/img/tv1.svg
RU KZ
Джанфранко Бортолато: «Хочу сыграть концерт Штрауса в Астане»

Джанфранко Бортолато: «Хочу сыграть концерт Штрауса в Астане»

Всемирно известный музыкант, первый гобой оркестра Римской оперы и миланского театра Ла Скала Джанфранко Бортолато рассказал в интервью abctv.kz, почему во второй раз приехал в Казахстан и поделился творческими планами.

20:38 31 Октябрь 2016 2419

Джанфранко Бортолато: «Хочу сыграть концерт Штрауса в Астане»

Автор:

Юлия Алексеева

Музыкант представил публике шедевры музыки барокко выступая на III Международном фестивале «Шелковый путь» в «Астана Опера».

- Ваш концерт «Под венецианские звуки гобоя» проходит в рамках международного фестиваля «Шелковый путь». Как в этом смысле связаны Италия и Казахстан?

- Через Казахстан проходила северная часть Великого шелкового пути. По нему когда-то прошел итальянский путешественник и купец Марко Поло, семья которого принадлежала к венецианскому сословию. А Венеция была музыкальной столицей периода барокко. Поэтому я включил в программу концерта произведения известных композиторов барокко, как Антонио Вивальди, Алессандро Марчелло, Джованни Бенедетто Платти, Антонио Лотти - все они из Венеции. Например, благодаря Вивальди произошла большая эволюция в развитии гобоя как инструмента - он сочинил 19 концертов для гобоя. Я и сам венецианец, учился в консерватории в Венеции, поэтому эта музыка мне близка, и я хотел представить ее казахстанским слушателям.

- Как проходили репетиции с Камерным оркестром «Астана Опера»?

- У нас было полное понимание. Я много езжу с концертами по разным странам, так как считаю, что обмен опытом очень важен. Каждый раз я удивляюсь тому, насколько универсален язык музыки. Мы можем понимать друг друга с помощью каких-то маленьких черных точек - нот. Я говорю по-итальянски, а казахстанские музыканты - нет, но мы друг друга понимаем, и говорим на одном языке - на языке музыки. Думаю, многим политикам стоит взять на вооружение эту идею -  люди прекрасно понимают друг друга с помощью музыки.

- Как вы оцениваете акустику театра «Астана Опера»?

- Я первый раз выступаю в «Астана Опера» - это очень красивый театр, в камерном зале хорошая акустика, очень точная звукопередача. Думаю, что программу музыки барокко можно было исполнить даже в фойе театра, такой музыке нужно больше воздуха и пространства.

 В прошлом году, когда я впервые приехал в столицу Казахстана, я играл в Казахском национальном университете искусств концерт, посвященный году культуры Италии в Казахстане. Тогда у нас с казахстанской стороной сложилось хорошее сотрудничество. Посольство Италии в Казахстане очень тесно работает с «Астана Опера», мне предложили еще раз выступить в вашей столице. Кроме концерта я также провел трехчасовой мастер-класс для местных музыкантов, играющих на гобое.

- Есть ли у вас планы продолжить творческое сотрудничество с «Астана Опера»?

- Да, я думаю, что было бы очень интересно продолжить сотрудничество. Если представится возможность, то я бы хотел исполнить здесь концерт Штрауса. У меня есть такая идея, но пока нет конкретной договоренности, над этим нужно работать. Из Астаны я отправлюсь дальше на гастроли - у меня запланированы выступления в Латинской Америке и в России.

Юлия Алексеева

Когда стихи чувствуешь как свои

17 Февраль 2020 21:33 6249

Наталья Булгакова выпустила сольный альбом и подготовила совместно с коллегами новую концертную программу.

Певица и музыкант известного алматинского арт-коллектива «Парадокс» рассказала inbusiness.kz о новом этапе творчества совместно с поэтессой из Новосибирска Галиной Хромовой.

«Миражи в треугольнике» – абсолютно новый материал, и старых песен в нем нет. Творчество – тайна, и понять, из чего оно строится, затруднительно. Это вдохновение, попадание в волну, которая поднимает тебя, отражение как внешнего мира, так и внутреннего. Для меня было удивительным, что переживания Галины так сильно совпали с моими. В ее стихах я видела отражение себя. Я поняла, если бы я писала стихи, то делала бы это в таком же духе. Музыка, которая рождалась, была созвучна стихам. Я ощущала их как мои собственные», – делится творческими замыслами Наталья.

До этого певица уже писала музыку на стихи других авторов. Самым первым соавтором Натальи стала алматинка Елена Новикова, с которой она учились в мединституте:

«Поскольку у меня со стихами не особенно ладилось, а Елена писала здорово и бойко, и, видимо, мы были внутренне созвучны, мне удавалось писать на них музыку».

На стихи Новиковой в 2002 году был записан первый небольшой альбом «Африканское танго», а затем полномасштабный альбом «Из бледного света» 2003 года, который включал 16 песен и две инструментальных композиции. В 2006 году записали альбом «Малютина заводь», который был презентован и продавался в магазине «Меломан». Удалось реализовать весь тираж, который был небольшим – 500 экземпляров. Но все они нашли своих слушателей. В 2016 году свет увидел альбом «Синтезатор Бо». Концептуально он получился разноплановым, соединив в себе разные подходы и стили, поэтому название альбома, помимо конкретного, отсылки к прозвищу автора стихов – Елены Большой, имел и смещенный символический смысл. Таким образом, в период с 2012 по 2018 год на стихи Новиковой удалось создать немало хороших песен. Это был первый и значительный этап творческой деятельности Натальи Булгаковой в составе алматинского арт-коллектива «Парадокс».

Со временем певица стала испытывать недостаток в поэзии. Как-то ей посчастливилось услышать стихи Елены Тикуновой в авторском исполнении. Они настолько впечатлили, что Наталья захотела положить их на музыку. Так начался второй этап творческого соавторства в составе «Парадокса». Сейчас в работе находится альбом из 16 песен на стихи этой поэтессы.

Период творчества Натальи в команде «Парадокс» занял двадцать лет, с 1998 по 2018 год. Уже третий год певица выступает в составе новой группы «Бек Сан» или соло. Знакомство с творчеством Галины Хромовой летом 2018 года стало для нее открытием и новым созвучием. Встреча родственных душ состоялась благодаря социальной сети. Наталья прочитала первое стихотворение Галины и сразу влюбилась в поэтический слог, стала следить за выходом новых стихотворений. Галина оказалась плодовитым автором, публиковавшимся в Интернете каждые два-три дня. Все стихи находили отклик в душе Натальи. Появление стихотворения за стихотворением стимулировало к написанию новых песен. Когда песни стали накапливаться, появилась мысль о записи альбома.

 «Найти себя, понять себя, найти созвучие с миром и близким человеком – главные мотивы жизни и творчества. Покуда нет близости с другим, приходится испытывать внутреннюю неприкаянность и неразделенность. Почему именно миражи и треугольники? Треугольник – некое замкнутое пространство, состоящее из переживаний и чаяний. В этом пространстве ты бываешь необъективен, создавая миражи, в которых и живешь, отстраняясь от окружающего и заключая себя в тюрьму из собственных иллюзий. Но из треугольника есть выход – любовь, которая направлена во внешний мир и налаживает мосты с другими людьми. Она позволяет дышать и жить», – рассказывает о своих переживаниях Наталья. Эта тема нашла отражение в таких песнях нового альбома, как «Надежда» и «Рассвет». Его лейтмотив – поиск гармонии, счастья и безусловной любви, которая согревает, поддерживает и делает сильным.

В записи альбома приняли участие Юрий Леонов – перкуссия, запись альбома, Маргарита Фёдорова – скрипка, Евгений Гайковой – флейта, бас-гитара, Сергей Исхаков – перкуссия. В общей сложности Наталья с музыкантами записала 28 песен. В подготовке концертной программы участвовали Павел Тарасевич и Мурат Акатов – бас.

По мнению певицы, разница между работой в команде и созданием сольного проекта в том, что степень нагрузки возрастает, когда стоишь на сцене с багажом замечательных песен и возникает сложная задача выразить весь мощный и чистый поток чувств.

«В одиночку это сделать трудно. Поэтому во время концертов я по возможности стараюсь выступать с друзьями-музыкантами, к которым обращаюсь с просьбой поддержать меня. Мне посчастливилось найти таких людей и подготовить с ними концерт. Мы не сможем исполнить все 28 песен, как физически, так и морально. Поэтому я отобрала 16 композиций, которые прозвучат в двух отделениях», – поясняет она.

Автор стихов Галина Хромова довольна плодом совместных трудов. Наталья послала ей бандероль с дисками. 

«Стихи и музыка – тайна личности, то, как она смотрит на мир и заключает его часть внутрь себя. Мир тоже может заглянуть внутрь этой личности посредством ее произведений», – резюмирует музыкант.

Ольга Власенко

Духовое звучание рока

19 Ноябрь 2019 12:16 14328

Трио из Volga Band представило алматинской публике новую программу.  

На сцене Алматинской филармонии им. Жамбыла уже не первый раз концертируют художественный руководитель и главный дирижер духового оркестра Volga Band из Cаратова Денис Марьев, вокалистка Ирина Левина и соло-гитарист Вахтанг Торели. Выступление трио сопровождает Духовой оркестр РК под руководством Каната Ахметова. Совместно музыкантами уже сыгран обширный репертуар оркестровых аранжировок хитов русского и зарубежного рока. Концерты собирают полные залы. В эти выходные на суд алматинской публики была представлена новая программа «Классика и рок 2», в которую вошли композиции таких известных групп, как The Beatles, Deep Purple, AC/DC, Scorpions, Bon Jovi, Queen, Metallica, Dire sTraits, The cranberries, Nirvana. Секреты популярности рок-классического контента музыканты раскрыли в эксклюзивном интервью inbusiness.kz.

– Денис, расскажите об особенностях оркестровых аранжировок рок-произведений. Как перекликаются классика и рок?

– Началось все с симфонического оркестра. Кажется, Deep Purple первыми исполнили свои композиции с симфоническим оркестром еще в начале семидесятых. Но жанр духового оркестра более доступен широкой публике. Рядовой обыватель, который не часто ходит в филармонию на симфонические концерты, может видеть духовой оркестр где-нибудь в парке. Мы, работая в духовом оркестре, осознали, что эта ниша не заполнена никем – никто с духовым оркестром рок не играет. Сегодня прозвучит вторая часть программы «Классика и рок». Первую часть программы мы играем уже 17 лет, с 2002 года. Первоначально с ней выступали четыре раза в год и всегда собирали аншлаги. Сейчас мы чередуем ее со второй частью.

Люди любят рок-музыку – она не стареет. В ней огромное количество хитов, можно делать третью, четвертую, пятую части, и они не закончатся. В этом преимущество рок-музыки. Духовой оркестр – это мощный по звучанию коллектив, который способен передать энергетику, заложенную в рок-музыке. Многие рок-группы сотрудничают с симфоническими оркестрами. Например, наши, российские, «Би-2», «Ария», Кипелов сотрудничают с симфоническими оркестрами. Они возят с собой свои ритм-секции или всю группу и арендуют симфонический оркестр. Мы ездим малым коллективом: солист, вокалистка и дирижер. У вас выступаем с вашим духовым оркестром.

– Чем вторая часть программы отличается от первой и как вы подбираете репертуар?

– Первая программа содержала наихитейшие хиты, которые слышали, наверное, все. Даже те, кто не имел к рок-музыке никакого отношения. Но на этом нельзя было останавливаться. Ведь классных песен еще много. Мы играем старую программу и сделали еще новую, которая бы в полной мере раскрыла весь потенциал рок-музыки даже для тех, кто ей не увлекается. Не исключена возможность, что на нашем концерте публика откроет для себя нечто новое и пожелает познакомиться с творчеством той или иной рок-группы поближе.

Обычно мы собираемся впятером, обсуждаем, набрасываем список и потом путем голосования убираем лишнее. Когда мы готовили программу русского рока, то даже устраивали голосование во «ВКонтакте», где пользователи выбирали песни, которые хотели бы услышать на концерте. У нас, в России, эта программа тоже идет с успехом, билеты раскупаются за месяц.

– Как звучит рок в зале филармонии, насколько филармоническая обстановка соответствует атмосфере?

– Многие недоумевают: как? Ведь обычно на рок-концертах слушатели стоят и активно двигаются. Но и в филармонии в конце программы публика обычно тоже подскакивает и танцует.

Ирина Левина: Рок-музыка свободных людей, которые могут свободно выражать себя в звуках, словах, движениях. Этого мы ждем от зрителей. Не надо стесняться, лучше открыться всем своим существом и проникнуться музыкой.

– Звучание классических инструментов не накладывает каких-то ограничений?

– Денис Александрович делает великолепные аранжировки, которые эффектно звучат в духовом составе. Три четверти программы принадлежит его авторству.

Денис: Это надо услышать самому и самому разобраться, в какой степени гитара дополняет оркестр, а в какой оркестр – гитару.

– Насколько сложно аранжировать произведения для классического оркестра?

– Это словно спросить у хирурга, сложно ли вырезать аппендицит. Этому надо учиться. Помимо навыков, нужны способности, терпение и усидчивость. Аранжировка не быстрый процесс, она занимает много времени. Раньше люди писали карандашом и ручкой. Сейчас все компьютеризировано и происходит быстрее. Тем не менее, аранжировка одной песни может занять от трех дней до месяца. Сложно аранжировать или нет, сказать трудно. Тут надо знать определенные правила, и им надо учиться.

– В чем заключается творческая составляющая этого процесса?

– Мы занимаемся хорошей музыкой, и в каждой песне есть что-то свое. Момент рутинности, конечно, не исключается – ноты одни и те же, и, как говорится, их только семь. Но в каждой песне есть свои особенности, которые очень разнообразят процесс аранжировки. Где-то нужно что-то дописать, или домыслить, потому что композитор что-то не успел или не укладывается в оркестровый состав. В рок-группе обычно две гитары, бас и вокалист. Они физически не могут сыграть то, что может сыграть духовой или симфонический оркестр. Поэтому приходится что-то дописывать, разукрашивать и добавлять.

Для Вахтанга Торели, который играет как в разных рок-группах, так и в филармонических коллективах, выступление с оркестром – дело опыта.

«Главное – найти баланс. Звучание духовых и электрических инструментов – разные вещи. Вся рок-музыка основана на солирующих партиях. А тут духовой оркестр надо соединить с электрической соло-гитарой. Это интересное сочетание», – замечает гитарист.

Свою творческую задачу в данной программе музыкант видит в том, чтобы выразить энергию такого инструмента, как электрогитара, и сценически продемонстрировать сущность рок-музыки.

«Когда я обычно сижу в оркестре, я веду себя более сдержанно. Здесь должно быть больше свободы и открытости. Рок-музыка зажигает публику. Посылаешь энергию в зал и получаешь обратный импульс. Со слушателями надо установить контакт», – подчеркивает он.

По мнению Ирины Левиной, вокальное исполнение рок-песен в оркестровой аранжировке дает пережить как певцу, так и слушателям новый опыт восприятия музыки.

«17 лет я работаю с оркестром. Так сложилось, что я исполняю только то, что мне нравится, и каждый раз я открываю перед собой какие-то новые горизонты в прочтении музыки. То, что вы услышите сегодня, нам известно. Но необходимо дорасти до этой музыки головой и нутром. Это приходит с возрастом. И голос – это отражение внутреннего состояния. Есть мнение, что рок-музыка для людей среднего возраста. Ее понимание и воплощение – это свобода выражения. Не в смысле делаю, что хочу, а как свободного разговора с другими. Голос идет туда, куда мы направляем его своей мыслью и энергией.

Время меняет восприятие рок-произведений и обогащает культурный опыт. Песни, которые были написаны рок-музыкантами несколько десятилетий назад, актуальны и сейчас. Они напоминают нам о том, что мы не замечаем или забываем. Сегодня прозвучат зарубежные хиты. В зарубежном роке важна музыка, рифф. Например, у Deep Purple на риффе может быть построено все произведение, и в этом риффе есть грув. Тексты могут быть милыми и даже безобидными, но это рок, в котором есть драйв и своя волна. Тембральный окрас духовых инструментов способствует выражению энергетики рокового звучания, уверена певица.

Ольга Власенко