Дулат Куренбеков: "Кроме нас кислородные торпеды никто не делает"

14554

Гендиректор АО "Машиностроительный завод имени С. Кирова" рассказал abctv.kz о планах предприятия.

Дулат Куренбеков: "Кроме нас кислородные торпеды никто не делает"

- Какую продукцию ваша компания представила на выставке KADEX-2016?

- Учитывая специфику и тему выставки, мы представили макет торпеды – это изделие 5365-К. Также она называется "243 изделие". Это оригинальная разработка нашего завода – мы производили ее еще с советских времен – с 1965 года она стоит на вооружении. Уникальная разработка, простая, надежная. На сегодняшний день мы оказываем услуги по их ремонту с продлением назначенного срока службы. Основное, конечно, учитывая, что это именно морское вооружение, оно поставляется на экспорт. То есть у нас в основном потребители - это страны дальнего и ближнего зарубежья. Другая продукция – это система гидравлики, оборудование на надводные и подводные корабли вооруженных сил. Это различные гидроцилиндры, гидропневмоаккумуляторы, распределители и так далее, то есть это все механизмы, которые приводят в действие рабочие механизмы подводных и надводных кораблей. Также завод специализировался на производстве автоматики горения, но на сегодняшний день мы ее не производим – это очень сложная продукция.

- Что касается непосредственно продажи этой продукции и заключения контрактов…

- Контракты мы заключаем в основном по аппаратуре гидравлики с предприятиями кораблестроения, судоверфями Российской Федерации. Контракты такие есть, работа по продвижению продукции на экспорт ведется.

- Можете назвать какие-то цифры по экспорту в целом в этом году?

- Подписанных и исполняемых контрактов в этом году где-то на 0,5 млн долларов и ведутся переговоры по заключению еще порядка на 600-700 тыс. долларов.  

- Потребители, в основном, российские предприятия?

- Предприятия России.

- Каков назначенный срок торпед?

- Если говорить о торпедах, то у них по периодичности боевой корабль выходит в поход на три месяца или полгода и по возвращении они должны проходить средний ремонт. Работу, которую мы осуществляем, это капитальный ремонт. Потом мы полностью проверяем аппаратуру, проводим испытания, ресурсные испытания на период, то есть усиленные испытания на время. Испытания у нас прописаны документацией, и на основании результатов таких испытаний мы подтверждаем и назначаем как основной завод-изготовитель новый срок службы.

- То есть вы продлеваете срок службы ранее произведенных вашим предприятием торпед?

- Да. В основном мы сейчас делаем ремонт тех торпед, которые были когда-то поставлены на вооружение, и сейчас, учитывая большой период, заказчики направляют их к нам на повторный капитальный ремонт и продление срока.

- Как часто должен делаться капремонт – 10, 15 лет?

- Я не могу вам это сказать, но мы назначаем срок службы на 10 лет. На 10 лет мы еще даем гарантию, что эта продукция годна к использованию.

- Будете ли вы восстанавливать производство торпед?

- Восстанавливать, если будет потребность, мы готовы. На сегодняшний день потребности в новых таких изделиях нет, потому что есть достаточное количество изделий на рынке. Они до сих пор в хорошем состоянии и достаточно провести ремонт, чем покупать новые. В случае чьей-то заинтересованности приобрести, мы готовы рассматривать вопрос возобновления производства.

- Что касается государственного оборонного заказа. Министерство обороны Казахстана что-то заказывает вам?

- С 2015 года заводом освоен ряд продукции для нужд Вооруженных сил Республики Казахстан. Это специальные мобильные барьеры и спецбарьеры. Это специальная конструкция для быстрого возведения на случай ЧС, наводнений и так далее. Барьеры в виде сетки. В этом году мы их привезли, но в этом павильоне мы не стали их ставить. Это сетка метр на метр, один комплект - это шесть таких секций. Железная сетка, внутри она обшита очень твердым и прочным геотекстилем. В этот квадратный куб засыпается щебень, камень, песок, то есть если где-то срочно нужно поставить защиту от наводнений и так далее, то можно этим быстрым способом сделать. В прошлом году мы освоили и поставили порядка 2,5 тыс. комплектов. В этом году министерство обороны заказало 500 комплектов. В прошлом году было освоено производство такой же конструкции, только она ставится и убирается на базе "Газели".

- Удалось ли предприятию сохранить кадры, которые ранее работали?

- У нас сохранилась документация, сохранились кадры. У нас сохранилось конструкторское бюро, где работают и старые, и новые кадры. Мы пытаемся сохранить преемственность. Как таковой разработкой новых торпед мы не занимаемся, потому что таких заказов нет. Мы прекрасно понимаем, что у основных наших заказчиков для новых проектов надводных и подводных кораблей есть собственные разработки.

- Сколько всего производителей такой продукции, допустим, в России?

- Этого я не могу сказать.

- В "ЗИКСТО" говорят, что они единственные производители донных мин…

- Они по донным минам, мы, допустим, по кислородным торпедам – кроме нас никто их не делает. Есть производители другого вида подводного оружия, электрических торпед и так далее. То есть мы единственные, кто выпускает такие торпеды. Тут горючая смесь – кислород, морская вода и керосин. В процессе сгорания воздушно-тепловая смесь передается на турбины и от турбины уже вращение передается на винты.

- Торпеды производились с 1965 года и использовались в основном странами социалистического блока?

- Да. Эти торпеды поставлялись для ВМФ Советского Союза, стран Африки, Юго-Восточной Азии.

- Они обращались с предложениями о ремонте?

- Пока к нам таких предложений не приходило. У нас были и есть контракты на поставку запасных частей, модернизации для ВМФ Индии.

- Экспорт запчастей небольшой?

- Пока небольшие объемы.

- То есть они могут возрасти?

- Здесь мы надежду возлагаем на выставку вооружений, которая дает нам возможность переговорить с заказчиками – Вьетнам, Египет, то есть у них есть потребность. Потому что там те же корабли, подводные лодки Советского Союза. То есть у них есть потребность в ремонте. Возможно, у них есть потребность в приобретении – это надо обсуждать.

- Тогда вы готовы произвести для них?

- Их на рынке в настоящее время достаточное количество на хранении, то есть мы можем принять участие в какой-то трехсторонней договоренности. С нашей стороны мы готовы оказать услуги по ремонту.

- Получается на рынке избыток торпед? Кто хочет – тот может приобрести их с рынка?

- Не кто хочет, это все подлежит экспортному контролю – кто имеет право на это.

- Они в России в основном имеются?

- Не только. Есть специализированные государственные компании в других странах.

- Запчасти, которые вы производите к торпедам, полностью из казахстанских комплектующих или что-то получаете в России или Беларуси?

- Что касается нас, то мы сами все обеспечиваем. Если это нас не касается, то запчасти заказываются в тех странах, где это делается. Специальные металлы в основном из Российской Федерации заказываем.

- Если смотреть по долям, то вы больше продукции гражданского назначения производите или военного?

- Процентов 80 идет спецпродукции и, в основном, на экспорт.

- Сколько составит объем производства в этом году?

- В этом году около 4 млрд тенге составит. Все зависит от наличия контрактов и заказов. В прошлом году это порядка 400 млн тенге в общем.

- То есть объемы очень сильно меняются…

- Да, все зависит от наличия контрактов. На сегодняшний день мы ищем новых заказчиков не только по специзделиям.

- Заказчиков вы ищете централизованно через АО "Казахстан Инжиниринг" или сами?

- Мы предлагаем через "Казахстан Инжиниринг", но в основном мы ведем активно переговоры. Мы напрямую выходим на предприятия, информируем их о своих возможностях, направляем им презентационные письма.

- Индия – перспективный рынок для поставки вооружений или услуг?

- Да, у них есть заинтересованность, у нас тоже есть заинтересованность. Были контракты 2008 года и так далее. По ним мы какие-то работы делаем, то есть это был один крупный контракт и по нему сейчас идут дополнительные работы.

- Насколько широка номенклатура выпускаемых изделий?

- По гидравлике около 300 наименований от малых до больших видов. Это очень большая номенклатура – на все у нас есть документация. Все это мы можем производить и все это не имеет конкуренции. Мы единственный производитель, обеспечивающий такое же качество. По торпедам около 20 видов завод выпускал раньше. Многие из них сейчас мы не производим и услуг не оказываем, но если будет потребность, то готовы будем рассматривать.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться