/img/tv1.svg
RU KZ
Долги по зарплате вагоностроительной компании в Экибастузе составляют 90 млн тенге

Долги по зарплате вагоностроительной компании в Экибастузе составляют 90 млн тенге

Работникам предложили помощь в трудоустройстве.

14:29 22 Май 2019 2201

Долги по зарплате вагоностроительной компании в Экибастузе составляют 90 млн тенге

Автор:

Шолпан Абдрахманова

Фото: Шолпан Абдрахманова

Работникам ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» (КВК), пообещали выплатить все долги, уже около полугода им выплачивается только половина суммы – от 45 тыс. до 65 тыс. тенге.

На недавнем собрании, состоявшемся на предприятии, в котором приняли участие аким Экибастуза Нуржан Ашимбетов, директор ТОО «КВК» Суюндык Куандыков и заместитель генерального директора компании «ЗИКСТО» (у которой КВК находится в доверительном управлении с 2016 года) Константин Игумнов, сотрудники говорили о тяжелом материальном положении. У людей нет возможности оплачивать счета за коммунальные услуги, банковские кредиты, детские сады. Аким города пообещал урегулировать данную проблему.

Вагончик тронулся

Летом прошлого года после простоя длиной почти в 2,5 года предприятие получило крупный заказ. Речь шла о производстве более 2 тыс. единиц подвижного состава, в том числе 1988 полувагонов и 270 универсальных платформ.

Полувагоны в Казахстане всегда были востребованы. При этом КВК за первые четыре года выпустила порядка 5 тыс. вагонов, и это при производственной мощности завода 2,5 тыс. полувагонов в год. На заводе надежды на светлое будущее не теряли, думали о перспективах, в том числе о расширении линейки продукции: выпуске универсальных фитинговых платформ и железнодорожных цистерн. Но с 2015 года перестали поступать заказы от АО «НК «КТЖ», практически, как утверждалось, без объяснений. В то же время аналогичную продукцию стали завозить из Китая, арендовать в Российской Федерации.

Работники завода ушли в вынужденные отпуска, но ситуация меняться к лучшему начала в ноябре 2017 года с приходом новых заказчиков. Для АО «БРК-Лизинг» должны были произвести 1 тыс. полувагонов, чуть меньше – для АО «Казтемиртранс», а для AO KTZ EXPRESS – 270 универсальных платформ. Летом прошлого года руководство КВК говорило даже о возможном переходе предприятия на четырехсменку, чтобы до конца года выполнить весь заказ. Как отмечал тогда заместитель генерального директора по производству Берикбай Амиржанов, предприятие будет работать круглосуточно, будут платить «ночные».

«Мы освоили и триангельную тележку, и грузовые люки вагонов. Стараемся быть максимально самодостаточными. Колеса берем у наших коллег – экибастузского ТОО «Проммашкомплект», – отмечал спикер.

Но в прошлом году завод сумел произвести только 652 вагона при плановой цифре 2 тыс. единиц и 83 универсальных платформы из 270 запланированных. Сначала возникла финансовая проблема у доверительного управляющего АО «ЗИКСТО» (Петропавловск). Чтобы приобрести литье в Нижнем Тагиле, необходима была стопроцентная предоплата и три месяца ожидания. Затем и вовсе поднялись в цене основные комплектующие, которые также приобретались в России.

Окончен бал – погасли свечи?

Недавнее собрание трудового коллектива показало, что особых надежд на возрождение питать не стоит. Вагоны стране, как и прежде, нужны. Но их цена, а это порядка 20 млн тенге, потребителя не устраивает. В России или Китае этот вагон обойдется дешевле. Но на местном уровне сделать ничего не могут, цена на российские комплектующие – рамы и балки – поднялась в среднем от 40 тыс. до 150 тыс. российских рублей.

Вагоностроители не просто находятся в длительных вынужденных отпусках с урезанной заработной платой, но и ту своевременно получить не могут, образовался долг в сумме порядка 90 млн тенге. Руководство составило график погашения зарплаты. А еще людям было сказано, что, несмотря на желание сохранить коллектив, никого удерживать не будут. Люди вольны искать лучшее место для работы. Аким города пообещал помощь всем желающим в трудоустройстве.

«Мы будем отслеживать все, что связано с вами, и помогать желающим», – сказал Нуржан Ашимбетов.

Правда, у правительственных чиновников более оптимистический взгляд на ситуацию. Побывавший недавно в регионе министр индустрии и инфраструктурного развития РК Роман Скляр сказал журналистам, что предприятию необходимо наладить производство, войти в нормальный режим. А главную проблему он видит в менеджменте.

«Вагоны готовы покупать не только государственные компании, но и частные перевозчики, как наши, так и за рубежом. Хочу подчеркнуть, государство помогает в развитии предприятий», – заявил чиновник.

К слову, непростая ситуация и у управляющей компании «ЗИКСТО» в Петропавловске. Здесь задержка по заработной плате обернулась стихийным собранием на улице. Ситуация, схожая с Экибастузом, долги по зарплате, отсутствие объемов работы.

При этом в том же Экибастузе активно развивается производство железнодорожных колес. Правда, потреблять данную продукцию, видимо, будут только страны – партнеры по ЕАЭС.

Шолпан Абдрахманова

Материалы по теме: