Защитники и супруг потерпевшей чиновницы ( в октябре 2018 года заместитель акима Толебийского района Туркестанской области Рабига Бейсебаева была ранена у ворот собственно дома), а также адвокаты подсудимых высказали несогласие с квалификацией обвинения. Одни ратуют за ужесточение, другие, понятное дело, за облегчение. Кроме того, обе стороны предложили варианты ответа на вопрос, который давно мучает общественность: о мотивах этого очень специфичного преступления. Шутка ли, некто покушался на заместителя акима района, а потому журналистов набился полный зал.
Однако первыми пришли адвокаты обвиняемых и получили приличный нагоняй от организаторов пресс-конференции, инициатором которой была сторона потерпевших, и противоположную сторону даже пытались выставить из зала. Перепалка юристов в итоге сразу подняла и общий градус настроя. Представители замакима заодно пригрозили журналистам, что, если кто-то напишет, что на чиновницу напали из-за старого долга, получит обвинение в клевете. Выяснилось, что одна из представительниц СМИ Толебийского района ранее опубликовала в соцсетях некую информацию о распиле откатов за тендеры, связав это с нападением. Оказалось, что это сейчас Рабига Бейсебаева отвечает в районе за культуру, а раньше была замом по экономике и якобы могла иметь доступ к бюджету. Журналистка даже пообещала прийти в суд с доказательствами.
Но правозащитникам эта версия вовсе не пришлась по вкусу, они выдвинули другую – пельменную. Мол, сын пытался отомстить за давнюю ссору своей матери с чиновницей.
"Мотив такой: у них (матери заказчика преступления и потерпевшей) раньше были неприязненные отношения на почве проверки. Она, как замакима по финансовой части, курировала, и в составе комиссии они проверяли детские сады после массового отравления детей. Сначала был слух, что дети отравились пельменями, а их поставляла в садик фирма "Асель", которой владеет тетя подозреваемого Амалбаева. Но в ходе проверки выяснилось, что дети отравились не пельменями, а угарным газом от сжигаемого угля. После чего даже детский сад "Жансая" был закрыт. С этого и начались неприязненные отношения тети и мамы подозреваемого Амалбаева, это было где-то в 2014 году. И потом в ходе следствия подсудимые дали показания, якобы потерпевшая должна была матери подсудимого (деньги), но это ничем не подтверждено", – заявил адвокат замакима Жаркынбек Ибадуллаев.
Пельменную версию в свою очередь отрицали защитники потерпевших. Надо признать, они вообще не собирались участвовать в брифинге, но им пришлось. Столкнувшись с противостоянием потерпевшей стороны, адвокаты тоже разговорились. Они сообщили: за то, чтобы попугать замакима и вернуть долг, заказчик обещал их подзащитным миллион тенге, при этом 300 тыс. они получили авансом, остальное им обещали выдать с возвращенного долга.
"По поводу долга: с первых дней, начиная с 24 октября, когда они были задержаны, они все связывают именно с этим, они все дают показания.
Действительно, это Рабига Бейсебаева была должна семь миллионов тенге Амалбаевой Айман. Но органы следствия дальше эти вопросы расследовать не стали, но в материалах дела это есть", – отметил защитник одно из подсудимых, Орынбек Кадырсизов.
"Адвокат Аширов предъявил в суд аудиозапись, на которой есть разговор как раз об этом долге. И там разговаривали как раз мать подсудимого и те люди, которые причастны к заимствованию денег. Обсуждается весь процесс, как занимали, под какой процент занимали, все описывается в этом разговоре. К сожалению, для суда записи, сделанные не в рамках уголовного следствия, не считаются вещественным доказательством. В любом случае запись фигурирует в уголовном деле, она предъявлена суду. И суд даст этому оценку", – добавил адвокат Сапар Амиртаев.
Между тем адвокат замакима Жаркынбек Ибадуллаев заявил, что судебно-медицинская экспертиза была проведена неправильно, у пострадавшей вовсе не царапина, а огнестрельная рана головы. А значит, вместо статьи "Хулиганство" должно быть обвинение в покушении на убийство.
"У замакима Толебийского района было огнестрельное ранение теменной части головы. В настоящее время мы подали ходатайство в суд, мы не согласны с заключением судебно-медицинской экспертизы. Потому что в экспертизе многое неясно, они не дали четко разъяснения. Также мы подали ходатайство насчет переквалификации статьи обвинения из "Хулиганство" на "Покушение убийство", – сказал адвокат Жаркынбек Ибадуллаев.
Супруг потерпевшей чиновницы пожаловался, что после нападения жена лечится вот уже два месяца и от переживаний снова слегла.
"Моя супруга 35 лет на госслужбе, имеет благодарности и награды. После нападения она пережила инсульт, два месяца лечилась у нас в Ленгере, потом в Шымкенте и Астане. Мы написали в Администрацию президента, прокуратуру и готовим письмо президенту. Ее обвинили в каком-то долге, но это неправда", – сообщил супруг потерпевшей Еркин Бейсебаев.
Защита подсудимых в свою очередь сообщила, что подозревает вторую сторону в попытке давления на суд и создании резонанса.
"С первых дней мы перед органами следствия заявили ходатайство о том, что уголовное дело возбуждено о покушении на убийство незаконно. С первых дней мы ходатайствовали, чтобы дело было переквалифицировано на самоуправство", – подчеркнул адвокат одного из подсудимых Бекенбай Аширов.
Напомним, 23 октября у ворот своего дома ранили заместителя акима Толебийского района Рабигу Бейсебаеву, когда она приехала на служебном автомобиле на обеденный перерыв. Женщине выстрелили в затылок. Как тогда сообщили свидетели, нападавших было трое молодых людей, без масок. Их тогда спугнули соседи, которые приняли стрельбу за салют. Они же рассказали, что несколько дней в небольшом ауле кружил неизвестный автомобиль, в день нападения он стоял у обочины с самого утра. Двух подозреваемых при попытке скрыться в эти же сутки оперативно задержали в Таразе.
Если стороне защиты удастся добиться переквалификации уголовного дела на статью "Самоуправство", подсудимые могут отделаться лишь денежным штрафом.
Мира Бахытова, Туркестанская область