DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Дубль один, кадр два или До Канады - рукой подать

Дубль один, кадр два или До Канады - рукой подать

Чтобы сдать зачет, павлодарским студентам потребовалось почти пять месяцев.

20 Декабрь 2016 13:43 2803

Дубль один, кадр два или До Канады - рукой подать

Автор:

Марина Попова

Фото: Марина Попова

22 декабря в зале Павлодарского госуниверситета состоится премьера полнометражного художественного фильма в жанре молодежной комедии «Ради тебя, зачет!»

Автором идеи фильма выступил студент факультета филологии и истории педвуза Дастан Искаков, предложивший студентам снять фильм о студентах. Когда пришло время собирать команду, первым делом он подобрал себе помощника. Им стала Надежда Сорокина, которая в итоге стала полноправным автором на съемочной площадке. Она и рассказала abctv  о фильме, съемочном процессе, и как она чувствовала себя в роли режиссера.

- Мое появление на съемочной площадке – не простая история. В свое время я поступала в педколледж и мечтала о профессии режиссера. На четвертом курсе  мы с ребятами объединились и стали снимать короткометражки. Так появилось творческое объединение «Ёгуд».

- Практически йогурт. Какая-то смысловая нагрузка у названия есть?

- Никакой. Так вот, там я начинала  в качестве актера. Одна из наших короткометражек «Городские легенды», где в качестве идеи бралась жизнь купеческого Павлодара, которая обрастала  слоем вымысла, историями о привидениях и страшных проклятиях, набрала более двух тысяч просмотров, эту работу увидели ребята из группы  - Rich Films , и пригласили меня сниматься в своих клипах. Вскоре я «засветилась» в клипе  казахстанского исполнителя Аман Баги  (Баглан Амангелдиев – авт.)  «Сүйгенім-ай», где я тоже выступила в качестве актрисы. Получилась такая грустная история, в которой говорится о девушке, изменившей собственной любви, поскольку прислушалась не к голосу сердца, а к голосу расчетливого рассудка. Клип крутили на канале «MUZZONE» в «Хип-Хоп чарте». Так на меня вышел  Дастан и  пригласил на кастинг в качестве актера, затем предложил быть вторым режиссером. Позже  он предложил мне стать полноправным режиссером, чтобы я уже переносила на экран свою идею, видение. И я забрала проект.

- Он отошел?

- Да. Он оставил площадку мне, сам остался как организатор и  продюсер.

- Итак, о чем фильм?

- О студенте-второкурснике – Аскаре, у которого есть все: машина, деньги, девушка, огромное количество друзей. Но и без проблем никак – не складывается учеба. О плохой успеваемости Аскара узнает его отец. Перед главным героем возникает непростая задача – сдать последний зачет, чтобы отец не отправил его в деревню. Вот тут и начинаются его приключения.

 - Насколько первоначальный сценарий в процессе съемок претерпел изменения?

- Сценарий был интересный, но в ходе работы, естественно, вносились правки. Незначительные.  Через три месяца работы решили, что финал необходимо переписать, чтобы он не получался типичным. Фильм от первоначального сценария отличается процентов на сорок. 

- Надежда, когда вы брались за работу, не показался ли вам сюжет банальным?

- В наше время, с развитой киноиндустрией по всему миру, придумать что-то нереально новое, сложно. Все уже написано и снято. Как говорят кинематографисты, существует всего тридцать сюжетов, и каждый раз, когда вы придумываете что-то новое, оно уже давно написано. В данном проекте моя задача была взять готовый сценарий и как режиссер воплотить это на экране через эмоции, работу актеров. Мы, наверное, задели то, что каждому студенту и тому, кто когда-то был им, близко. Всем им знакома эта проблема с учебой, препятствия, которые приходилось преодолевать. Возможно, сюжет и банален, но он актуален.

- Сегодня, просмотрев уже собранный материал, довольны тем, что получилось?

