всеобщего декларирования нам нужен закон о незаконном обогащении, то есть сейчас в рамках борьбы с коррупцией законопроект уже рассматривается, его надо поскорее принять. Богатых людей мы и так знаем.
Данил Москаленко:
– Но тут речь идет о том, что те, кто имеет по две-три квартиры, тоже должны платить налог на роскошь. У нас же это выгодная форма бизнеса для многих, когда люди скупают недвижимость, потом ее сдают в аренду и т. д.
Уалихан Кайсаров – экс-сенатор:
– Есть две большие проблемы. Самая главная проблема в том, что закон не может иметь обратной силы. То есть мы не можем сейчас облагать налогом то имущество, которое люди в свое время приобрели. Другой вопрос – законно или незаконно? Это вопрос к правоохранительным органам. Но поскольку судом оно еще не подлежит конфискации и не признано незаконно заработанным, то законодатель не должен облагать налогом любую собственность задним числом. Человек пускай купил там две квартиры, двести квартир... Задним числом вводить новое налогообложение ни в коем случае нельзя. Это – первое. Другой вопрос, вместо налога на роскошь можно ввести налог, но на ту роскошь, которая будет приобетаться с 2024-2025 годов. Повышенный налог на доходы – это другой вопрос. Тут никаких замечаний, я думаю, ни у кого не будет из моих коллег.
Если обратить внимание на мировой опыт, то, например, в Швеции налог на роскошь был введен в 2007 году, через год его отменили, отметил Кайсаров. Во Франции налог на роскошь составлял от 0,5% до 0,8%. В итоге 350 человек уехали вместе с капиталом приблизительно в 25 млрд евро, через пару лет закон тоже отменили. В Германии аналогичный документ был отменен в 1997 году. Недолго продержалась и Италия, где налог на роскошь проработал только два года. Более прогрессивным опытом могут похвастать США, где закон действовал более 100 лет, но в 2007 году его все же поставили на утрату. С учетом этого экс-сенатор Уалихан Кайсаров считает, что вместо налога на роскошь в Казахстане нужно вводить дифференцированный налог на доход по опыту Германии.
Данил Москаленко:
– Довольно интересная ситуация получается. То есть мы можем прогнозировать бегство капитала из страны, в том числе из Казахстана?
Жанат Нургалиев – экономист:
– Я согласен с коллегой, что закон обратной силы не имеет. Здесь вопрос в том, что, возможно, назрел этап перехода на прогрессивную шкалу, чем больше доходов получаешь, тем больше налогов ты платишь. Соответственно, то же самое с квартирами. Они же должны платить налоги за все квартиры, правильно? Необязательно какой-то специально налог вводить, можно в рамках существующего администрирования пересмотреть какие-то подходы, критерии.
Данил Москаленко:
– А много ли мы получим? Сколько это – миллиард, два? Но это же капля в море.
Уалихан Кайсаров – экс-сенатор:
– Вы сейчас задали хороший вопрос моему коллеге: сколько мы можем получить? Вы знаете, даже в такой стране, как Швеция, ВВП которой несравненно выше нашего и экономика более прочная, чем наша...они за один год смогли собрать всего лишь полмиллиарда евро, но при этом бюджет потерял 53 млрд евро. Поэтому я думаю, что в Казахстане, естественно, может произойти то же самое, и в гораздо более крупных масштабах. Я думаю, и здесь я соглашусь с моим коллегой, что нужно вводить прогрессивный подоходный налог.
Данил Москаленко:
– Я думаю, все равно наши люди что-нибудь придумают и будут скрываться от этого налога. Как это сейчас делают предприниматели, которые дробят свой бизнес и открывают несколько ИП, несколько ТОО, чтобы не попасть под НДС
Уалихан Кайсаров – экс-сенатор:
– Вы знаете, мне кажется, что происходит подмена понятий: вместо налога на роскошь имеем в виду кто какую собственность себе заработал. Априори говорить, что вся собственность олигархов наворована... говорить можно, предполагать можно, осуждать можно... но надо судом доказать, должно быть расследование. Если судом будет доказано, не то что налог, вообще забрать нужно все.
Полную версию программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке