"В предыдущие годы нам попросту не хватало средств на ведение работ. Если в прошлом году из бюджета было выделено 28 миллиардов тенге, то на нынешний год – почти 60 миллиардов тенге. Подрядчики оказались не готовы к освоению таких объемов, так как привыкли работать с восьми утра и до шести вечера с обязательными выходными", – сообщил abctv.kz директор павлодарского филиала (ПОФ) АО "НК "КазАвтоЖол" Кайрат Каребаев.
Впрочем, по информации заместителя директора ПОФ АО "НК "КазАвтоЖол" Медета Дарабаева, причиной неосвоения средств является не только нерасторопность дорожников, но и нехватка материалов, таких как фракционный щебень и битум.
На территории Павлодарской области в рамках коридора Центр – Восток с 2014 года начаты работы по реконструкции участков автомобильных дорог общей протяженностью 383 километра. Это 215 километров от границы Акмолинской области до поселка Ленинского (пригород Павлодара) и 168 километров от самого областного центра Павлодара до границы ВКО. Общая стоимость всех работ составляет 203,6 миллиарда тенге. За три года было освоено 91,5 миллиарда тенге. В нынешнем из предполагаемых 59,6 миллиарда 17 миллиардов тенге пришлось вернуть, их не удалось освоить.
Причина, как пояснил представитель ПОФ АО "НК "КазАвтоЖол", в нехватке материалов, таких как фракционный щебень и битум. Потребность фракционного щебня, по его данным, на текущий год составила 1 миллион 61 тысяча кубометров, из которых было заготовлено не многим больше половины. Потребность в песчано-гравийной смеси – 702 тысячи кубометров, заготовлено 501,6 тысячи кубометров, потребность в битуме составляла 40 тысяч тонн, но заготовлено 25 тысяч тонн. На 2018 год необходимость во фракционном щебне составляет порядка 1 миллион 800 тысяч кубометров и 57,5 тысячи тонн битума. Поставкой всех инертных материалов занимаются местные компании. Согласно информации ТОО "ПНХЗ", опубликованной в августе на сайте, национальный оператор по управлению автомобильными дорогами "КазАвтоЖол" утвердил индикативный график распределения дорожного битума марки в 2017 году по производителям.
"В указанном графике на этот год потребность областей РК, закрепленных за ТОО "ПНХЗ", в дорожном битуме составила 160410 тонн. Учитывая нехватку битума на рынке, 2 августа текущего года на базе предприятия было проведено совещание с участием представителей АО "НК "КазАвтоЖол", министерства энергетики РК, компаний – поставщиков нефти и представителей дорожно-строительных организаций. По итогам проведенного совещания был подписан протокол, а также приняты решения об обеспечении производства битума в августе около 40 тысяч тонн и в сентябре порядка 20 тысяч тонн, согласно представленным заявкам от поставщиков нефти", – пояснил Медет Дарабаев.
На вопрос abctv.kz, почему тогда возникает несоответствие между заявлениями и реалиями, г-н Дарабаев заметил, что "поставщику битум ПНХЗ напрямую не реализует, этим в области занимается АО "КазБитумСервис". Они всегда говорят, что у них нет проблем с битумом, но проблема откуда-то возникает".
Касательно вопроса с щебнем заместитель директора пояснил abctv.kz: "В конце сезона крупные организации занимаются заготовкой материала на следующий год. Они все деньги перечисляют заводам, работающим с щебнем, и те для них делают необходимый запас. Как правило, это большие объемы. И, пока эти заказы оплаченные не будут отработаны, с мелкими компаниями, где речь идет об объемах всего в 200-300 тонн, сотрудничать не будут. Получается, мелкие компании, не имея свободных средств, заранее не могут обеспечить себя необходимым материалом. Отсюда и проблемы", – сказал г-н Дарабаев.
Ухабы автобана
Коридор Центр – Восток за все время реконструкции не обошелся без скандалов и арестов чиновников. Весной этого года был задержан за растраты на тот момент заместитель директора ПОФ "Национальная компания "КазАвтоЖол" А. Касымханов. Годом ранее разногласия партнеров ТОО "Автодорсервис" привели к остановке работы на одном из участков дороги, а это 450 рабочих трех субподрядных фирм – ТОО "АДСТ-К", ТОО "Акмоладорсервис", ТОО "ДАК-Т". Проблемы удалось решить по истечении нескольких месяцев.
Известен еще один случай: иранская компания оставила без оборотных средств один из крупных щебеночных заводов региона. Речь тогда шла о сумме более 200 миллионов тенге.
Не считая скандалов, ставших достоянием общественности, существует еще множество более мелких инцидентов. На вопрос abctv.kz о реальности сроков завершения работ Медет Дарабаев подтвердил, что работы еще много: "Те подрядные организации, которые не успевают, думаю, будут какие-то меры принимать. У них по штрафным санкциям в месяц приходит до миллиарда тенге. Это серьезная сумма".
Отвечая на вопрос, причина плохой работы кроется в отсутствии материалов или все же нерасторопности, чиновник ответил: "Нерасторопны. Это мое личное мнение. Думаю, все дело в плохой организации работы". А еще добавил, что он полмесяца в данной должности, так что не на все вопросы у него есть ответы.
Стоит отметить, что в минувший понедельник в ходе пленарного заседания мажилиса министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек назвал окончательные сроки сдачи в эксплуатацию трассы Астана – Павлодар.
"По дороге Астана – Павлодар: в этом году будет сдано порядка 230 километров, плюс мы еще дадим проезд по 100 километрам. Но есть проблемные три участка, где ранее работала иранская компания "Дена", которая после изменения курса тенге в 2015-2016 годах имела определенные проблемы, и мы вынуждены были расторгнуть с этой компанией контракты. Контракты были расторгнуты на трех участках по Павлодару, а также по одному участку по ЮКО".
Министр отметил, что на этих участках работают новые подрядчики.
"Вся проблема заключается именно в завершении работ по этим участкам. В 2018 году у нас заложены последние деньги на завершение этого участка и, например, в проекте бюджета на 2019 год этих денег у нас нет, то есть мы должны полностью сдать этот объект в 2018 году".
До конца года, по данным чиновников области, планируется обеспечить проезд по новому покрытию общей протяженностью 211 километров, из которых по автодороге Астана – Павлодар – 131 километр и Павлодар – Семей – 80 километров при общей протяженности "коридора" 383 километра.
Марина Попова