"Если наблюдать тренд последних лет, то основные нападения идут, в первую очередь, на представителей силовых структур. Это своего рода визитная карточка наших радикалов. Здесь большую роль играет информационный фактор – если кто-то нападает на силовиков и даже наносит какой-то урон, то, с точки зрения радикалов, это, в первую очередь, очень серьезно бьет по имиджу власти: если мы способны нападать на силовые структуры, которые не могут себя защитить, что тогда говорить в целом о власти. Она не может защитить никого, даже саму себя", - сказал политолог, директор "Группы оценки рисков" Досым Сатпаев в студии программы AzattyqLIVE на сайте Радио "Азаттык".
Он не поддерживает точку зрения о том, что мирным жителям ничего не грозит, и приводит в пример опыт других стран.
"Как показывает мировой опыт, деятельность радикалов начиналась с нападений на чиновников - так действовали в Италии, Греции. Но потом постепенно произошла трансформация и нападения с силовиков перешли на мирных жителей. Почему? Во-первых, это безопаснее, во-вторых, эффект от ущерба больше и информационный эффект тоже. И в Казахстане такая трансформация тоже возможна", - считает политолог.
По его мнению, в Казахстане за эти годы не создана эффективная антитеррористическая система и происходящие атаки – "плоды немного безалаберной работы".
Более того, отмечает Досым Сатпаев, до середины 2000-х годов власть не признавала терроризм как угрозу: "Властям понадобился довольно длительный период, чтобы признать терроризм реальностью в Казахстане. Но даже когда они это начали понимать, они пытались это смягчить и сгладить. Я помню первые серьезные теракты в Актюбинской области, когда нейтрализовали радикальную группу, которая якобы воровала нефть из нефтепровода. Основной акцент был на том, что это были не экстремисты, а криминальные группы из числа бывших осужденных. Но здесь идет самообман. Организованная преступная группировка никогда не базирует свою деятельность на идеологической платформе, пускай извращенной, а экстремисты – да, у них есть своя извращенная примитивная идеология и это заставляет людей брать в руки автомат и, зная, что они погибнут, идти и убивать представителей силовых структур. Для них понятие жертвенности - элемент их имиджа".
Сейчас уже невозможно исключить вероятность нападений экстремистов ни в одном регионе Казахстана, говорит политолог. "Все предполагают возможные риски и угрозы, но где и как это произойдет, ни представители правоохранительных структур, ни госструктуры сказать не смогут сейчас", - высказал мнение г-н Сатпаев.
Он также выразил несогласие с позицией, что источник радикализации общества – исключительно социально-экономические факторы. "По официальной статистике, в Казахстане большинство задержанных - это безработные до 29 лет, большинство из них якобы ранее были задействованы в криминальной сфере. Но есть тревожный тренд - в радикальные структуры уходят представители других сегментов: социальных, демографических, этнических. Это говорит о мощном провале в идеологической работе, в том числе с молодежью", - сказал политолог.
Вместе с тем, он не исключил, что происходящие в Казахстане атаки экстремистов является частью войны элит.
Саян Абаев