/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Дороже, чем в Германии: эксперты IATA дали оценку авиации Казахстана

Дороже, чем в Германии: эксперты IATA дали оценку авиации Казахстана

Они выступили с резкими заявлениями о дороговизне керосина и росте других издержек, которые влияют на цену авиабилетов.

21:58 22 Январь 2020 10054

Дороже, чем в Германии: эксперты IATA дали оценку авиации Казахстана

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: Катерина Клеменкова

Руководители авиакомпаний стран Центральной Азии и представители Международной ассоциации авиатранспорта (IATA) собрались в Алматы чтобы обсудить перспективы развития авиационной отрасли. За круглым столом игроки рынка авиаперевозок подняли темы высокой цены на керосин, аэропортовых сборов, системы данных о пассажирах API-PNR и, конечно же, безопасности полетов.

Про дорогой авиакеросин в аэропортах Казахстана

Директор по региональным отношениям IATA Раймондс Грунтинс так и сказал, что авиатопливо в Казахстане дороже, чем в Германии.

«Очень важно, чтобы авиакомпании не чувствовали, что они должны платить сумму, которая придумана, потому что это хорошая цена для кого-то. Очень важно чтобы этот процесс был транспарентным, чтобы мы понимали, как делается эта цена. Очень важно, чтобы государство регулировало этот процесс. Это не должно быть так, чтобы авиакомпания заплатила любую цену, у которой даже нет логического объяснения.

В регионе стоимость топлива дороже, чем в других странах, и, конечно, это плохо для индустрии», – считает представитель IATA.

В общем, авиакомпании вместе с IATA выступают за конкуренцию в поставках авиатоплива в аэропорты и предлагают внедрить специальные правила, которые бы поощряли конкуренцию поставщиков авиатоплива в аэропорты.

«Любой поставщик авиатоплива и авиакомпания, самостоятельно обеспечивающая себя топливом, отвечающим критериям безопасности, качества и надежности, должны иметь возможность выйти на рынок и право заключать контракты на хранение и заправку топлива. У поставщиков топлива должна быть возможность иметь прямые соглашения с авиакомпаниями. Аэропорты не должны взимать плату за доступ к рынку поставщикам топлива для открытия коммерческих возможностей», – говорится в релизе по итогам круглого стола.

Если в аэропортах будет конкуренция среди поставщиков керосина, то, по мнению игроков рынка, это приведет к снижению цен и повышению уровня обслуживания.

Про систему данных о пассажирах API-PNR

При бронировании рейса авиакомпании собирают данные PNR, а именно: имена, маршрут перелета, контакты (телефон и e-mail) и данные кредитной карты, использованной для оплаты. Собираются также паспортные данные, известные как «Предварительная информация о пассажире» (API).

Считается, что такой шаг поможет в предотвращении терроризма или других серьезных преступлений, а кроме того, упростит процедуру регистрации.

«Это не вопрос авиакомпании, не вопрос пассажиров – это вопрос страны. Страна должна брать за это ответственность», – сказал Раймондс Грунтинс, имея в виду, что внедрение API/PNR является вопросом национальной безопасности и поэтому должно финансироваться из госказны, а не возлагаться на авиаперевозчиков.

«В целом по всему миру примерно 65 стран эту систему внедрили, и при этом только восемь из них заставляют оплачивать эти сборы авиакомпании», – уточнил президент авиакомпании «Эйр Астана» Питер Фостер. Он добавил, что в Казахстане размер этого сбора самый высокий в мире.

Про безопасность полетов и авиакомпанию «Бек Эйр»

Что касается безопасности полетов, то в IATA, конечно, считают, что безопасность является важнейшим приоритетом для авиационного сообщества. А для достижения наивысшего уровня безопасности, в частности, необходим аудит IOSA и регулирующие органы должны рассматривать аудит как важную программу для повышения уровня безопасности полетов.

Ситуация вокруг авиакомпании «Бек Эйр», самолет которой недавно потерпел крушение под Алматы, интересовала журналистов больше всего, но вопросы остались без ответов. Первый заместитель гендиректора по безопасности полетов АО «Авиационная администрация Казахстана» Линда Орлади отказывалась давать комментарии.

«Сегодня я приехала для участия в круглом столе, который прошел успешно, а на вопросы ответы предоставить не могу, возможно, позже смогу ответить на письменные запросы», – сообщила Линда Орлади журналистам на пресс-конференции по итогам круглого стола.

Впрочем, региональный директор по безопасности полетов IATA Джанкарло Буоно сказал, что «Бек Эйр» сможет работать в другой стране в том случае, если получит лицензию от властей этой страны.

«Если авиакомпания хочет перейти из одной страны в другую, то для получения кода ей нужно получить сертификат эксплуатанта от властей этой страны. Решение, выдавать документы или нет, находится полностью в государственной компетенции и от IATA не зависит», – уточнил Джанкарло Буоно.

Катерина Клеменкова

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Судебное разбирательство между пассажирами и авиакомпанией завершено.

17 Июнь 2020 16:53 2052

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Турксибский райсуд Алматы вынес решение по делу Bek Air в пользу пассажиров. С авиакомпании будет взыскана полная стоимость билетов за отмененные авиарейсы.

В оригинальном иске, поданном в апреле, комитет по защите прав потребителей МТИ РК предъявил авиаперевозчику претензии на 37 млн тенге. В коллективном иске были представлены интересы 560 человек. Однако в процессе комитет нашел еще 330 пассажиров и привлек их к делу. Сумма исковых требований увеличилась до 52 млн тенге.

Суд пришел к выводу, что права пассажиров были нарушены, и обязал авиакомпанию выплатить истцам деньги за несостоявшиеся полеты. Общая сумма взысканных средств составила 54 210 519 тенге. Сумма госпошлины составила 16 251 162 тенге.

«Суд решил исковое заявление комитета по защите прав потребителей МТИ РК удовлетворить. Признать право потребителей АО Bek Air на возмещение полной стоимости ранее приобретенных билетов на авиарейсы, которые были отменены не по вине потребителя», – зачитала решение судья.

Напомним, самолет Bek Air, который следовал из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение утром 27 декабря 2019 года. Сразу после взлета авиалайнер потерял высоту и столкнулся с бетонным ограждением. На борту находились 98 человек, 12 из них погибли. Второй пилот самолета Миржан Мулдакулов скончался через месяц.

Сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании были приостановлены до выяснения обстоятельств. Доклад по результатам расследования поставил точку – полеты Bek Air прекратились навсегда. Проверка Авиационной администрации Казахстана и компании Rolls Royce (производителя двигателей Fokker-100) выявила ряд серьезных нарушений требований безопасности.

Катерина Клеменкова

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

С каждым новым заседанием сумма иска к Bek Air увеличивается. Теперь исковые требования пассажиров к авиакомпании составляют почти 52 млн тенге.

11 Июнь 2020 20:18 4073

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.

Компетентней неосведомленного

Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.

К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.

На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: «заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов».

На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: «не было доверенности».

В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.

Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:

«Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа», – возразила представитель Bek Air.

Пассажиры требуют возврата

Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.

«Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению «Актау – Нур-Султан». В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге», – рассказала свою историю Алтын Ильясова.

Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.

«Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: «Ждите». Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика».

В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.

«Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге».

Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.

«Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу «невозвратных», но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины».

Aviata в суде

В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе «как бы очень своеобразная»:

«Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию».

Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…

Следующее заседание назначено на 19 июня.

Катерина Клеменкова