Дорогие дороги

9216

Дорожные компании ВКО остались без дорог.

Дорогие дороги

Обращение руководителей дорожных предприятий Кокпектинского района ВКО областная прокуратура намерена передать антикоррупционщикам и в службу экономических расследований.

Руководство сразу двух дорожных предприятий Кокпектинского района ВКО обвинило местных чиновников в лоббировании интересов крестьянских хозяйств, создании препятствий в сфере госзакупок и "расточительстве бюджетных средств".

По их словам, чиновники предпочитают доверять очистку дорог технике крестьянских хозяйств, тогда как дорожным предприятиям не выплачивают многомиллионные долги по зимнему содержанию автодорог.

Хотят выжить?
Терпение местных предпринимателей лопнуло, когда заказчик в лице отдела ЖКХ в январе заключил договоры на сумму 76,5 млн тенге, практически половина из которых, свыше 37 млн тенге, досталась "крестьянским хозяйствам".

В то время как с ТОО "Дорожно-строительное управление № 14" ("ДСУ"-14") был заключен договор на сумму 17,8 млн тенге, а с ТОО "Көкпекті Жолдары" - на 22 млн тенге.

Эти деньги подрядчики должны освоить до марта текущего года.

"Это возмутительная ситуация. Через десять дней после заключения договоров и при отсутствии обильного снега в этот период из бюджета выделяются огромные деньги. В таком количестве ни разу за последние 15 лет на зимнее содержание финансирование не выделяли. Крестьяне получили такие деньги без всяких оценок. На эти средства более 20 тракторов К-700 должны были работать ежедневно по 8 часов в течение 25 дней. А столько снега не было еще! Считаю, что это не что иное, как расточительство, хищение бюджетных средств в коррупционных целях. Не исключено, что имел место умышленный сговор с крестьянскими хозяйствами", - с негодованием подчеркивает директор ТОО "ДСУ № 14" Александр Федосов.

По словам г-на Федосова, заказчик в этом случае мог по закону внести изменения в заключенный договор и уменьшить выплачиваемую сумму новым участникам конкурса госзакупок, чего не сделал. Более того, крестьянским хозяйствам для очистки от снега отдали большую часть дорог района, оставив дорожным предприятиям только несколько самых сложных участков.

Для сравнения господин Федосов указал на тот факт, что за два месяца (ноябрь, декабрь) прошлого года по конкурсу на содержание дорог было выделено всего 13,2 млн тенге. Дорожникам этой суммы оказалось недостаточно. А за январь, февраль 2017 года эта сумма возросла почти в пять раз.

"На сорок дней января и февраля 2017 года заказчик чудесным образом изыскал 76,5 млн тенге. А конкурс на март, ноябрь и декабрь 2017 года опять же объявил всего на 13,5 млн тенге", - говорит предприниматель.

"Можно предположить, что выделение таких денег крестьянским хозяйствам было сделано с целью их авансирования, чтобы они работали и в марте, и дальше. А конкурс на 13,5 млн тенге объявили специально, чтобы ни "ДСУ-14", ни "Кокпекты Жолдары" не стало в нем участвовать, поскольку это экономически не рентабельно и не выгодно", - считает господин Федосов.

Работа в долг
Вместе с тем дорожники подсчитали свои убытки.

 "С 5 января по 27 февраля 2016 года в связи с объявленным ЧС несколько дней снегоочистительная техника наших предприятий "пробивала" дороги в круглосуточном режиме, в результате чего заказчик задолжал нам 23 млн тенге и по сей день не оплатил. Хотя обещали и говорили: "Работайте, все будет оплачено", - говорит Александр Федосов.

Еще более сорока миллионов, следует из обращения предпринимателей на имя акима Кокпектинского района Рамиля Сагандыкова, и.о. прокурора района Бакытбека Карымсаква и руководителя местной Палаты предпринимателей Алии Мукашевой, заказчик задолжал ТОО "Көкпекті Жолдары". В данное время, по словам и.о. директора предприятия господина Вишнякова, "ситуация на предприятии критическая". Предприятие вынуждено было отправить  работников в отпуск без содержания.

"В связи с тем, что не производилась плата за выполненные работы по очистке от снега автодорог за период ноябрь/декабрь-2015, январь/март 2016 года, мы не можем окончательно выплатить задолженность по заработной плате. За весь этот период не был подписан ни один акт выполненных работ заказчиком ГУ "Отдел архитектуры, строительства, ЖКХ Кокпектинского района в лице руководителя Максата Капчикова, который ссылался на отсутствие денег в бюджете", - говорит и.о. директора ТОО  "Көкпекті Жолдары"  Олег Вишняков.

