Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Исламский инфраструктурный фонд (ИИФ) вышли из капитала АО "Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация" (ЦАЭК), продав более 30% акций акционерному обществу "Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания" (ЦАТЭК). В ЕБРР утверждают, что сделка является плановой и никак не связана с увеличившимся вниманием к тарифам в электроэнергетике, а также ростом издержек отрасли.
В целом ЦАТЭК увеличила свою долю в ЦАЭК с 59,65% до 92,75%, условия сделки акционеры компании назвать отказались, сославшись на коммерческую тайну. Они лишь пояснили, что часть средств для выкупа акций предоставил ВТБ, остальная часть – личные средства акционеров. В свою очередь АО "ЦАТЭК" были выкуплены 22,60% и 10,49% простых голосующих акций АО "ЦАЭК" у ЕБРР и ИИФ соответственно.
ЕБРР вошел в ЦАЭК в 2009 году, а ИИФ – в 2011 году. Причиной захода была названа необходимость модернизации отрасли электроэнергии в РК. Именно в 2009 году в РК была принята госпрограмма поддержки отрасли "Тариф в обмен на инвестиции", которая должна была повысить инвестиционную привлекательность электроэнергетики Казахстана.
В едином кольце
Директор Департамента энергоресурсов региона Евразия Аида Ситдикова отметила, что любой проект ЕБРР по вхождению в акционерный капитал компаний имеет свой жизненный цикл, и выход из состава акционеров нужен для того, чтобы использовать капитал в новых проектах.
Таким образом, теперь АО "ЦАТЭК" владеет 92,75% акций АО "ЦАЭК", оставшаяся часть акций распределена между фондами, созданными при участии АО "НУХ "Байтерек", доля которых составляет 7,25% (KIF ENERGY S.a.r.l. – 4,35%, АО Baiterek Venture Fund – 1,45%; CKIF ENERGY S.a.r.l. – 1,45%).
Стоит отметить, что в декабре 2018 года АО "ЦАТЭК" полностью погасило 10-летний облигационный заем, объем погашения с выплатой купонного вознаграждения составил 17 млрд тенге, из которых сумма выплаты АО "ЕНПФ", как крупному держателю облигаций, составила 79%.
Говоря о возможности создания единого энергокольца в странах ЦА, председатель совета директоров АО "ЦАТЭК" Александр Клебанов отметил, что идея интеграции энергосистем региона не нова, до 2010 года страны по энергетике шли ровно, заложенная еще в советские годы общая схема оказалась рабочей. Поэтому, так или иначе, интеграция систем будет происходить, считает глава ЦАТЭК. К тому же стоит вопрос об экспорте казахстанской электроэнергии в Россию и Китай, подчеркнул он.
"У нас тенденция по тарифу определяется не нашими соседями, а внутренними факторами. Сейчас беспокойство вызывает состояние теплогенерации. Если в отношении электроснабжения у нас хорошее положение, то вопросы теплогенерации остаются", – сказал г-н Клебанов.
Тарифы пугают инвесторов
Затронули представители ЦАТЭК болезненную для них проблему снижения тарифов на электроэнергию. Ранее в правительстве РК сообщили, что по состоянию на 20 декабря 2018 года уже снижены цены на электрическую энергию для населения Жамбылской области на 3,6% (с 13,35 до 12,86 тенге/кВт*ч) и Кызылординской – на 4% (с 14,51 до 13,93 тенге/кВт*ч).
Прогнозное снижение розничных цен для населения составит от 1,7% до 22,32%. В результате экономия средств населения за услуги электроснабжения составит около 7,8 млрд тенге. Одновременно ожидается снижение розничных цен электрической энергии для юридических лиц в восьми регионах от 1,7% до 18%.
Стоит отметить, что, согласно приказу министра энергетики от 18 декабря 2018 года, при введении рынка электрической мощности окупаемость инвестиций определяется из уровня доходности от реализации услуги по поддержанию готовности электрической мощности единому закупщику на централизованных торгах электрической мощностью по ценам и в объемах, которые сложились в результате данных торгов.
Вместе с тем крупный акционер АО "ЦАТЭК" Сергей Кан снижение тарифов не поддержал. По его словам, это приведет к росту издержек в отрасли и снижению ее инвестпривлекательности. Он отметил, что тарифы искусственно не завышались, заложенная в правилах расчета "нулевая рентабельность" может привести к оттоку инвестиций.
"Все деньги контролировались антимонопольным комитетом. Тариф по факту снизили за счет сокращения программ, а не за счет сокращения доходов или дивидендов. У нас нет дивидендов с 2008 года. В прошлом году мы увеличили фонд заработной платы на 12%, это нужно было доказать в антимонопольном комитете. Если взять среднюю заработную плату в регионах, то увидите, что предприятия энергетики по зарплатам стоят в конце списка, они значительно ниже, чем средние", – заявил Сергей Кан.
Александр Клебанов также недоволен снижением тарифов. По его словам, с новыми правилами "нужно разбираться". Он утверждает, что сейчас нулевая рентабельность, а частная компания не может так работать, заметил он. Г-н Клебнов признал, что в отрасли много недобросовестных участников, и Генпрокуратурой верно поставлен вопрос о прозрачности тарифов. Он подчеркнул, что после снижения цен их дальнейший рост также должна отслеживать Генпрокуратура.
"Разобраться" с Клебановым
Вместе с тем в ноябре 2018 года президент Нурсултан Назарбаев провел заседание Совета безопасности, посвященное росту цен на услуги ЖКХ. Тогда Назарбаев подчеркнул, что в свое время приняли программу "Тариф взамен инвестиций".
Она позволила с 2009 года за семь лет заработать монополистам миллиарды денежных средств для модернизации производства. Вместо того чтобы на эти деньги обновлять мощности, крупные энергетические компании незаконно обогащались за счет потребителей, включая в стоимость услуг премии, бонусы своим работникам, а также необоснованно завышали производственные затраты, сказал президент.
По его данным, ущерб для населения от подобных действий энергопередающих компаний составил 14 млрд тенге, незаконный доход энергоснабжающих компаний – 15 млрд тенге. Износ мощностей увеличился с 53% до 77%.
"Вообще, по этим монополиям, включая Клебанова – по Астане все энергоисточники у него, по ним надо отдельно разобраться. Запросите в Генпрокуратуре его деятельность, отчеты и посмотрете, почему они завышают. Везде добиться снижения необоснованных тарифов", – сказал тогда Назарбаев.
Экономист Пётр Своик в разговоре с abctv.kz отметил, что сейчас вопрос снижения тарифов – политический и социальный, так или иначе проблема роста цен вновь встанет, так как никаких возможностей сдерживать цены на электроэнергию нет, в силу того что рынок неэффективен и непрозрачен. Вместе с тем, пока ЦАТЭК впал в немилость властей, международные институции решили снизить свои риски и стали выходить из капитала компании, считает Своик.
По его словам, главным инвестором в энергетике как было, так и остается население, потребитель, так как в тарифы включена инвестиционная надбавка. Она позволила частично что-то модернизировать, заметил эксперт.
Однако в силу того, что рынок непрозрачен, а степень коррупционности, по словам Своика, здесь даже выше, чем при госзакупках, в итоге получилось, что удельная стоимость затрат в энергетике оказалась в 1,5 раза выше, чем если бы Казахстан начал с нуля в степи строить электростанции.
Стоит отметить, что летом 2018 года акционеры ЦАТЭК Александр Клебанов и Сергей Кан увеличили свои доли в компании путем выкупа доли у Еркына Амирханова, владевшего 30,9993% акций АО "ЦАТЭК", и других акционеров. Таким образом, крупными акционерами АО "ЦАТЭК", владеющими равными долями, стали Александр Клебанов и Сергей Кан.
Александр Клебанов входит в число 50 самых влиятельных бизнесменов РК с состоянием в более 250 млн долларов по версии Forbes Kazakhstan, состояние Сергея Кана оценивается в 222 млн долларов.
Аскар Муминов