То, что у государственных служащих Казахстана, несмотря на официальную законодательную версию о пятидневной рабочей неделе, пребывание на рабочем месте длится когда шесть, а когда и все семь дней недели, является секретом Полишинеля. Но при этом от части госслужащих, выходящих на сверхурочную работу в субботу или даже в воскресенье, наиболее ретивые руководители, а то и просто охрана, требуют являться на рабочее место при полном параде в официальном стиле.
По всей видимости, терпение некоторых казахстанских госслужащих лопнуло. В ходе интернет-конференции заместителя председателя агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Казахстана Алика Шпекбаева в среду, 2 августа, одна из посетительниц сайта egov.kz, на котором проводилась конференция, спросила в лоб: может ли госслужащий позволить себе по служебной необходимости выйти в субботу на рабочее место в джинсах и в кроссовках без боязни понести за это наказание?
Алик Шпекбаев вначале напомнил о требованиях к морально-нравственному облику государственного служащего, который предусматривает Этический кодекс: согласно ему, внешний вид государственного служащего при исполнении служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета госаппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, отличающемуся "официальностью, сдержанностью и аккуратностью". Но потом напомнил, что по закону рабочая неделя госслужащего в Казахстане составляет пять дней – с понедельника по пятницу, соответственно, во внерабочее время требовать от него наличия пиджака с галстуком никто не вправе.
"Мы считаем, что не следует привлекать к дисциплинарной ответственности государственного служащего за то, что он в выходной день пришёл в центральный государственный орган в джинсах и спортивной обуви", – сказал Алик Шпекбаев. И напомнил, что, согласно требованиям Этического кодекса, государственный служащий вне рабочего времени должен "придерживаться общепринятых морально-нравственных норм, не допускать случаев антиобщественного поведения", а ношение джинсов и кроссовок в разряд антиобщественных действий до сих пор в Казахстане не попадало.
Дресс-код в казахстанских госорганах уже становился причиной скандалов, правда, связаны они были не с госслужащими, а с журналистами. В апреле этого года в Атырау журналистку местного издания "Ак Жайык" Зульфию Байнекееву не пустили в здание областного акимата, где проходила сессия областного маслихата, из-за того, что она пришла туда в кроссовках. При этом принципиальностью "блеснули" сотрудники не самого акимата, а полицейские, охраняющие здание акимата.
По всей видимости, в агентстве по делам госслужбы учли тот резонанс, который вызвал этот случай, и также пришли к выводу о справедливости пословицы "Встречают по одежке – провожают по уму". В том смысле, что дресс-код дресс-кодом, а оценивать госслужащего надо прежде всего по тому, насколько эффективно он исполняет свои прямые обязанности. А это весьма затруднительно в условиях, когда вслед за принятием новых отраслевых нормативно-правовых актов не производится корректировка стандартов и правил связанных с ними государственных услуг. По словам Алика Шпекбаева, агентство сейчас вынуждено проводить масштабную ревизию таких несоответствий.
"Агентством активно ведется работа по выявлению несоответствий в сфере оказания государственных услуг, с 2016 года установлено свыше 180 коллизий, пробелов и противоречий, 50 из которых устранены, по остальным принимаются соответствующие меры", – сказал он.
"В целях исключения коллизий, а также совершенствования системы оказания государственных услуг агентством предложено объединить стандарты и отраслевые правила госорганов в один правовой акт, что поддержано заинтересованными госорганами", – добавил зампред агентства. За реализацию этого предложения, по его словам, отвечает главный уполномоченный орган по выработке политики в сфере государственных услуг – министерство национальной экономики.
Игорь Воротной