/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
«Дочка» КТЖ платит за постельное белье дважды?

«Дочка» КТЖ платит за постельное белье дважды?

Почему в «Казахстан темир жолы» больше негатива, чем позитива?

14:09 09 Август 2019 6251

«Дочка» КТЖ платит за постельное белье дважды?

Автор:

Константин Харламов

О компании «Казахстан темир жолы» в последнее время пестрят заголовки в статьях и сюжетах средств массовой информации. Редакция inbusiness.kz подробно рассмотрела каждый из них и разбиралась, почему национальная компания «КТЖ» все чаще выступает в негативном свете.

В июле этого года в национальной компании «Казахстан темир жолы» заявили, что сделают все возможное, чтобы не пускать на перроны безбилетников. В пилотном режиме ограничение доступа лиц без билетов будет действовать на перронах «Нурлы жол» в столице и вокзале «Караганда». Отметим, что в 2000-х годах эту меру уже хотели ввести, но из-за возмущений людей вмешались КНБ и прокуратура. По словам заместителя председателя правления АО «НК «КТЖ» Каната Альмагамбетова, им сказали, что компания не имеет права на ограничение свободы граждан. Но сейчас в компании с министерством и правоохранительными органами считают это решение правильным. Во время совещания в МИИР члены общественного совета возразили – это действительно нарушение прав человека. Однако в КТЖ ответили, что решение о введении пилотной меры уже принято. Становится интересно, ездят ли сами работники КТЖ на поездах или провожают ли они своих родственников до вагона, помогают ли дотащить тяжелые сумки мамам и бабушкам?

Шокирующие сведения в ноябре прошлого года опубликовала руководитель фонда «Общественное движение против насилия «НеМолчиKZ» Дина Тансари. На своей странице девушка рассказала, что пассажирку, которая возвращалась с научной конференции в поезде «Тулпар-Тальго» из Нур-Султана в Актобе, изнасиловал один из проводников, а следом вошел второй и повторил преступление. В этом вопиющем случае судья квалифицировал действия подсудимых как «простое изнасилование», определив, что их действия не были групповым изнасилованием. Сами осужденные приговорены к 2,5 года, при этом извинений от виновных не последовало. В самом КТЖ извинились, при этом Канат Альмагамбетов заявил, что добровольную выплату компенсации никто не собирается производить, и если суд обязует выплатить – деньги будут. Пока что представитель КТЖ выделил, что в данном нашумевшем случае пострадала не только репутация пассажирки, но и всех сотрудников нацкомпании. Как говорится, досталось всем.

«Что касается нашумевшего случая по изнасилованию пассажирки, мы искренне сожалеем. От имени «Казахстан темир жолы», от себя лично приношу извинения. Я считаю, что это недопустимые действия проводников. Вместо того чтобы обеспечить безопасный провоз пассажира, они совершили такое преступление. Это называется преступлением. Конечно, пострадала не только пассажирка, считаем, что пострадала репутация наших проводников, наших сотрудников. Мы считаем, что они будут осуждены. Еще раз говорю, что мы сожалеем. И надеемся, что такого больше не повторится, – сказал тогда первый заместитель председателя АО «НК «КТЖ» Канат Альмагамбетов.

Этот скандал вызвал широкий резонанс в обществе. В нашей стране даже заговорили о том, чтобы обязать национального перевозчика формировать пассажирские составы с чисто «женскими вагонами». Но в АО «Пассажирские перевозки» сразу ответили, что такого ждать не стоит. Мол, мера будет не очень эффективной. Даже при таком ответе никто в КТЖ не заверяет, что безопасность женщин в поездах будет на 100 процентов гарантирована. Опять вопрос – ну, уволили вы провинившихся проводников, начальника поезда, в котором произошло ЧП, что уж, строгий выговор объявлен самому заместителю генерального директора АО «Пассажирские перевозки» Едиге Мыханову, который курировал работу резерва проводников. А вот дальше что?

Однако на этом скандалы в КТЖ не заканчиваются. Есть еще один случай, о котором нам рассказал предприниматель, работавший с национальной компанией «Казахстан темир жолы», а именно с акционерным обществом «Пассажирские перевозки». Аскар Омар приобрел в 2014 году прачечный комбинат, который принадлежал КТЖ по плану. В то время убыточные предприятия выставлялись на торги, для того чтобы оздоровить экономическое положение компании, в этом случае КТЖ. На прозрачном аукционе по методу повышения стоимости Аскар Омар выиграл и приобрел этот комбинат. Работал много лет, без каких-либо проблем, но потом они начались и продолжаются по сей день.

«В 2014 году, в декабре, был проведен тендер долгосрочный, на три года, по которому мы были признаны победителями. Но зачастую, меня поддержат бизнес-сообщества, менеджеры национальных компаний начинают предлагать условия, которые, мягко говоря, входят в конфликт с законами РК. Когда бизнесмены отказываются, то находятся воспитательные методы на тех бизнесменов, которые не хотят работать по таким схемам. Предлагают все так же пресловутые откаты, покровительство при осуществлении хозяйственной деятельности», – говорит Аскар Омар.

По словам предпринимателя, после того, как его компания выиграла тендер на закупки услуг по экипировке комплектами постельных принадлежностей пассажирских поездов, их потом незаконно отстранили. То есть просто отказывались сотрудничать, причем обоснованием этого служили отговорки, мол, прачечный комбинат обязан поставлять, помимо постельного белья, еще и матрасы для пассажиров в вагоны «Тальго». Уже в суде Аскару удалось доказать, что матрас, тем более в испанских вагонах, входит в комплектующее поезда. Судебными решениями столичного суда и города Алматы действия АО «Пассажирские перевозки» были признаны незаконными.

«Мы взыскали упущенную выгоду предприятия с АО «Пассажирские перевозки» более 400 миллионов тенге. Ну что такое 400 миллионов тенге? Это практически детский сад. На 230 человек, который можно было построить в городе. Почему я говорю, что его можно было построить, потому что в результате действий АО произошла двойная оплата. То есть оплатили нам упущенную выгоду и оплатили предприятию, которое осуществляло эти услуги. Мы считаем, это предприятие было лоббировано руководством «Пассажирских перевозок». Такую же сумму оплатили предприятию, которое осуществляло эту услугу. То есть незаконные действия менеджеров АО привели к двойной оплате одной и той же услуги», – делится расчетами предприниматель.

Складывается впечатление, что у АО «Пассажирские перевозки» столько денег, что им все равно, куда их отдавать. Вот, к примеру, несколько постановлений судов на то время Астаны и Алматы. Итак, суд решил взыскать с АО «Пассажирские перевозки» в пользу ТОО «Ас-Ай» упущенную выгоду в сумме 122 миллиона тенге, 179 605 тысяч тенге, 77 миллионов 293 тысячи тенге, 209 миллионов тенге, также взыскать за выполненные работы за январь 2015 года 5 миллионов 342 тысячи тенге.

Простая арифметика, но неужели легче так: возьми деньги и живи себе, только нас не трогай? Или это все-таки конкретные принципы, которых придерживаются в КТЖ? Не стал сразу идти нам навстречу – не будем с тобой работать, хоть убей. Тяжбы длились на протяжении трех лет. Каждый год Аскар обращался в суды, и каждый год суд выносил решения – заключить договор и выплатить упущенную выгоду предприятию. Но акционерное общество решило, что лучше отдавать деньги, а постель в вагоне будет от других. Наверное, она теплее.

«Я вам скажу, это системная проблема. Потому что десятки, сотни предприятий в Казахстане сталкиваются с этой проблемой. То есть, если они не понравились руководству той или иной национальной компании, ведется работа по расторжению договора. В одностороннем порядке расторгается договор», – говорит Аскар Омар.

Судьба так и сводит «Пассажирские перевозки» с ТОО Аскара. И вот в 2019 году акционерным обществом проводятся два тендера, также по закупу услуг по экипировке пассажирских вагонов. Дважды победителями тендеров объявляется ТОО «Ас-Ай», то есть компания нашего героя. И, как бы это ни звучало, дважды итоги тендера признавались несостоявшимися. Причины? – спросите вы…

«Первая в том, что на государственном языке и по тем принципам, по которым мы работали с АО «Пассажирские перевозки» 15 лет, они объявляют, что это неправильно и что есть другие требования. Они отменяют итоги тендера. Буквально неделю назад опять проходит тендер. Опять победителем объявляется ТОО «Ас-Ай», и опять через некоторое время объявляется, что итоги тендера признаются недействительными. Вот такая ситуация. И эта позиция находит понимание у «Самрук Казына», – продолжает Аскар Омар.

И с организацией торжественных мероприятий у «Казахстан темир жолы» также дела идут не самым лучшим чередом. В канун праздника Дня железнодорожника национальная компания разместила лот на сайте государственных закупок. Заявка – работы по изготовлению сувенирной/имиджевой/атрибутной продукции. Просили 200 пар часов на 44 миллиона тенге. Но часы не простые. Характеристика такая: корпус часов, покрытый позолотой 24 карат, циферблат изготовлен из натуральной ракушки и жемчуга, что придает циферблату перламутровый цвет, имеет рамку для указания даты и текущего месяца. Логотип изготавливается путем выливания из олова, в 3D, методом наклеивания металлической пластины на циферблат, и покрывается позолотой 24К (цвет Rose Gold). По диаметру циферблата нанесены римские цифры, также покрытые позолотой 24К. Боковая головка заводного механизма в форме купола со встроенным искусственным камнем, цвета, схожим со стрелками часов. Крышка обратной стороны часов изготовлена из металла, на котором методом слепого теснения изображено административное здание компании, карта Казахстана (с указанием обновленных железнодорожных путей всех направлений), а также надпись «Компания Басқарма төрағасынан», «Еңбектегі жетістіктеріңіз үшін», и номеруются индивидуальными серийными номерами, что подтверждается сертификатом. А сам браслет изготовлен из натуральной кожи крокодила, и теснение логотипа компании с внутренней стороны кожаного браслета. Каждый экземпляр часов имеет свой серийный номер.

Говорить о подарочной упаковке даже не стоит, там тоже все в драгоценностях. Только вот почему сначала был лот, а потом почетных железнодорожников поздравили лишь одной медалью и веточкой хризантем? Неужели люди, которые проработали на компанию 30-40 лет, не заслужили от нее единственный раз в жизни получить часы за 200 тысяч тенге? Или столь дорогие подарки предназначались для более ответственных работников? Но, видимо, и им в этот раз ничего не перепало. А в КТЖ проблем целый вагон и маленькая тележка, и меньше их не становится.

Константин Харламов

КТЖ передала завод «Тулпар-Тальго» в управление «Трансмашхолдингу»

Ранее ТМХ планировал приобрести завод, но сделка отменилась.

09 Июнь 2020 08:34 14402

КТЖ передала завод «Тулпар-Тальго» в управление «Трансмашхолдингу»

КТЖ передала завод «Тулпар-Тальго» в управление. Об этом говорится в финансовой отчетности «Казахстанских железных дорог» за прошедший год.

«В течение 2019 г. группа передала дочернюю организацию – ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар» – в доверительное управление ТОО «Трансмашхолдинг Казахстан – КЗ», при этом сохранив контроль над ним», – говорится в отчетности.

Как известно, ранее ТМХ планировал приобрести завод по выпуску испанских вагонов. Напомним предысторию вопроса.

В сентябре 2018 года председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев (на тот момент возглавлявший компанию) и гендиректор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа подписали договор о приобретении более 99% в уставном капитале ТОО «Тулпар-Тальго» и поставке в 2018-2026 годах 1,2 тыс. вагонов для АО «Пассажирские перевозки». Сумма сделки составила 23 млн евро.

4 февраля 2019 года между группой и АО «Трансмашхолдинг» заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи 99,99926% доли участия в ТОО «Тулпар-Тальго.

В сентябре 2019 года зампред правления КТЖ Серик Абденов сообщал, что ведутся переговоры с пятью потенциальными инвесторами по производству пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар-Тальго», которые экономически целесообразны. В целом на заводе было собрано 670 вагонов по испанской технологии.

«Мы договорились с Patentes Talgo, остановили производство. У нас порядка 62 книжек есть, мы дособираем вагоны, и все. На этом мы останавливаем производство вагонов «Тальго», – рассказал Серик Абденов.

По его словам, в числе потенциальных инвесторов значились ОАО «Тверской вагоностроительный завод», два китайских завода, украинское ПАО «Крюковский вагоностроительный комбинат» и швейцарский Stadler.

Таким образом, возвращаясь к финансовой отчетности, национальный перевозчик остановил свой выбор на производстве тверских вагонов в Казахстане. Как ранее сообщали в КТЖ, в 2019 году на заводе было собрано 63 вагона по российской технологии. Также в отчетности указывается, что в течение 2019 г. группа в лице дочерних организаций АО «Пассажирские перевозки» и ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар», заключила трехсторонние договоры купли-продажи и финансового лизинга с АО «БРК-Лизинг» для обновления парка пассажирских вагонов на общую сумму 37,9 млрд тенге. В рамках стратегии компании в ближайшие десять лет планируется приобретение новых 1200 вагонов, ежегодно их количество должно составлять более 100 единиц. В настоящее время парк вагонов национального перевозчика состоит из 2029 вагонов, из них 670 – «Тулпар-Тальго». Изношенность подвижного состава составляет 47%.

Также, как сообщается в отчетности, 20 июня 2019 года КТЖ осуществила погашение еврооблигаций 2014 г. выпуска объемом 100 млн швейцарских франков. В ноябре 2019 г. осуществлено досрочное погашение еврооблигаций 2017 г. выпуска объемом 780 млн долларов, общая сумма выплат составила 897 309 831 доллар (347 млрд тенге).

Справка: «Трансмашхолдинг» – крупнейший в РФ производитель подвижного состава для рельсового транспорта. Предприятия группы расположены в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Твери, Московской, Ростовской и Саратовской областях, а также на Украине и в Казахстане. Сервисный блок представлен группой «Локомотивные технологии». Около 33% акций материнской компании «ТМХ» владеет французский концерн Alstom, остальные акции находятся в собственности бизнесменов Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, а также структур «Трансгрупп». В Казахстане является акционером АО «Локомотив қурастыру зауыты» и учредителем ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», производящих тепловозы и электровозы.

Майра Медеубаева

О санитарном контроле в поездах

Об этом сообщил главный санврач на транспорте на YouТube-канале ATAMEKEN BUSINESS.

14 Май 2020 15:27 1772

О санитарном контроле в поездах

Фото: rbc.ru

Рассадка в пассажирских вагонах в зависимости от класса будет осуществляться по наличию билетов и посадочных мест. Дополнительных требований по рассадке не будет. Строго по билетам, как в купе, плацкартных вагонах, так и в поездах Talgo. Об этом сегодня на брифинге рассказал главный санитарный врач на транспорте Садвакас Байгабулов.

По его словам, вопросы контроля за масочным режимом, передвижением, недопущением скопления в пассажирских поездах, тамбурах будут контролироваться проводниками.

По данным санврача, вход в здание вокзала будет осуществляться при наличии масок и проездного билета. Перед входом в здание службой собственной безопасности вокзала будет проводиться бесконтактная термометрия. Также перед возобновлением работы ж.-д. вокзалов и вагонов будет проведена полная ревизия систем кондиционирования и замена фильтров. Следующим требованием является проведение в пути следования пассажирского поезда анкетирования проводниками. Немаловажным требованием является усиление дезинфекционного режима в поездах. Также поездные бригады, персонал, который задействован как на ж.-д. вокзале, так и в поездах, должен носить маски. Ограничивается движение пассажиров из вагона в вагон. Еще одним основным требованием являются вопросы наличия неснижаемого запаса дезинфицирующих и лекарственных средств, антисептиков. Что касается питания, пассажиры могут брать с собой еду, и никаких излишних требований по запрещению не будет.

При передвижении посредством самолетов и ж.-д. транспорта есть проводники, которые контролируют соблюдение дистанции, масочный режим, чего нельзя сказать об автобусных междугородних переездах. Там есть только водитель, главная задача которого – обеспечить безопасность движения. Так как там нет лиц, которые бы мониторили ситуацию с пассажирами, в настоящее время возобновление междугородних автобусных сообщений преждевременно. 

По его словам, с учетом ситуации по заболеваемости коронавирусной инфекцией в регионах по мере мониторинга будут рассмотрены вопросы по возобновлению междугородних автобусных маршрутов.

Что касается блокпостов, как стабилизируется коронавирусная ситуация в ряде регионов, будет поэтапно рассматриваться вопрос по снятию блокпостов, и тогда будет возобновлено движение, в том числе и на собственных автомобилях, резюмировал главный санврач на транспорте.

Майра Медеубаева