22 декабря в зале Павлодарского госуниверситета состоится премьера полнометражного художественного фильма в жанре молодежной комедии "Ради тебя, зачет!"
Автором идеи фильма выступил студент факультета филологии и истории педвуза Дастан Искаков, предложивший студентам снять фильм о студентах. Когда пришло время собирать команду, первым делом он подобрал себе помощника. Им стала Надежда Сорокина, которая в итоге стала полноправным автором на съемочной площадке. Она и рассказала abctv о фильме, съемочном процессе, и как она чувствовала себя в роли режиссера.
- Мое появление на съемочной площадке – не простая история. В свое время я поступала в педколледж и мечтала о профессии режиссера. На четвертом курсе мы с ребятами объединились и стали снимать короткометражки. Так появилось творческое объединение "Ёгуд".
- Практически йогурт. Какая-то смысловая нагрузка у названия есть?
- Никакой. Так вот, там я начинала в качестве актера. Одна из наших короткометражек "Городские легенды", где в качестве идеи бралась жизнь купеческого Павлодара, которая обрастала слоем вымысла, историями о привидениях и страшных проклятиях, набрала более двух тысяч просмотров, эту работу увидели ребята из группы - Rich Films , и пригласили меня сниматься в своих клипах. Вскоре я "засветилась" в клипе казахстанского исполнителя Аман Баги (Баглан Амангелдиев – авт.) "Сүйгенім-ай", где я тоже выступила в качестве актрисы. Получилась такая грустная история, в которой говорится о девушке, изменившей собственной любви, поскольку прислушалась не к голосу сердца, а к голосу расчетливого рассудка. Клип крутили на канале "MUZZONE" в "Хип-Хоп чарте". Так на меня вышел Дастан и пригласил на кастинг в качестве актера, затем предложил быть вторым режиссером. Позже он предложил мне стать полноправным режиссером, чтобы я уже переносила на экран свою идею, видение. И я забрала проект.
- Он отошел?
- Да. Он оставил площадку мне, сам остался как организатор и продюсер.
- Итак, о чем фильм?
- О студенте-второкурснике – Аскаре, у которого есть все: машина, деньги, девушка, огромное количество друзей. Но и без проблем никак – не складывается учеба. О плохой успеваемости Аскара узнает его отец. Перед главным героем возникает непростая задача – сдать последний зачет, чтобы отец не отправил его в деревню. Вот тут и начинаются его приключения.
- Насколько первоначальный сценарий в процессе съемок претерпел изменения?
- Сценарий был интересный, но в ходе работы, естественно, вносились правки. Незначительные. Через три месяца работы решили, что финал необходимо переписать, чтобы он не получался типичным. Фильм от первоначального сценария отличается процентов на сорок.
- Надежда, когда вы брались за работу, не показался ли вам сюжет банальным?
- В наше время, с развитой киноиндустрией по всему миру, придумать что-то нереально новое, сложно. Все уже написано и снято. Как говорят кинематографисты, существует всего тридцать сюжетов, и каждый раз, когда вы придумываете что-то новое, оно уже давно написано. В данном проекте моя задача была взять готовый сценарий и как режиссер воплотить это на экране через эмоции, работу актеров. Мы, наверное, задели то, что каждому студенту и тому, кто когда-то был им, близко. Всем им знакома эта проблема с учебой, препятствия, которые приходилось преодолевать. Возможно, сюжет и банален, но он актуален.
- Сегодня, просмотрев уже собранный материал, довольны тем, что получилось?
- Скорее я не столько своей работой довольна, сколько ростом наших актеров. Все они не профессионалы, ребята с улицы, кто-то занимается в театральных студиях. Они пришли к нам на кастинг, не зная, кого будут играть. В определенной степени я довольна, что сумела донести до них мысль, которую им предстояло воплотить на экране. Конечно, на съемочной площадке было много споров, ссорились, так как актеры хотели сыграть эпизод по-своему, но я настаивала на своем видении. За время съемок ребята, чисто профессионально, очень выросли, особенно главные герои. Если в начале съемок они спрашивали: а как играть тот или иной эпизод, то к концу фильма они вжились в образ и знали, как их герой должен повести себя в той или иной ситуации.
- Съемочная группа – это сколько человек?
- Изначально у нас было три оператора, звукооператор, организатор, режиссер, помощник и 35 актеров. Но в течение съемок, технические работники менялись, так как у людей были какие-то заказы, наш проект не коммерческий, все работали бесплатно на энтузиазме, за что им огромное спасибо. Были изменения и в актерском составе, но не в основном. Еще у нас снимались реальные преподаватели и, даже декан вуза. Они играли сами себя.
- Вы говорите, что проект не коммерческий. Это означает, что в него не вложено не копейки?
- Нет, некоторые вложения были. Например, мы снимали какие-то сцены в кафе "Крендель", то, что стояло на столе, приобретали сами. А вот площадку для съемок в различных помещениях нам предоставляли безвозмездно. Вернее - бартер в виде титров в конце фильма.
- Отказов не было?
- Только однажды, наш самый крупный торговый дом.
- Означает ли это, что некоммерческое кино можно все же снимать? Или это разовый проект?
- Не знаю, как в дальнейшем, тут много зависит от организатора. Но если ты умеешь говорить с людьми, веришь в свою идею, снять некоммерческий фильм, реально. Будем ли делать это в дальнейшем, не знаю.
- В фильме много музыки, она местных авторов?
- Да. Один из саунтреков сделали ребята из Экибастуза, специально под наш фильм.
- Это рэп?
- Да, нам без рэпа никуда, коль скоро это молодежная комедия. Есть и лирические песни.
- На ваш взгляд, интересен ли будет этот фильм студентам других городов?
- Почему нет? Проблема касается всех и не важно, в каком городе ты живешь. Мы делали ставку на тематику, финал, на неожиданную линию в фильме, чтобы не было ощущения, что ты все наперед знаешь.
- Фильм, можно сказать, закончен. Что дальше? Себе этот вопрос задавали?
- Сейчас я учусь в пединституте на филфаке, сотрудничаю с Rich Films, с Дастаном, который уже работает над новым проектом. С Rich Films снимаем социальный клип, где я работают как актер на эпизодической роли и вторым режиссером. Основное – это, конечно, вторая позиция: я занимаюсь подбором актеров, выстраиваю график работы и многое другое. В институте у меня, кроме учебы, много творческой работы. Скучать некогда. Да, расставаться с этим проектом тяжело, как дитя от себя отрываешь, но не возникает вопроса: а что дальше? Проектов в голове много, стоять на месте не будут.
- Как ощущаете себя в роли второго режиссера?
- Я хочу попробовать все. Главный режиссер – это человек, который переносит свою мысль, а второй – который разговаривает с людьми, обеспечивает все необходимое. Я думаю, несмотря на вторую роль, она труднее, нежели первая. Основной режиссер приходит на площадку и у него уже есть все необходимое для съемок, и он просто творит, рисует. А вот второй человек должен принести холст, краски, натюрморт, которым режиссер будешь рисовать. И мне эта роль интересна.
- Есть закономерность, что все творческие люди в результате стремятся в Москву, как некую Мекку, где можно размахнуться и себя показать. Как у вас с этим?
- Москва – это хорошо, но не предел. Я больше склоняются к зарубежной кинематографии. Рассматриваю дальнее зарубежье – Штаты, Канада. Есть у нас в планах снять короткометражку и отправить ее на фестиваль. Основная цель моя и некоторых ребят, с которыми сейчас сотрудничаю, это именно тот материк. Дастан хочет поднять киноиндустрию Казахстана, если он обратится ко мне за помощью, я с удовольствием это сделаю.
- А там, в Голливуде, вы кому-то нужны, кому-то интересны?
- Думаю, можно заинтересовать. Все в наших руках. Конечно, если сидеть и ничего не делать, не продвигать свои работы, то мы там точно никому не нужны.
Марина Попова, Павлодар