Между тем среднемесячный фонд оплаты труда предприятия, по словам руководителя дорожной организации, составляет порядка 2 млн тенге. Еще свыше миллиона составляют платежи в районный бюджет. Кроме того, с 2015 года предприятием был реализован проект "Строительство асфальтобетонного завода ТОО "Көкпекті Жолдары" в с. Кокпекты", в связи с чем за счет заемных средств по программе "Ондіріс-2" было приобретено оборудование. Таким образом, еще 3 млн тенге составляет ежемесячный платеж по кредиту. 

По мнению руководителей дорожных предприятий, "из всего прослеживается желание акимата и ЖКХ Кокпектинского района убрать с рынка давно работающие компании и привлечь новые". Но у крестьянских хозяйств нет специализированной техники. Что, считают они, может привести к чрезвычайным ситуациям на дорогах и несчастным случаям.

"Очистка дорог трактором К-700 с клином приводит к образованию наката свыше 60 см. Если не убирать образовавшийся накат после расчистки клином, к весне дорога будет не пригодна для движения автотранспорта, а также приведет к разрушению дорожного полотна", - Олег Вишняков.

По словам директора палаты предпринимателей ВКО Игоря Шацкого, подобное уже стало системной проблемой.

"Это уже переходит в системную основу. Когда предприниматели принимаются за ликвидацию природных явлений, стихийных бедствий, и с ними должны расплатиться быстро, а фактически оплачивают до 2 лет. Предприниматели фактически работают бесплатно, кредитуя тем самым на много месяцев вперед госорганы", - говорит директор ПП ВКО Игорь Шацкий.

Обращение предпринимателей с требованием расторгнуть договоры с крестьянскими хозяйствами и привлечь "к ответственности должностных лиц, допустивших манипулирование с бюджетными средствами, повлекшее их разбазаривание, в данное время на рассмотрение областной прокуратуры.

Наша цель - экономия
Всего, по официальной информации, в 2016 году в бюджет района было заложено свыше 40 млн тенге. А в 2017 году уже около 80 млн тенге.

Между тем руководитель ГУ "Отдел архитектуры, строительства, ЖКХ Кокпектинского района" Максат Капчиков изложил корреспонденту abctv.kz свою точку зрения на ситуацию. По его словам, на дорогах техника крестьянских хозяйств работала только в своих интересах. С ними никто не заключал договоры.

"На конкурсах участвовали не крестьянские хозяйства, а ИП. Согласно ст. 4 закона "О госзакупках", все поставщики имеют право участвовать в данных конкурсах госзакупок. Мы указали свои ценовые предложения, в том числе отправляли это и дорожным предприятиям. При этом представители ИП указали меньшую сумму. Работы по очистке дорог не лицензируются, поэтому не нужно никаких сертификатов, лишь бы была снегоочистительная техника, то есть техника с лопатами. А техника крестьянских хозяйств чистила дороги к своим отгонам и фермам", - отметил он.

Всего на конкурсе, по его словам, в этом году, кроме основных двух дорожных предприятий, участвовали шесть ИП. Среди них ИП "Макарова", ИП "Бекбердинов" и другие. Цена за зимнее содержание дорог у индивидуальных предпринимателей оказалась ниже указанной в ценовом предложение. В итоге, говорит глава отдела, в бюджете района сложилась экономия на сумму 5 млн тенге.

При этом руководитель отдела отметил, что никаких долгов перед поставщиками у заказчика нет. Мол, ТОО "ДСУ-14" и ТОО  "Көкпекті Жолдары" были согласны с условиями конкурса и выделенными средствами в сумме 13,2 млн тенге. И никаких дополнительных предложений не внесли. А позже тем, кто работал в режиме ЧС, дополнительно выплачено порядка 3 млн тенге. Хотя сами дорожники отмечают, что не раз предупреждали акимат, что этой суммы недостаточно.  

В районе январь, февраль действительно являются снежным и сложным периодом с буранами и морозами, говорит Максат Капчиков. Учитывая постоянную нехватку средств, озвученную дорожными предприятиями, в этом году на содержание дорог утверждено было выделить почти 77 млн тенге.

"С появлением новых участников мы видим, что можно сэкономить. И, если удастся, направим сэкономленную сумму на летнее содержание автодорог", - говорит Максат Капчиков.

Жанар Асылханова, ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться