RU KZ
Дороги – это главное: на развитие сети уходило 45% приоритетных бюджетных инвестиций

Дороги – это главное: на развитие сети уходило 45% приоритетных бюджетных инвестиций

08:03 27 Декабрь 2020 4165

Дороги – это главное: на развитие сети уходило 45% приоритетных бюджетных инвестиций

Автор:

Алексей Никоноров

За 11 месяцев освоено около 96,6 млрд тенге, выделенных из республиканского бюджета. План на декабрь – еще 15,4 млрд тенге.

По состоянию на 1 декабря 2020 года общий объем приоритетных республиканских бюджетных инвестиций составляет 251,283 млрд тенге. К началу зимы, согласно информации, размещенной на сайте министерства финансов РК, должно быть освоено (по платежам) около 210,3 млрд тенге. По факту же объем составил 188,6 млрд тенге, что составляет 89,7% от плана.

Практически половина (48%, или 119,7 млрд тенге) всех инвестиций направлена на реализацию проектов в сфере транспорта и коммуникаций. На втором месте – сельское хозяйство, охрана окружающей среды и животного мира и т. д. – сюда в 2020 году планировалось вложить более 31 млрд тенге. «Социальные» направления смотрятся сиротливо: в здравоохранении объем приоритетных бюджетных инвестиций составляет 5,8 млрд тенге, а в образовании – менее 50 млн тенге.

3,1 млрд тенге на спутники и ракеты

Операторами проектов в сфере транспорта и коммуникаций являются два ведомства. Первое – это министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан. Оно отвечает за два проекта:

  • Создание и ввод в эксплуатацию космической системы связи KazSat-2R. Объем бюджетных инвестиций на 2020 год составляет 3 млрд тенге. На 1 декабря объем освоенных средств составил 900 млн тенге – это 100% от плана.
  • Создание космического ракетного комплекса «Байтерек» на базе ракеты космического назначения среднего класса нового поколения для запусков беспилотных космических аппаратов. На 2020 год, согласно скорректированному бюджету, выделено 106,8 млн тенге. За месяц до окончания года также была освоена малая часть – 27,9 млн, но так и должно быть: исполнение оплаченных обязательств идет на уровне 100%.

Дороги – главный приоритет

Второе ведомство, отвечающее за транспортные и коммуникационные проекты, – министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. Бюджет их проектов куда выше – 116,6 млрд тенге, из которых почти 112 млрд тенге направлены на развитие автомобильных дорог. Фактически проекты делятся на три группы в зависимости от финансирования: внутренние источники (58,8 млрд тенге), внешние займы (45,7 млрд) и софинансирование (7,5 млрд).

На 1 декабря 2020 года общий объем освоенных средств по проектам, реализуемым за счет внутренних источников, составил 51,9 млрд тенге — это 100% от плана. Самыми дорогостоящими из актуальных являются реконструкции дорог по направлениям:

  • Нур-Султан – Караганда – Балхаш – Курты – Капшагай – Алматы – 12,1 млрд тенге.
  • Гр. РФ (на Орск) – Актобе – Атырау – гр. РФ (на Астрахань) – 11,8 млрд тенге.
  • Карабутак – Комсомольское – Денисовка – Рудный – Костанай – 11,8 млрд тенге.
  • Ушарал – Достык – 11,2 млрд тенге.       

Помимо этого, актуальными являются реконструкции дорог из Нур-Султана в Усть-Каменогорск (через Павлодар и Калбатау, объем республиканских бюджетных инвестиций – 3,2 млрд тенге) и Петропавловск (5,2 млрд), участок дороги Кызылорда – Жезказган протяженностью 412 км (742,4 млн), участок трассы Атырау – Уральск длиной 50 км (47,4 км),а также дорога от Бейнеу до границы с Узбекистаном (2,3 млрд тенге) и от Усть-Каменогорска до Рахмановских ключей через Зыряновск и Катон-Карагай (49 млн тенге).

На реконструкцию и проектно-изыскательские работы автомобильной дороги Алматы – Усть-Каменогорск средств из республиканских приоритетных бюджетных инвестиций не выделено. Еще по трем проектам бюджет на текущий год предусмотрен, но освоений хоть каких-то средств до 1 декабря не предполагалось:

  • Реконструкция и проектно-изыскательские работы автомобильной дороги республиканского значения Таскескен – Бахты (граница КНР) – ожидаемые инвестиции 100 млн.
  • Разработка проектно-сметной документации по проекту «Центр-Запад» – 125,6 млн.
  • Реконструкция автомобильной дороги Уральск – Оренбург, участок Подстепное – Федоровка – гр РФ (на Илек)» протяженностью 144 км – 21,1 млн тенге.     

Тут стоит отметить, что по состоянию на 1 ноября 2020 года ни одного из этих проектов в перечне приоритетных республиканских бюджетных инвестиций не было.

На что идут заемные средства

За счет внешних займов реализуется шесть проектов. Два из них связаны с реконструкцией дорожной сети по направлению «Центр-Юг». Освоение средств на участке Балхаш – Бурылбайтал составляет 99,9% (бюджет на 2020 год – 11,28 млрд тенге займов + 2,15 млрд тенге софинансирования из республиканского бюджета), на участке Курты – Бурылбайтал – 100% (3,4 млрд + 600,4 млн). Нет задержек и по другим реконструкциям:

  • Участок Кандыагаш – Макат республиканской дороги гр. РФ (на Орск) – Актобе – Атырау – гр. РФ (на Астрахань) (около 17 млрд тенге + 2,54 млрд тенге софинансирования).
  • Узынагаш – Отар (5,1 млрд тенге + 0,9 млрд тенге).
  • Реконструкция и проектно-изыскательские работы международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай (4,77 млрд тенге + 841,9 млн тенге).
  • Жетыбай – Жанаозен – Фетисово – гр. Республики Туркменистан (на Туркменбаши) со строительством стоянки для авиационной техники (4,17 млрд тенге + 500,4 млн тенге).

Среди проектов, не связанных со строительством дорог, министерство индустрии и инфраструктурного развития курирует также строительство, расширение и реконструкцию пункта пропуска «Кордай». Запланированный бюджет на 2020 год – 4,58 млрд тенге. На 1 декабря освоено 3,97 млрд – это 100% от плана. Кроме того, в ноябре в перечне приоритетных республиканских бюджетных инвестиций появилось строительство автомобильного пункта пропуска «Бесагаш». Бюджет до конца текущего года – 53,7 млн тенге.

Один центр и один институт

Но приоритетные республиканские бюджетные инвестиции – это не только про дороги, но и, к примеру строительство объектов здравоохранения. Точнее, одного объекта – Национального научного онкологического центра в Нур-Султане с реконструкцией действующего здания. Но, по данным министерства финансов, представляет он в текущем году два отдельных проекта:

  • Разработка проектно-сметной документации, инжиниринговые услуги по осуществлению технического, авторского надзора и по управлению проектом. Бюджет на 2020-й – 934 млн тенге, из которых к декабрю должно быть освоено 835,7 млн. Но не вышло – фактическое освоение составило 85,5%, то есть недобор сложился на уровне 121,1 млн тенге.
  • Строительно-монтажные работы по фундаменту и строительству каркаса здания нового стационара. Тут освоение идет стопроцентное – 2,61 млрд тенге к 1 декабря. Годовой бюджет – 4,9 млрд.

Единственный объект образования, находящийся в общем перечне проектов, — это здания и сооружения Военного института Национальной гвардии РК. Объем республиканских инвестиций, выделенных на этот год на строительство зданий и сооружений, составляет 49,8 млн тенге, и он уже освоен.

Тратить деньги на визит-центр в Туркестане до декабря не планировалось

Проекты в области культуры, туризма, спорта и информационного пространства, относящиеся к приоритетным, курируют два ведомства. Непосредственно министерство культуры и спорта отвечает за:

  • Строительство и техническое обследование учебного корпуса на 300 мест РГУ «Республиканская специализированная школа – интернат – колледж олимпийского резерва в городе Риддере Восточно-Казахстанской области». Бюджет небольшой – менее 2,5 млн тенге, и он уже освоен полностью.
  • Строительство республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области. Проект куда более существенный, но и тут все идет по плану – освоено около 9 млрд тенге, а общая сумма до конца года должна составить 10,28 млрд тенге.
  • Строительство визит-центра РГКП «Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау». Тут освоена лишь четвертая часть от запланированных средств – 37,3 млн из 150 млн тенге.
  • Создание информационной системы «Единый электронный архив документов» – уже освоено 375,8 млн (на 5,5 млн меньше плана), бюджет на год – 447,3 млн.

Еще один проект – это строительство визит-центра с общежитием для сотрудников на территории мавзолея «Гаухар ана», «Азрет Султан» в Туркестане. Бюджет на год – 106,5 млн тенге, но по плану к 1 декабря 2020 года не должно быть освоено ни одной тысячи тенге. Собственно, ни одной тысячи и не освоено. При этом проект фигурирует в списках далеко не первый месяц.

В Боровом не освоено почти 12% средств

Реализация проектов по развитию Щучинско-Боровской курортной зоны курируется управлением делами президента. И тут пока также реализация отстает от планов:

  • Освоение по озеленению и благоустройству курортной зоны озер Большое Чебачье и Текеколь (первый этап проектирования на территории более 65,3 га) на 1 декабря должно было составить 925,1 млн тенге. Факт – 582,4 млн, или 63% от плана. Для того чтобы выработать бюджет, за последний месяц года необходимо освоить еще 342,7 млрд тенге.
  • На 310,5 млн тенге отстает от плана и объем освоенных средств по парку Абылай-хана. Общий бюджет на год – более 3,5 млрд тенге.
  • А вот строительство инженерной инфраструктуры курортной зоны оз. Боровое идет по плану – 1,08 млрд тенге на 1 декабря. Оставшийся до конца года бюджет составляет около 36 млн тенге.

Продолжение следует

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!