RU KZ
E-Commerce в Казахстане: чем объяснить рекордные темпы роста онлайн-продаж

E-Commerce в Казахстане: чем объяснить рекордные темпы роста онлайн-продаж

08:20 12 Декабрь 2020 7631

E-Commerce в Казахстане: чем объяснить рекордные темпы роста онлайн-продаж

Автор:

Объем рынка онлайн-торговли по итогам девяти месяцев 2020 года на 93% больше показателя 2019-го. «Коронавирусный год» показал рекордные темпы роста, точнее, самый высокий рост за всю историю e-Сommerce в Казахстане.

Пандемия коронавируса и последовавший за нею локдаун резко изменили сферу электронной коммерции. COVID-19 просто взял и обеспечил успешный взлет всем участникам рынка e-Commerce.

«Закрытие городов, социальное дистанцирование дали невероятный толчок росту электронной коммерции. Это уже не второстепенный и опционный канал продаж, а ключевой для успеха и развития бизнеса. И те страны, где уровень цифровизации высок, будут развиваться быстрее других», – считает Наталья Лим, партнер консультационных услуг PwC Kazakhstan.

По ее мнению, теперь люди предпочитают не ходить и выбирать товары, а все делать онлайн – это и удобнее, и безопаснее.

Аналитики PwC Kazakhstan совместно с ассоциацией «Цифровой Казахстан» (АЦК) провели масштабное исследование рынка e-Сommerce. Они проанализировали основные показатели, такие как объем рынка, темпы роста и средний чек. В исследовании были проанализированы данные за девять месяцев 2019 и 2020 годов.

В рамках исследования представлена актуальная картина об объеме рынка розничной электронной коммерции в Казахстане, его росте (2019-й против 2020-го), а также результаты анализа по изменению в поведении потребителей из-за пандемии.

Inbusiness.kz приводит основные тезисы отчета. 

Как изменился рынок e-Сommerce

Объем рынка розничной электронной коммерции за первые девять месяцев 2020 года вырос на 93% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года – со 198 млрд до 382 млрд тенге.

«Также мы наблюдаем прирост в количестве транзакций (онлайн-заказов) и в среднем чеке в тенге на 18% и 63% соответственно. Более того, объем рынка в долларах США тоже вырос, однако немного меньше, чем в тенге: на 79% в сумме продаж и на 52% в среднем чеке», – говорится в исследовании.

Бесспорно, резюмируют аналитики, на рынок розничной электронной коммерции в 2020 году повлияли пандемия и карантин. За I квартал 2020 года по сравнению с тем же периодом 2019-го продажи выросли на 47% в тенге и на 42% в долларах США, но, тем не менее, количество транзакций сократилось на 9%, что означает значительный рост среднего чека (62% в тенге и 57% в долларах США).

Как посчитали исследователи, 382 млрд тенге составил размер рынка розничной электронной коммерции Казахстана за девять месяцев 2020 года. Более того, они ожидают, что электронная коммерция будет стремительно развиваться в 2021 году, как за счет того, что будут приходить новые игроки, так и по причине расширения имеющихся крупных площадок и их ассортимента. Что же касается покупателей, то казахстанцы все чаще будут заказывать онлайн-услуги и предметы первой необходимости.

E-Commerce в период локдауна

Режим ЧП из-за коронавируса в Казахстане сохранялся с 16 марта по 11 мая 2020 года. За все время локдауна онлайн-продажи выросли на 34% (в тенге), но зато средний чек снизился на 4% (в долларах США).

Как пишут аналитики, объем рынка розничной электронной коммерции и количество транзакций во II квартале 2020 года по сравнению с I выросли почти одинаково, на 34% и 32% соответственно.

«Можно предположить, что количество потребителей в этом секторе во время карантина возросло. Однако средняя сумма покупок не изменилась, а в долларах США вовсе уменьшилась (с $51 до $49). Причиной этому может быть то, что больше потребителей перешли на онлайн-покупки с покупок в офлайн-точках. Возможно, сокращение рабочих мест, снижение покупательской способности, изменения предпочтений (в ценовом сегменте, в степени необходимости) и прочие причины способствовали незначительному увеличению среднего чека в тенге и уменьшению среднего чека в долларах США.

E-Commerce: 2020 VS 2019

Если сравнивать с 2019-м и брать не весь год, а только время локдауна (то есть II квартал 2020-го ко II кварталу 2019-го), то онлайн-продажи круто выросли: на 56% выросли продажи и на 16% количество транзакций.

«Значительное влияние на рост оказал локдаун, введенный в Казахстане весной 2020 года. Этот период оказал беспрецедентный эффект на всю отрасль розничной торговли, – говорится в отчете. – Представители малого и среднего бизнеса, которые ранее не рассматривали переход в сектор электронной коммерции, оказались под давлением пандемии COVID-19 и лишились доступа к клиентам. Многие ключевые игроки сектора e-Сommerce укрепили свои позиции на рынке за счет налаженной системы работы в онлайне и увеличения транзакций на 16%. Увеличение среднего чека в тенге составляет 37%, в то время как в долларах США наблюдается рост в 25%».

Пандемия не столько принесла что-то новое на рынок электронной коммерции, а просто усилила тренды, которые намечались в 2019 году и ускорила их рост.

E-Commerce в постлокдаун

Когда локдаун закончился, онлайн-продажи продолжали расти (режим ЧП в Казахстане был приостановлен 11 мая 2020 года). Как показало исследование, в период постлокдауна продажи онлайн выросли на 65%. 186 млрд тенге составил рынок электронной коммерции в III квартале 2020-го. Количество транзакций возросло на 28% по сравнению со временем карантина.

«В III квартале 2020-го режим ЧП в Казахстане был уже снят, и, несмотря на то, что потребители могли вернуться в «привычное» русло покупок в офлайн-магазинах, количество транзакций и средний чек, как в тенге, так и эквивалент в долларах США, продолжали расти», – пишут аналитики.

Количество транзакций возросло c 5,5 млрд тенге (во II квартале 2020-го) до 7,1 млрд транзакций (за III квартал), средний чек вырос до 26 тысяч тенге (или до $62).

Такой тренд резкого перехода в онлайн-ритейл, как считают авторы исследования, связан, с одной стороны, с нуждами потребителей: опасения находиться в многолюдных местах, необходимость социального дистанцирования и другие карантинные меры. С другой стороны, быстро прореагировавший рынок электронной коммерции расширил спектр услуг и товаров, улучшил качество сервиса, дал возможность различных вариантов оплаты и доставки, чем сумел удержать потребителей и после снятия локдауна. Однако, согласно мнению игроков рынка электронной коммерции в Казахстане, уровень проникновения электронной коммерции все еще достаточно низкий, поэтому потенциал роста высок.

Кстати, пандемия и закрытие городов увеличили проникновение электронной коммерции среди пожилых людей, а также наблюдался рост онлайн-потребления из отдаленных городов.

*В исследовании приняли участие крупнейшие представители рынка электронной коммерции в Казахстане: Mechta.kz, Sulpak, Kaspi.kz, AliExpress Россия, Казпочта и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!