О компании «Казахстан темир жолы» в последнее время пестрят заголовки в статьях и сюжетах средств массовой информации. Редакция inbusiness.kz подробно рассмотрела каждый из них и разбиралась, почему национальная компания «КТЖ» все чаще выступает в негативном свете.
В июле этого года в национальной компании «Казахстан темир жолы» заявили, что сделают все возможное, чтобы не пускать на перроны безбилетников. В пилотном режиме ограничение доступа лиц без билетов будет действовать на перронах «Нурлы жол» в столице и вокзале «Караганда». Отметим, что в 2000-х годах эту меру уже хотели ввести, но из-за возмущений людей вмешались КНБ и прокуратура. По словам заместителя председателя правления АО «НК «КТЖ» Каната Альмагамбетова, им сказали, что компания не имеет права на ограничение свободы граждан. Но сейчас в компании с министерством и правоохранительными органами считают это решение правильным. Во время совещания в МИИР члены общественного совета возразили – это действительно нарушение прав человека. Однако в КТЖ ответили, что решение о введении пилотной меры уже принято. Становится интересно, ездят ли сами работники КТЖ на поездах или провожают ли они своих родственников до вагона, помогают ли дотащить тяжелые сумки мамам и бабушкам?
Шокирующие сведения в ноябре прошлого года опубликовала руководитель фонда «Общественное движение против насилия «НеМолчиKZ» Дина Тансари. На своей странице девушка рассказала, что пассажирку, которая возвращалась с научной конференции в поезде «Тулпар-Тальго» из Нур-Султана в Актобе, изнасиловал один из проводников, а следом вошел второй и повторил преступление. В этом вопиющем случае судья квалифицировал действия подсудимых как «простое изнасилование», определив, что их действия не были групповым изнасилованием. Сами осужденные приговорены к 2,5 года, при этом извинений от виновных не последовало. В самом КТЖ извинились, при этом Канат Альмагамбетов заявил, что добровольную выплату компенсации никто не собирается производить, и если суд обязует выплатить – деньги будут. Пока что представитель КТЖ выделил, что в данном нашумевшем случае пострадала не только репутация пассажирки, но и всех сотрудников нацкомпании. Как говорится, досталось всем.
«Что касается нашумевшего случая по изнасилованию пассажирки, мы искренне сожалеем. От имени «Казахстан темир жолы», от себя лично приношу извинения. Я считаю, что это недопустимые действия проводников. Вместо того чтобы обеспечить безопасный провоз пассажира, они совершили такое преступление. Это называется преступлением. Конечно, пострадала не только пассажирка, считаем, что пострадала репутация наших проводников, наших сотрудников. Мы считаем, что они будут осуждены. Еще раз говорю, что мы сожалеем. И надеемся, что такого больше не повторится, – сказал тогда первый заместитель председателя АО «НК «КТЖ» Канат Альмагамбетов.
Этот скандал вызвал широкий резонанс в обществе. В нашей стране даже заговорили о том, чтобы обязать национального перевозчика формировать пассажирские составы с чисто «женскими вагонами». Но в АО «Пассажирские перевозки» сразу ответили, что такого ждать не стоит. Мол, мера будет не очень эффективной. Даже при таком ответе никто в КТЖ не заверяет, что безопасность женщин в поездах будет на 100 процентов гарантирована. Опять вопрос – ну, уволили вы провинившихся проводников, начальника поезда, в котором произошло ЧП, что уж, строгий выговор объявлен самому заместителю генерального директора АО «Пассажирские перевозки» Едиге Мыханову, который курировал работу резерва проводников. А вот дальше что?
Однако на этом скандалы в КТЖ не заканчиваются. Есть еще один случай, о котором нам рассказал предприниматель, работавший с национальной компанией «Казахстан темир жолы», а именно с акционерным обществом «Пассажирские перевозки». Аскар Омар приобрел в 2014 году прачечный комбинат, который принадлежал КТЖ по плану. В то время убыточные предприятия выставлялись на торги, для того чтобы оздоровить экономическое положение компании, в этом случае КТЖ. На прозрачном аукционе по методу повышения стоимости Аскар Омар выиграл и приобрел этот комбинат. Работал много лет, без каких-либо проблем, но потом они начались и продолжаются по сей день.
«В 2014 году, в декабре, был проведен тендер долгосрочный, на три года, по которому мы были признаны победителями. Но зачастую, меня поддержат бизнес-сообщества, менеджеры национальных компаний начинают предлагать условия, которые, мягко говоря, входят в конфликт с законами РК. Когда бизнесмены отказываются, то находятся воспитательные методы на тех бизнесменов, которые не хотят работать по таким схемам. Предлагают все так же пресловутые откаты, покровительство при осуществлении хозяйственной деятельности», – говорит Аскар Омар.
По словам предпринимателя, после того, как его компания выиграла тендер на закупки услуг по экипировке комплектами постельных принадлежностей пассажирских поездов, их потом незаконно отстранили. То есть просто отказывались сотрудничать, причем обоснованием этого служили отговорки, мол, прачечный комбинат обязан поставлять, помимо постельного белья, еще и матрасы для пассажиров в вагоны «Тальго». Уже в суде Аскару удалось доказать, что матрас, тем более в испанских вагонах, входит в комплектующее поезда. Судебными решениями столичного суда и города Алматы действия АО «Пассажирские перевозки» были признаны незаконными.
«Мы взыскали упущенную выгоду предприятия с АО «Пассажирские перевозки» более 400 миллионов тенге. Ну что такое 400 миллионов тенге? Это практически детский сад. На 230 человек, который можно было построить в городе. Почему я говорю, что его можно было построить, потому что в результате действий АО произошла двойная оплата. То есть оплатили нам упущенную выгоду и оплатили предприятию, которое осуществляло эти услуги. Мы считаем, это предприятие было лоббировано руководством «Пассажирских перевозок». Такую же сумму оплатили предприятию, которое осуществляло эту услугу. То есть незаконные действия менеджеров АО привели к двойной оплате одной и той же услуги», – делится расчетами предприниматель.
Складывается впечатление, что у АО «Пассажирские перевозки» столько денег, что им все равно, куда их отдавать. Вот, к примеру, несколько постановлений судов на то время Астаны и Алматы. Итак, суд решил взыскать с АО «Пассажирские перевозки» в пользу ТОО «Ас-Ай» упущенную выгоду в сумме 122 миллиона тенге, 179 605 тысяч тенге, 77 миллионов 293 тысячи тенге, 209 миллионов тенге, также взыскать за выполненные работы за январь 2015 года 5 миллионов 342 тысячи тенге.
Простая арифметика, но неужели легче так: возьми деньги и живи себе, только нас не трогай? Или это все-таки конкретные принципы, которых придерживаются в КТЖ? Не стал сразу идти нам навстречу – не будем с тобой работать, хоть убей. Тяжбы длились на протяжении трех лет. Каждый год Аскар обращался в суды, и каждый год суд выносил решения – заключить договор и выплатить упущенную выгоду предприятию. Но акционерное общество решило, что лучше отдавать деньги, а постель в вагоне будет от других. Наверное, она теплее.
«Я вам скажу, это системная проблема. Потому что десятки, сотни предприятий в Казахстане сталкиваются с этой проблемой. То есть, если они не понравились руководству той или иной национальной компании, ведется работа по расторжению договора. В одностороннем порядке расторгается договор», – говорит Аскар Омар.
Судьба так и сводит «Пассажирские перевозки» с ТОО Аскара. И вот в 2019 году акционерным обществом проводятся два тендера, также по закупу услуг по экипировке пассажирских вагонов. Дважды победителями тендеров объявляется ТОО «Ас-Ай», то есть компания нашего героя. И, как бы это ни звучало, дважды итоги тендера признавались несостоявшимися. Причины? – спросите вы…
«Первая в том, что на государственном языке и по тем принципам, по которым мы работали с АО «Пассажирские перевозки» 15 лет, они объявляют, что это неправильно и что есть другие требования. Они отменяют итоги тендера. Буквально неделю назад опять проходит тендер. Опять победителем объявляется ТОО «Ас-Ай», и опять через некоторое время объявляется, что итоги тендера признаются недействительными. Вот такая ситуация. И эта позиция находит понимание у «Самрук Казына», – продолжает Аскар Омар.
И с организацией торжественных мероприятий у «Казахстан темир жолы» также дела идут не самым лучшим чередом. В канун праздника Дня железнодорожника национальная компания разместила лот на сайте государственных закупок. Заявка – работы по изготовлению сувенирной/имиджевой/атрибутной продукции. Просили 200 пар часов на 44 миллиона тенге. Но часы не простые. Характеристика такая: корпус часов, покрытый позолотой 24 карат, циферблат изготовлен из натуральной ракушки и жемчуга, что придает циферблату перламутровый цвет, имеет рамку для указания даты и текущего месяца. Логотип изготавливается путем выливания из олова, в 3D, методом наклеивания металлической пластины на циферблат, и покрывается позолотой 24К (цвет Rose Gold). По диаметру циферблата нанесены римские цифры, также покрытые позолотой 24К. Боковая головка заводного механизма в форме купола со встроенным искусственным камнем, цвета, схожим со стрелками часов. Крышка обратной стороны часов изготовлена из металла, на котором методом слепого теснения изображено административное здание компании, карта Казахстана (с указанием обновленных железнодорожных путей всех направлений), а также надпись «Компания Басқарма төрағасынан», «Еңбектегі жетістіктеріңіз үшін», и номеруются индивидуальными серийными номерами, что подтверждается сертификатом. А сам браслет изготовлен из натуральной кожи крокодила, и теснение логотипа компании с внутренней стороны кожаного браслета. Каждый экземпляр часов имеет свой серийный номер.
Говорить о подарочной упаковке даже не стоит, там тоже все в драгоценностях. Только вот почему сначала был лот, а потом почетных железнодорожников поздравили лишь одной медалью и веточкой хризантем? Неужели люди, которые проработали на компанию 30-40 лет, не заслужили от нее единственный раз в жизни получить часы за 200 тысяч тенге? Или столь дорогие подарки предназначались для более ответственных работников? Но, видимо, и им в этот раз ничего не перепало. А в КТЖ проблем целый вагон и маленькая тележка, и меньше их не становится.
Константин Харламов