АО "Казахстан темир жолы" ("КТЖ") к 2020 году намерена увеличить долю транзитных контейнерных перевозок в доходах компании до 50% против нынешних 30%. Об этом abctv.kz сообщил вице-президент по логистике "КТЖ" Санжар Елюбаев, оглашая промежуточные итоги трансформации компании.
"Только в направлении Китай – Европа к 2020 году [объем транзитных перевозок] должен достичь 800 тысяч контейнеров в год", – подчеркнул топ-менеджер нацкомпании. Другим фактором должно стать открытие новых транзитных направлений.
"Мы рассматриваем такие направления, как Иран, Индия, Ближний Восток и страны Персидского залива. Потенциал – порядка 400 тысяч контейнеров к 2020 году. Я начал сегодняшний день с совещания с представителями четырех железнодорожных администраций: китайской, казахстанской, туркменской и иранской. Как раз по поводу контейнерного транзита через территорию наших государств", – пояснил г-н Елюбаев.
Ключевым фактором роста транзита через территорию Казахстана является себестоимость перевозок, динамика которой постоянно падает, признается вице-президент "КТЖ". В частности, транзит одного контейнера на сегодня колеблется в коридоре 5000-6000 долларов, уточнил он, хотя еще в 2011 году составлял 10000 долларов. Однако и достигнутый результат еще не предел. Ключевым фактором в себестоимости является доля вагонов из Европы, идущих в КНР порожними.
"[Себестоимость] снижается не за счет железнодорожного тарифа, а за счет предоставления услуг. За счет оптимизации деятельности. Хороший показатель в этом плане – объем обратной загрузки из Европы в КНР, который вначале составлял 0%, а в октябре этого года уже составлял порядка 64%. То есть из 100% грузов, которые идут из КНР в Европу, из Европы 64% в Китай возвращаются в груженом состоянии. Как только мы достигнем баланса 100% на 100%, мы максимально оптимизируем всю себестоимость и предложим лучшее сочетание цены, качества и скорости доставки", – поясняет он.
На сегодня доходы от транзитных перевозок составляют не менее 30% от валовых доходов "КТЖ", отмечают в самой компании. В 2016 году Казахстан по индексу эффективности логистики (LPI) Всемирного банка поднялся на 11 позиций и занял 77-е место среди 160 стран мира, обогнав все страны СНГ.
"Доверие мировых производителей и логистических компаний к трансказахстанским маршрутам повышается с каждым годом. В 2015 году по маршруту Китай – Европа количество перевезенных контейнеров составило 47 тысяч, в 2016-м – 150 тысяч, в 2017-м ожидается 200 тысяч единиц, что по сравнению с 2011 годом представляет 200-кратный рост", – говорится в распространенном пресс-релизе.
При этом анализ удовлетворенности клиентов услугами, проведенный самой компанией, показал уровень в 45%. "Мы понимаем всю ту критику. В ближайшей перспективе наша цель – достичь не менее 80% удовлетворенности клиентов", – резюмировал г-н Елюбаев.
Султан Биманов