- Скорее я не столько своей работой довольна, сколько ростом наших актеров. Все они не профессионалы, ребята с улицы,  кто-то занимается в театральных студиях. Они пришли к нам на кастинг, не зная, кого будут играть. В определенной степени я довольна, что сумела донести до них  мысль, которую им предстояло воплотить на экране. Конечно, на съемочной площадке было много споров, ссорились, так как  актеры хотели сыграть эпизод по-своему, но я настаивала на своем видении. За время съемок ребята, чисто профессионально, очень выросли, особенно главные герои. Если в начале съемок они спрашивали: а как играть тот или иной эпизод, то к концу фильма они вжились в образ и знали, как их герой должен повести себя в той или иной ситуации.

- Съемочная группа – это сколько человек?

- Изначально у нас было три оператора,  звукооператор,  организатор, режиссер,  помощник и 35 актеров.  Но в течение съемок, технические работники  менялись, так как у людей были какие-то заказы, наш проект не коммерческий, все работали бесплатно на энтузиазме, за что им огромное спасибо. Были изменения и в актерском составе, но не в основном.  Еще у нас снимались реальные преподаватели и, даже декан вуза. Они играли сами себя.

- Вы говорите, что проект не коммерческий. Это означает, что в него не вложено не копейки?

- Нет, некоторые вложения были. Например, мы снимали какие-то сцены в кафе «Крендель», то, что стояло на столе, приобретали сами. А вот площадку для съемок в различных помещениях нам предоставляли безвозмездно. Вернее - бартер в виде титров в конце фильма.

- Отказов не было?

- Только однажды, наш самый крупный торговый дом.

- Означает ли это, что некоммерческое кино можно все же снимать? Или это разовый проект?

- Не знаю, как в дальнейшем, тут много зависит от организатора.  Но если ты умеешь говорить с людьми, веришь в свою идею, снять некоммерческий фильм, реально. Будем ли делать это в дальнейшем, не знаю.

- В фильме много музыки, она местных авторов?

- Да. Один из саунтреков сделали ребята из Экибастуза, специально под наш фильм.

- Это рэп?

- Да, нам без рэпа никуда, коль скоро это молодежная комедия.  Есть и лирические песни.

- На ваш взгляд, интересен ли будет этот фильм студентам других городов?

- Почему нет? Проблема касается всех и не важно, в каком городе ты живешь. Мы делали ставку на тематику, финал, на неожиданную линию в фильме, чтобы не было ощущения, что ты все наперед знаешь.

- Фильм, можно сказать, закончен. Что дальше? Себе этот вопрос задавали?

- Сейчас я учусь в пединституте на филфаке, сотрудничаю с Rich Films, с Дастаном, который уже работает над новым проектом. С Rich Films снимаем социальный клип, где я работают как актер на эпизодической роли  и вторым режиссером. Основное – это, конечно, вторая позиция: я занимаюсь подбором актеров, выстраиваю график работы и многое другое. В институте у меня, кроме учебы, много творческой работы. Скучать некогда.  Да, расставаться с этим проектом тяжело, как дитя от себя отрываешь, но не возникает вопроса: а что дальше? Проектов в голове много, стоять на месте не будут.

- Как ощущаете себя в роли второго режиссера?

- Я хочу попробовать все. Главный режиссер – это человек, который переносит свою мысль, а второй – который разговаривает  с людьми, обеспечивает все необходимое. Я думаю, несмотря на вторую роль, она труднее, нежели первая. Основной режиссер приходит на площадку и у него уже есть все необходимое для съемок, и он просто творит, рисует. А вот второй человек должен принести  холст, краски, натюрморт, которым режиссер будешь рисовать. И мне эта роль интересна.

- Есть закономерность, что все творческие люди в результате  стремятся в Москву, как некую Мекку, где можно размахнуться и себя показать. Как у вас с этим?

- Москва – это хорошо, но  не предел. Я больше склоняются к зарубежной кинематографии. Рассматриваю дальнее зарубежье – Штаты, Канада. Есть у нас в планах снять короткометражку и отправить ее на фестиваль. Основная цель моя и некоторых ребят, с которыми сейчас сотрудничаю, это именно тот материк.  Дастан хочет поднять киноиндустрию Казахстана, если он обратится ко мне за помощью, я с удовольствием это сделаю.

- А там, в Голливуде,  вы кому-то нужны, кому-то интересны?

- Думаю, можно заинтересовать.  Все в наших руках.  Конечно, если сидеть и ничего не делать, не продвигать свои работы, то мы там точно никому не нужны.

Марина Попова, Павлодар 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Потери казахстанского кинобизнеса составят 5 млрд тенге

Причиной является временный запрет из-за коронавируса.

13 Март 2020 12:42 2918

Потери казахстанского кинобизнеса составят 5 млрд тенге

Потери казахстанского кинобизнеса из-за временного запрета работы кинотеатров в торгово-развлекательных центрах могут составить 5 млрд тенге. Об этом inbusiness.kz сообщил PR-директор Kinopark & Kinoplexx Theatres Ерлан Бухарбаев.

Напомним, вчера, 12 марта, вице-премьер Ералы Тугжанов сообщил, что кинотеатры в торговых развлекательных центрах временно закроют из-за угрозы распространения коронавируса.

«Этот вопрос непростой был, мы его долго обсуждали. Фактически фильмы у нас идут более часа, поэтому в одном помещении нахождение столько времени будет вызывать определенные вопросы, поэтому мы приняли такое решение», – отметил вице-премьер.

В этот же день кинопрокатчики Казахстана обратились с открытым письмом к премьер-министру страны Аскару Мамину, в котором просят не закрывать кинотеатры. В письме, подписанном десятью представителями сетей и кинотеатров, говорится о том, к чему может привести данное распоряжение. В их числе угроза потери рабочих мест и заработной платы сотрудников кинотеатров более чем для 5000 сотрудников на обозначенный срок; финансовые потери всех организаций, занимающихся прокатом, дистрибуцией, подготовкой премьер новых фильмов, в том числе и казахстанского производства, запланированных на обозначенный указом период, что напрямую скажется на объеме налоговых отчислений в бюджет страны.

«Учитывая, что кинотеатры уже испытывают значительное снижение посещаемости по причине переноса ожидаемых мировых и казахстанских премьер, у кинотеатров возникают проблемы по кредитным обязательствам перед банками, в том числе и в иностранной валюте. Закрытие кинотеатров только усугубляет ситуацию», – говорится в письме.

В целом в Казахстане в 2018 году, по данным комитета по статистике минэкономики, работало более 96 кинотеатров с общим количеством залов в 320 единиц. Так, наибольшее количество кинозалов находится в Алматы – 113, в Нур-Султане – 54, в Карагандинской области – 17, в Шымкенте – 16. Общее число мест в кинозалах по всей стране составляет порядка 47 тысяч. Доход всех кинотеатров от оказанных услуг в 2018 году составил 18,4 млрд тенге. Число проведенных киносеансов около 740 тысяч, из них национальные фильмы – 120 тысяч, зарубежные фильмы – 626 тысяч показов, число проведенных киносеансов для детей – 164 тысячи. Общее число посещений киносеансов составило 17,8 млн человек.

Коммерческий директор сети кинотеатров Chaplin Дмитрий Кириенко также говорит о потенциальных убытках, которые понесет бизнес. По его словам, о постановлении участники рынка узнали из новостей.

«На сегодняшний день у нас на руках нет распоряжения от местных властей о запрете работы кинотеатрах. Поэтому в настоящее время мы ждем официальные документы. Для того чтобы посчитать наши убытки, необходимо понимать юридический статус этого вопроса. Если данная история будет носить характер форс-мажора, возможно, какие-то обязательства мы сможем перенести на неопределенный срок. Если же мы будем продолжать нести все затраты, но при этом не будем работать, это ударит по бизнесу. Так как большая часть кинотеатров несет обязательства перед кредиторами, банками, сотрудниками, арендаторами, поставщиками и дистрибьюторами фильмов. То есть достаточно много постоянных обязательств. К примеру, наша сеть оборачивает порядка трех с половиной миллионов зрителей в год, если учитывать, что март – это один из лучших месяцев в году, на который приходится порядка 14-16% всей годовой выручки, что практически в два раза больше, чем в любом другом месяце, безусловно, потеря прибыли сильно ударит по нам и нашей способности отвечать по своим обязательствам», – подчеркнул Дмитрий Кириенко.

Майра Медеубаева

Адильхан Ержанов: «Я хотел создать крепкий сюжет»

Казахстанский кинорежиссер о фильме «Черный, черный человек».

07 Февраль 2020 08:21 8142

Адильхан Ержанов: «Я хотел создать крепкий сюжет»

В массовый казахстанский прокат вышел фильм Адильхана Ержанова «Черный, черный человек». За свое творение казахстанский режиссер получил «азиатский Оскар» в номинации «Лучший режиссер». В интервью корреспонденту inbusiness.kz Адильхан Ержанов рассказал о том, что стало определяющим для сюжета, почему он не ждет больших сборов в прокате, и готовности казахстанского зрителя к авторскому кино.

– Адильхан, Вы являетесь сосценаристом этого фильма. Почему была выбрана именно эта история? Что вас вдохновило на ее создание?

– Наверное, как и любому кинематографисту, мне нравится Альфред Хичкок и его формула саспенса (Саспенс» (англ. suspense) – беспокойство, приостановка, а латинский глагол suspendere переводится как «подвешивать»). Я всегда мечтал сделать фильм, где саспенс будет определяющим для сюжета. Когда-то я прочитал рассказ американского автора, о человеке, которого собираются линчевать. Мне показались интересными взаимоотношения полицейского и местного жителя, которого пытается защитить шериф. Мне же захотелось немного другой истории, где весь фильм главный герой находится между дилеммой – убивать или нет. Я подумал, что если смогу показать метаморфозу героя, его эволюцию, то выполню свою задачу. А остальное было уже дело техники. При переносе подобного сюжета на наши реалии, естественно, появляется и социальный фон, и какая-то правда жизни. Но изначально у меня не было цели сделать социальную историю, я хотел создать крепкий сюжет.

– В чем уникальность этой кинокартины для Вас, как для режиссера?

– Конечно, подобных сюжетов было много, и я не думаю, что изобрел что-то новое в эстетике. Свою работу оценить сложно, но самое оригинальное, что есть в картине, на мой взгляд, это дуга характера главного героя, его развитие. Все концентрируется на нем. Неотрывно мы следим за тем, как в подробностях, детально меняется его характер. При этом главный герой явно нигде не показывает своих изменений. Все происходит внутри, в подтексте. Сюжет фильма классицистский, с некоторыми нарушениями, но единство места, времени и действия остается. Мы не переключаемся ни на что другое и идем вслед за персонажем.

– В «Ласковом безразличии мира» художественная реальность вкраплена в настоящую жизненную реальность. В детективной истории «Черный, черный человек» также уживаются два этих мира?

– Это более реалистичное по форме кино. Здесь нет той доли условности, которая присутствовала в «Ласковом безразличии мира». Но в самой эстетике фильма есть какой-то намек на то, что фильм является фильмом. В этом смысле есть некий постмодернизм. И, мне кажется, я уже ни в одной работе не смогу избавиться от этого налета условности. Я думаю, любой фильм должен обладать какой-то условностью. Кино без стиля – это не очень интересно.

– Каков бюджет фильма? Он снимался полностью на инвестиции Astana Film Fund или в нем также есть доля участия других финансовых источников?

– Бюджет фильма – $50 тыс., и это полностью инвестиции Astana Film Fund. Мне кажется, это один из самых маленьких бюджетов в нашем казахстанском производстве. Мы выиграли питчинг на Almaty Film Festival и благодаря этому сняли фильм.

