Долговая яма, безответственность, закупки: антикор и счетный комитет – о работе "КазАвтоЖол"

8013

Нацоператор автодорог не может обслуживать долги размером в 162 млрд тенге и де-факто в преддефолтном состоянии, расплачиваться за которые придется бюджету, констатируют госаудиторы.

Долговая яма, безответственность, закупки: антикор и счетный комитет – о работе "КазАвтоЖол" Фото: Максим Морозов

Об этом говорилось в заключении по проекту республиканского бюджета на 2021 год.

По данным счетного комитета по контролю за расходованием бюджетных средств, тревожные опасения вызывает механизм обеспечения реализации автодорожных проектов в Казахстане за счет неправительственных займов, привлекаемых национальным оператором по управлению автомобильными дорогами АО "НК "КазАвтоЖол" под государственную гарантию.

"Ввиду отсутствия коммерческой основы – объем сборов по платным дорогам незначителен и не покрывает расходы по возврату привлеченных займов и иных доходов – возмещение необходимых расходов по долговым обязательствам АО "НК "КазАвтоЖол" осуществляется за счет средств республиканского бюджета", – отмечали госаудиторы. 

По информации комитета, в 2021-2023 годы у "КазАвтоЖол" не будет достаточно денег, чтобы обслуживать свой долг в 162 млрд тенге, по которому придется выплатить 14,8 млрд тенге в следующем году, 49 млрд тенге в 2022 году и 98,2 млрд тенге в 2023 году.

"Тем самым усилены риски преддефолтного состояния национальной компании со значительным увеличением в прогнозируемом периоде долговой нагрузки на государство, и без того превышающей установленные ограничения", – опасались госаудиторы.

Летом 2019 года антикоррупционной службой был проведен анализ коррупционных рисков в "КазАвтоЖол". Во всех инспекционных проверках находятся нарушения, однако ответственные лица не привлекаются к ответственности. Об этом на совещании сообщала и. о. руководителя департамента превенции агентства по борьбе с коррупцией Анар Жарова.

По ее словам, в ходе внешнего анализа коррупционных рисков в "КазАвтоЖол" были выявлены системные проблемы. Прежде всего, зоной повышенного риска являются процедуры закупок.

"Процесс принятия решений характеризуется закрытостью и непрозрачностью, не обеспечивается общественный контроль. Представители общественности включаются в тендерную комиссию лишь в том случае, если сумма договоров по строительству и ремонту дорог превышает 2 млрд тенге. Это требование внутренних правил компании, на наш взгляд, такой критерий является завышенным", – рассказывала Жарова.

Недостаточно, по ее словам, урегулирована деятельность и самой тендерной комиссии, не установлены условия, порядок и сроки принятия решений по утверждению ее состава.

Серьезной проблемой является отсутствие мер воздействия за нарушение по качеству дорог.

"Несмотря на то, что во всех инспекционных проверках находятся нарушения, ответственные лица не привлекаются к ответственности. По итогам проверок филиалам вносятся рекомендации с формулировкой "рассмотреть возможность". Таким образом, вопросы применения должных мер воздействия к подрядчикам и службе технадзора остаются на усмотрение филиалов", – подчеркивала и. о. руководителя департамента агентства.

Саян Абаев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться