/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 383,45 Brent 36,55
Две проблемы туризма – «Туристік қамқор» и дороги

Две проблемы туризма – «Туристік қамқор» и дороги

Участников туристского рынка волнует подорожавший для бизнеса выездной туризм, тогда как профильное министерство – местная инфраструктура.

09:47 20 Апрель 2018 7148

Две проблемы туризма – «Туристік қамқор» и дороги

Автор:

Ирина Гумыркина

В Алматы прошло республиканское совещание по вопросам развития туристской отрасли Казахстана, на котором поднимались проблемы как выездного, так и внутреннего туризма. Участники рынка назвали главными проблемами внутреннего туризма состояние дорог и транспорта, дороговизну перемещения внутри страны. В свою очередь вице-министр культуры и спорта Ерлан Кожагапанов отметил, что нужно развивать уже действующие туробъекты, вместо того чтобы строить новые.

«У нас сегодня в каждой области существует, условно говоря, не более пяти-шести активно посещаемых туристами мест. Надо их доводить до совершенства, превращать в турпродукт мирового уровня. Что мы сегодня имеем? У нас на «Шымбулаке» 120 туристов из Индии в день, поток растет. На самой вершине «Шымбулака» – деревянный туалет, в который стоит очередь из иностранных туристов. На БАО то же самое. Вот чем надо заниматься», – сказал Ерлан Кожагапанов.

Он также подчеркнул, что необходимо строить придорожную инфраструктуру, «обустраивать дорогу, на которую затрачены миллиарды».

По его информации, сегодня ведется работа по составлению карты туристификации. Для этого в регионах проводятся совещания с руководителями областей, где обсуждаются существующие проблемные вопросы.

«По итогам нашего заслушивания регионов мы создадим большую карту туристификации Казахстана. Эта карта включит в себя объекты регионального значения и объекты республиканского значения. Я думаю, будет не более 25-30 объектов по всей стране. Задача карты – за два-три года чтобы они стали объектами мирового уровня. Все объекты должны быть обеспечены визит-центрами – это здание включает в себя современные туалеты, магазин, где можно приобрести и сувенирную продукцию, связанную с этим объектом, это точки питания, информационная доска, где сидят гиды-переводчики, которые смогут представителю любой страны рассказать о данном объекте», – пояснил вице-министр.

Также участники совещания отметили, что необходимо рассмотреть вопросы налоговых преференций для отелей с целью снижения стоимости самого турпродукта и введения в Налоговый кодекс понятия «такс фри». Что касается вопросов детского туризма, то планируется утвердить инструкцию по организации детско-юношеского туризма – это будет пошаговая инструкция с нормативами и требованиями к организациям и преподавателям, к местам отдыха, будут, по его словам, разработаны нормативы по хранению снаряжения, по прохождению туристических троп.

Вместе с тем туристское сообщество по-прежнему волнует вопрос взаимодействия с фондом «Туристік қамқор». В частности, участники совещания задались вопросом: можно ли ограничить это только на уровне чартеродержателей?

«В Алматы собраны достаточно большие туристские компании, которые работают в разных сегментах. Мы занимаемся корпоративным сегментом, но к нему нельзя применить слово выездной туризм. Также мы занимаемся выездным туризмом и въездным. И для нас, как и для других многопрофильных туркомпаний, все эти услуги гарантируются нашими первичными поставщиками. Почему мы должны платить за те услуги, которые уже гарантированы?» – пояснила генеральный директор компании Global Air – American Express Гулден Оспанова.

Она отметила, что это оправдано в отношении путевок на чартерных рейсах, где действительно высокие риски отмены либо банкротства компании.

Второй вопрос, который интересует участников рынка, – это дифференцирование банковских гарантий, потому что, как отметила директора КТА Рашида Шайкенова, «разный бизнес, разные обороты, разные прибыли».

«На сегодняшний день есть компании, которые уже вступили в этот фонд, есть компании, которые вступать не хотят, есть компании, которые хотят вступить, но не видят четко прописанных правил игры. Мы завтра создадим специальную рабочую группу, дадим 10 дней сроку, данная группа должна нам четко ответить на вопросы, которые остались нерешенными», – пообещал в свою очередь вице-министр Ерлан Кожагапанов.

Он добавил, что все нормы, связанные с фондом, будут прописаны в новом законе о туризме.

Между тем и. о. руководителя Управления мониторинга и анализа КИТ МКС (Комитет индустрии туризма Министерства культуры и спорта) Жандос Бимаганбетов сообщил, что фонд планируется наделить дополнительными гарантиями.

«Камкор» был создан, чтобы экстренно вывозить людей. Но мы идем дальше: «Камкор» будет еще проживание страховать, то есть когда казахстанский турист выехал за границу, и там отель не работает, и наш туроператор не может что-то сделать, фонд будет покрывать проживание. Плюс еще страхование от невыезда, чего на нашем рынке не было. То есть если турист по определенным причинам не смог выехать, также ему деньги будут возвращаться за счет фонда», – пояснил он.

В свою очередь председатель фонда Инна Рей добавила, что прорабатывается вопрос, чтобы туроператор, набрав в течение двух лет определенное количество тур-кодов, освобождался на год на эту сумму тур-кодов.

«Но прописать это надо в действующее законодательство», – сказала она.

Что касается банковских гарантий, в Комитете индустрии туризма подчеркнули, что «просто так они вскрываться не будут».

«Это будет экстренный совет, где будет ассоциация, будет сам туроператор, у которого случились определенные проблемы, будет Комитет индустрии туризма, мы все это будем обсуждать», – пояснил Жандос Бимаганбетов.

Ирина Гумыркина

В Семее председатель комиссии маслихата выиграл тендер на строительство дорог

Основные работы к юбилею Абая на сумму порядка 9 млрд тенге выполнят компании «Гордорстрой» и «Фирма Азия».

29 Июнь 2020 08:53 8867

В Семее председатель комиссии маслихата выиграл тендер на строительство дорог

Фото: Максим Морозов

Так, будет отреставрирована площадь Абая, благоустроена центральная улица Ленина и отремонтированы десятки дорог.

По данным goszakup.gov.kz, первые два проекта стоимостью более 372 млн и 441 млн тенге соответственно реализует ТОО «Фирма Азия». На площади Абая обновят бордюры, построят фонтан, обустроят детские и спортивные площадки. Эта же компания занимается строительством шести внутриквартальных проездов в новом районе Карагайлы стоимостью почти 3,4 млрд тенге. Заказчик – ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства и жилищной инспекции г. Семей ВКО». Также предприятие признано победителем конкурса по ремонту автодороги улицы Джангельдина до дороги республиканского значения Омск – Майкапчагай, стоимостью свыше 1,5 млрд тенге. Заказчик – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автодорог г. Семея ВКО».

Руководитель компании – Сауле Дускужанова. Предприятие, кроме вышеуказанного, реализует порядка 50 проектов по строительству многоэтажных жилых домов без наружных инженерных сетей, пяти-, семи-, девятитиэтажных зданий общежитий на 716 мест, инженерных сетей к жилым домам в новом жилом районе Карагайлы. Срок завершения работ – 2020-2021 годы. Общая сумма проектов более 45 млрд тенге. Компания также недавно завершила возведение культурно-спортивного комплекса «Абай-Арена» стоимостью порядка 27 млрд тенге.

Учредители ТОО «Фирма Азия» – Асемкан Дускужанов, Сауле Дускужанова, Даулет Дускужанов. По данным официального интернет-ресурса маслихата Семея, Асемкан Дускужанов – депутат ВК областного маслихата. Также он руководитель ТОО «СемАЗ», учредителем которого являются он и Даулет Турлыханов.

Ах, дороги, дороги

Второе предприятие – ТОО «Гордорстрой» – с начала 2020 года выиграло конкурсы на реализацию порядка 40 проектов по среднему и текущему ремонту улиц и дорог Семея, населенных пунктов Аягозского, Бескарагайского районов области общей стоимостью свыше 4 млрд тенге. Так, за ремонт четырех километров автодороги Семей – Караул компания получит 450 млн тенге. Средний ремонт автомобильной дороги Аягоз – Караул, Семей – Кайнар 44-59 км обойдется бюджету в 369 млн тенге. В Семее ремонт улицы Каржаубайулы от кольцевой развязки Правого берега до ул. Джангельдина 2,3 км * 2 полосы – в 424 млн тенге.

Также дорожная компания проведет работы по среднему ремонту 13 дорог города Семея на общую сумму 690 млн тенге. Из них 155,5 млн тенге – на средний ремонт улицы Глинки (район Цементного завода) от кольцевой развязки Левого берега до улицы Промышленной. Средний ремонт дороги в поселке Восход, ул. Предгорная, СВА № 17 – 18,8 млн тенге. Средний ремонт ул. Би Боронбая от ул. Докучаева до кольцевой развязки Миру – Мир – 189,2 млн тенге. Средний ремонт пер. Сеченова от ул. Сеченова до ул. ТЛЦ «Северный» – 34 млн тенге. Средний ремонт ул. Дулатова – 18, 8 млн тенге. Средний ремонт ул. Рыскулова от ул. Глинки до ул. Синицына – почти 33 млн тенге. Средний ремонт улицы в 408-м квартале – 27,7 млн тенге. Средний ремонт ул. Цементной от ул. Физкультурной до ул. Глинки – 14,7 млн тенге. Средний ремонт ул. Герцена от ул. Кабанбай-батыра до ул. Чайковского – 34 млн тенге. Средний ремонт ул. Карменова от ул. Глинки до ул. Физкультурной – 15,3 млн тенге. Средний ремонт ул. Чимкентской от ул. Белибаева до ул. Лесной и ул. Лесна – 105 млн тенге. Средний ремонт ул. Тукая от ул. Найманбаева до ул. Абая – 29 млн тенге. Средний ремонт ул. Строительной от ул. Глинки до ул. Физкультурной – 14,5 млн тенге.

К слову, первый руководитель ТОО «Гордорстрой» – Бауыржан Кайрамбаев. Он же председатель постоянной комиссии маслихата Семея по вопросам бюджета и финансов, развития экономики. Учредитель компании – Галия Жакупбекова.

Что ответит прокурор?

Напомним, 23-24 июня массовая вырубка деревьев и демонтаж разделительных полос во время начавшихся дорожных работ на улице Глинки вызвал особый общественный резонанс. Горожане возмутились, отметив, что это Цемзавод, экологически неблагополучный район, где нужно не спиливать, а, наоборот, сажать новые саженцы. Кроме того, негодовали они, повсеместно удаляются конструкции, разделяющие смежные проезжие части. Но, если до сих пор такие варварские действия сходили с рук местным властям, больше никто этого терпеть не намерен, заявили они. Правозащитники и общественники потребовали проведения общественных слушаний. Интересной была первоначальная реакция представителей акимата на возмущения горожан. Представитель отдела жилищно-коммунального хозяйства сказал местным журналистам, что разрешения они не давали, подрядная организация, мол, сама начала данные работы. Директор же ТОО «Гордорстрой» Бауыржан Кайрамбаев настаивал на обратном.

Inbusiness.kz получил оперативный комментарий у руководителя отдела пассажирского транспорта и автодорог Семея Сериккали Жуманова. Он сообщил, что в данное время начаты работы по расширению улицы Глинки в районе Цемзавода. Вместо вырубленных деревьев, по его словам, буду высажены новые саженцы. Всего порядка 1000 в разных частях города. Также он рассказал, какие еще дорожные работы планируется провести в Семее в рамках подготовки к юбилею Абая Кунанбаева.

На следующий день стало известно, что природоохранная прокуратура подает в суд на отдел транспорта города. Дозвониться до прокуратуры Семея нам не удалось. Соответствующий запрос inbusiness.kz отправил в прокуратуру Восточно-Казахстанской области.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 824

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!