Доставка еды – самый быстрорастущий рынок электронной коммерции

6102

Он продолжит расти ближайшие 2-3 года.

Доставка еды – самый быстрорастущий рынок электронной коммерции

Состояние электронной коммерции в Казахстане обсудили в ходе пресс-конференции, посвященной запуску форума Business Wire Forum с целью поддержки малого и среднего бизнеса в Казахстане. Организаторами форума выступили Европейский банк реконструкции и развития и компания "Шелл Казахстан" при поддержке акимата Западно-Казахстанской области. Об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz

Генеральный менеджер Glovo в Казахстане Карим Богуспаев считает доставку еды самым быстрорастущим рынком электронной коммерции. Говоря о трендах, генеральный менеджер Glovo в Казахстане видит большую динамику роста в регионах. Там появляется культура потребления заказа еды на дом. 

"Буквально за два года рынок доставки еды в регионах вырос в 9 раз. В деньгах это около $8-9 млн в месяц всех агрегаторов доставки. В среднем ежемесячно люди заказывают на дом около миллиона доставок. Мы считаем, что этот тренд будет продолжаться. Рынок у нас молодой, и люди будут все больше привыкать к тому, чтобы заказывать еду домой. Я думаю, эти темпы сохранятся и в ближайшие два-три года нас ждет большой рост", – отметил спикер. 

Доход курьеров сегодня составляет от 246 тыс. до 334 тыс. тенге. Так, на платформе Glovo зарегистрировано более 5 тыс. курьеров.  Около 40% из них находятся в регионах. Половина курьеров – это индивидуальные предприниматели. Для многих малых и средних предпринимателей платформа доставки становится основным или дополнительным доходом. По мнению спикера, такой вектор направления позволяет зарабатывать и искать дополнительные возможности, что напрямую влияет на развитие гиг-экономики. 

"Гиг-экономика – это новое направление, которое сильно меняет мир. На мой взгляд, тут есть два основных драйвера. Первый – наличие активно развивающихся платформ, предоставляющих новые возможности для заработка. Второй – гиг-экономика, которая предоставляет свободу человеку в плане вида работы, графика, что очень нравится молодому поколению. Учитывая эти два фактора, гиг-экономика будет расти", – сказал генеральный менеджер. 

В качестве примера Карим Богуспаев привел рынок США, где 36,6% всей рабочей силы так или иначе связано с гиг-экономикой. По его прогнозам, все больший переход на гиг-экономику ждет и остальные страны, в том числе Казахстан. Катализатором роста для нее станет появление новых игроков на рынке, предоставляющих свои платформы пользователям. 

Операционный директор Arbuz.kz Руслан Погорелов поделился, что их компания выросла почти в 60 раз с момента начала своей деятельности в 2018 году, когда была фактически первым игроком в сегменте онлайн-доставки и продуктов питания первой необходимости. 

"Помимо нас, сейчас на рынке действует порядка 7 игроков. По нашим расчетам, рынок занимает около 1% от общего рынка продуктов питания и товаров первой необходимости. На самом деле это мало, но с учетом того, что в 2018 году он занимал 0%, то прогресс хороший. Кроме того, мы видим, что это общемировой тренд, который наблюдается в соседних странах. Там доля e-grocery в районе доходит до 10%. В перспективе доля онлайн в этом сегменте рынка может достигнуть 30-40%", – сказал он. 

Бизнес доставки продуктов питания в основном низкомаржинальный. Вместе с экспертами ЕБРР компания Arbuz.kz прорабатывает вопросы эффективности деятельности. По словам Руслана Погорелова, чем эффективнее игрок и компания, тем выше у него шансы успешно развиваться на этом рынке.
Недавно компания вышла на рынок США. Еще не запустившись в стране операционно, она успела столкнуться к некоторыми трудностями. 

"Это трудности регуляторного характера. Бизнес-отношения в США достаточно зарегулированы. До этого мы рассматривали выход в Европу, но там еще больше нюансов. В процессе выхода на рынок Америки, организации бизнеса, регистрации компании и других процедур, необходимых для запуска, мы поняли, что в Казахстане бизнес-среда одна из лучших в мире. Мы имеем возможность сравнить. У нас все процессы проходят гораздо проще и быстрее. Плюс там выше налоги", – поделился спикер. 

Также он обратил внимание на американский рынок труда. В связи с тем, что он более конкурентный, подвижный и мобильный и на нем много игроков, нужно приложить больше усилий для того, чтобы нанять персонал в компанию.  

Организаторы форума рассказали о программе поддержки МСБ для регионов. Это обучающая программа для предпринимателей от Shell LiveWIRE – Business Bilim. По ней в Западном Казахстане и Нур-Султане уже запущен 41 бизнес-проект. Самыми популярными стали три бизнес-направления: образование, искусство и спорт; производство и продажа одежды и текстиля; технические и автомобильные услуги.

Региональный глава департамента финансирования и развития МСП ЕБРР в Центральной Азии и Монголии Хольгер Вифель в своем выступлении отметил, что цифровой рынок дает огромные возможности предпринимателям для развития в регионе. В рамках поддержки ЕБРР выделил регионам 2 млн евро на техпомощь.  

"У нас нет определенного распределения денег по стране. Наоборот, мы пытаемся повысить наше присутствие в регионах. Пандемия создала нам много препятствий, но и показала, как можно воспользоваться цифровыми каналами, чтобы охватить как можно больше регионов. Если говорить об обучении, мы создали Академию ноу-хау, куда может зайти любой предприниматель, в том числе из Казахстана, и найти свое направление. Так мы можем помогать нашим партнерам исследовать другие рынки и охватывать весь мир. Я думаю, это прекрасные возможности, которые у нас сейчас есть в поддержке МСБ в Казахстане", – поделился Хольгер Вифель. 

По словам директора по корпоративным связям "Шелл Казахстан" Айгуль Барменкуловой, в 2021 году из-за пандемии наблюдался спад подачи заявок на участие в программе.  Было профинансировано 6 проектов. В этом году активность увеличилась практически в два раза. Профинансировано 8 проектов, и 4 из них находятся на рассмотрении. 

Business Wire Forum собрал онлайн начинающих предпринимателей со всего Казахстана. Форум стал завершающим событием образовательного проекта по поддержке предпринимателей Business Bilim. Проект продолжит работу в новом сезоне.

Мария Галушко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться