Но вот количество выполненных заказов снизилось, причем сильно: с 88,7 млн до 45,4 млн единиц, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
Таким образом, средний чек по одному заказу за год вырос почти вдвое: с ₸5,37 тыс. до ₸10,6 тыс. А это, в свою очередь, отражает изменения в структуре торговли, о которой поговорим ниже.
В разрезе регионов наибольший объем розничной электронной торговли приходится на Алматы – ₸272,8 млрд. Но тут важно отметить, что показатели считаются не по адресу заказчика, а по месту регистрации предприятия. То есть больше половины всей торговли (56,6% от общереспубликанского показателя) обеспечивают не алматинцы-клиенты, а компании, зарегистрированные в этом городе.
Однако здесь есть один нюанс. В 2020 году 85% всей электронной торговли обеспечивали 3 региона: Алматы (₸314,7 млрд), Нур-Султан (₸59,6 млрд) и Карагандинская область (₸32,5 млрд).
Но в 2021-м показатели предприятий электронной торговли этих регионов значительно упали (до ₸272,8 млрд, ₸49,2 млрд и ₸15,1 млрд соответственно), а доля снизилась до 70%.
Параллельно выросли объемы продаж предприятий, зарегистрированных в других областях. Наиболее сильный рост показали Шымкент (с ₸12,5 млрд до ₸29,5 млрд), Костанайская (с ₸5 млрд до ₸19,9 млрд) и Атырауская (с ₸2 млрд до ₸14,6 млрд) области.
Что казахстанцы покупают в Интернете?
Самый востребованный продукт – это телефоны. Общий объем их продаж по итогам 2021 года составил ₸91,6 млрд, что на 90,4% больше, чем годом ранее. Больше половины всех сделок приходится на алматинские компании (₸48,8 млрд)
На втором месте – бытовая техника. Ее продажи по сравнению с 2020 годом выросли более чем в 2 раза: с ₸29,5 млрд до ₸60,9 млрд. Наибольший объем продаж электрических бытовых приборов приходится на предприятия торговли из Шымкента (₸22,2 млрд).
Третье место – у косметических товаров и туалетных принадлежностей (рост с ₸41,5 млрд до ₸60,9 млрд), практически все сделки с которыми обеспечивает Алматы.
При этом казахстанцы стали покупать в Интернете значительно меньше канцелярских принадлежностей (снижение с ₸61,2 млрд до ₸2,6 млрд), обуви (с ₸15,1 млрд до ₸2,2 млрд) и одежды (с ₸16,4 млрд до ₸10,5 млрд).
Отсюда и рост среднего чека: среднестатистический телефон стоит дороже среднестатистической пары обуви.
Хлеба и зрелищ
Но электронная торговля, как говорят в Одессе, – это не только за товары, но и за услуги. И вот это направление росло в 2021 году гораздо более сильными темпами.
Судите сами.
Объем реализованных услуг через Интернет составил ₸349,9 млрд, что на ₸140,8 млрд, или 67%, больше, чем в 2020-м
И количество заказов выросло втрое: с 28,8 млн до 85 млн единиц. Этому помогло не только развитие сервисов, но и смягчение карантинных ограничений.
Наиболее востребованная услуга – это покупка билетов на развлекательные, культурные и спортивные мероприятия. Общий объем составил ₸28,5 млрд против ₸3,5 млрд в коронавирусном 2020-м.
И еще в полтора раза выросли объемы оплаты мест размещения – с ₸10,7 млрд до ₸15,6 млрд.
А вот продажи билетов на транспорт через Интернет упали вдвое: с ₸41,1 млрд в 2020 году до ₸20,1 млрд в 2021-м. С одной стороны, это бьется с данными статистики о сокращении пассажироперевозок в прошлом году.
В то же время с другой – возникают вопросы: чаще всего через Интернет приобретаются билеты на самолеты и поезда, а как раз в этих направлениях в прошлом году отмечался рост.
Чем казахстанцы оплачивают покупки в Интернете?
В 13 из 17 регионов республики самым популярным способом оплаты являются платежные карты. В целом на их долю приходится 25,7% всех платежей – годом ранее показатель составлял 27%.
В Карагандинской области и Нур-Султане банковские и почтовые переводы актуальнее оплаты картами, в Туркестанской области предпочтение отдается наличному расчету. В Атырауской области оба этих способа (и наличка, и переводы) популярнее оплаты картами.
Но здесь важно понимать, что наличные используются для оплаты при получении заказа, в то время как переводы – при его заказе (т. е. предоплате).
И на сегодня растущими сегментами являются оплата мобильными телефонами и посредством электронных терминалов.
В 2021 году на них приходилось 22,3% всех сделок, годом ранее – 16,6%. А это как раз те способы, что используются при получении заказов и приходят на смену наличке (доля за год упала на 2,2 п. п.) и частично картам (-1,3 п. п.).
Алихан Казбаев