– Сколько времени заняло создание фильма?

 Над сценарием я думал очень долго. Первая сценарная наработка была лет пять назад. Это была совсем другая история. Единственный фабульный стержень, который остался, это то что местного дурочка пытаются линчевать. Дальше все развилось в историю о следователе. Где-то за три месяца я доработал сценарий. Снимали фильм в течение месяца, из них 11 съемочных дней. Съемки шли через день. В промежутках готовились и репетировали.

– На какой охват аудитории вы рассчитываете?

– Мне кажется, для аудитории это непривычный жанр. Все-таки зритель, вообще, не очень любит мрачные фильмы, и не только в нашей стране. В той же Италии с американскими фильмами могут конкурировать только солнечные комедии. Если там такая проблема, то нашему зрителю это тем более простительно. «Черный, черный человек» со своими особенностями и может не понравиться большой аудитории, и не собрать бюджет, как настоящие коммерческое кино. Это мой пессимистичный прогноз. Но я надеюсь, что хоть какая-то часть аудитории посмотрит картину. Наш зритель достаточно образован, но, возможно, дело в том, что у нас еще не сформировалась культура просмотра авторского кино. Также база кинотеатров, где показывают такие фильмы.

– По Вашим ожиданиям, сколько картина соберет в прокате? Как Вы считаете, она окупится?

– «Ласковое безразличие мира» собрал смешные деньги, около 200 тысяч тенге. Я думаю, «Черный, черный человек» соберет немного больше. Но это мой пессимистичный прогноз. Я не очень верю, что снял картину, которая станет хитом. Зато верю в то, что те зрители, что посмотрят ее, найдут что-то интересное для себя. Оценить окупаемость фильма смогут только дистрибьютеры, но я думаю, даже бюджет в $50 тыс. будет сложно окупить.

– Кинокартина Сергея Дворцевого «Айка» не окупилась, но получила признание на Каннском кинофестивале и считается одним из шедевров мирового кино. Его можно назвать художником, который занимается творчеством. Сейчас режиссер оказался в сложной ситуации. Фильм не стал кассовым, и у него образовались долги. Вы, наверное, знаете об этой ситуации. Насколько важно, чтобы государство поддерживало подобные авторские фильмы?

– То, что делает Дворцевой, это область культурного кинематографа, произведение искусства, которое должно поддерживаться государством, как музеи, балет. Если такое искусство не будет финансироваться государством, то исчезнет. Во всех странах Европы авторские фильмы финансируются государством.

– В Казахстане создан Государственный фонд национального кино. Как вы считаете будет ли это способствовать развитию казахстанского кинематографа? Насколько он будет эффективен? Казахфильм, например, таким назвать нельзя. По данным счетного комитета, больше половины снятых там фильмов не выходят в прокат.

– По аналогии с европейскими фондами, конечно, это должно способствовать развитию. В таких фондах есть комиссия, отчего возникает какой-то плюрализм мнений. Есть рыночная конкуренция прозрачность, а это всегда хорошо. Фонд работает первый год, и результаты уже есть. Составлен определенный список фильмом. Мы точно знаем, кто финансируется и в каких жанрах. Среди них есть авторское и коммерческое кино. И эта первая ласточка меня радует.

Даже на голливудских студиях, примерно половина фильмов и может быть больше, не видит проката. Это нормальный процесс. Какие-то фильмы оказываются не прокатными, какие-то незавершенными и ждут дофинансирования.

– Поделитесь своими планами. Над чем вы сейчас работаете?

– Я готовлю два проекта. Один на частной студии, один на Казахфильме. Надеюсь, что в конце этого года и начале следующего мы их увидим. Они будут отличаться от того, что я делал раньше. Мне кажется нет смысла делать то, что ты уже сделал, надо пробовать новое.

Мария Галушко, Динара Куатова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: