Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) изучает возможность кредитования проекта гибридной электростанции в Мангистау. Об этом сообщается на проектной страничке международного финансового института (МФИ).
"Рассматривается возможность предоставления кредита с залоговым обеспечением и правом первоочередного требования в размере до 90 млн долларов США для разработки, строительства и эксплуатации гибридного проекта возобновляемой энергетики, состоящего из ветровой электростанции мощностью 77 МВт и солнечной электростанции мощностью 50 МВт, которые расположены в Мангистауской области в Казахстане", – говорится в описании проекта, который ожидается к утверждению в начале декабря.
Заемщиком в нем выступает голландская Mangistau Renewables B.V., где 51% владеет итальянская Eni и 49% "КазМунайГаз" (КМГ). В банке ожидают, что проект может дополнительно получить кредитное финансирование от фонда чистых технологий на сумму до 10 млн долларов. В целом же он оценивается в 150 млн долларов.
Как известно, Eni наряду с КМГ является акционером Кашаганского и Карачаганакского нефтегазовых проектов. В 2024 году две компании договорились о строительстве в 2024-2026 годах в Жанаозене гибридной электростанции общей стоимостью 306 млн долларов и мощностью 247 МВт, которая будет работать на газе – 120 МВт, солнце – 50 МВт и ветре – 77 МВт. Она обеспечит поставку электроэнергии дочерним компаниям КМГ в регионе, включая АО "Озенмунайгаз" и ТОО "КазГПЗ". Ее строительство началось летом прошлого года, солнечная часть была запущена в сентябре. Изначально проект не предусматривал гарантированный закуп со стороны единого закупщика электроэнергии в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго.
Кроме этого, ЕБРР недавно принял заявку на финансирование инвестпрограммы на 2025-2029 годы электросетевой компании "Оңтүстік Жарық Транзит", входящей в холдинг "Казахстанские коммунальные системы" (ККС), который связан с семьей Динмухамета Идрисова. Объем кредита может составить 78 млрд тенге. Вероятно, здесь речь идет о кредитовании с субсидированной процентной ставкой в тенге до 10% в рамках нацпроекта по модернизации ЖКХ, в котором планировал принять участие европейский банк.
Также на сайте международного фининститута объявлено о дополнительном займе в пользу ТОО TAV Kazakhstan и двух его связанных компаний-созаемщиков – АО "Алматинский международный аэропорт" и топливозаправщика Venus Trading. Этот кредит с правом преимущественного требования может составлять до 60 млн долларов и будет предоставлен в виде дополнительного транша в рамках кредитного финансирования, выделенного банком в 2021 году на улучшение инфраструктуры аэропорта в размере 150 млн долларов.
Азиатские долги
Впрочем, транспортный сектор в Казахстане активно кредитует сейчас не только ЕБРР, но и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Так, недавно на сайте последнего, в разделе "предлагаемые проекты", появилось объявление, что он совместно со Всемирным банком (ВБ) предоставит гарантии по коммерческим кредитам для поддержки приоритетной инфраструктурной программы КТЖ в течение следующих нескольких лет.
Напомним, недавно inbusiness.kz писал, что ВБ рассматривает возможность предоставления гарантии КТЖ в рамках проекта "Трансформация железных дорог и транспортного сообщения в Казахстане (развитие Среднего коридора)", что включает в себя строительство железнодорожного участка Мойынты – Кызылжар (322 км). Гарантия Всемирного банка планировалась в размере 846 млн долларов, а сопутствующие обязательства азиатского банка на 564 млн долларов – последнее подтверждается объявлением на сайте АБИИ.
Причем обоим МФИ свои встречные гарантии предоставит казахстанский минфин, указывается на сайте АБИИ. Только недавно КТЖ заняла у азиатского банка до 150 млн долларов в швейцарских франках для строительства однопутной электрифицированной железной дороги в обход Алматы под гарантии "Самрук-Казына". Кстати, на недавних слушаниях железнодорожной монополии стало известно, что ее номинальный общий долг составляет 4,5 трлн тенге, или примерно 8,5 млрд долларов (!). Поэтому, видимо, КТЖ сейчас требуется столько гарантий от госструктур и нерыночных международных банков развития.
В заключение отметим, что АБИИ также планирует выделить заемные средства в размере до 238 млн долларов на проект "КазАвтоЖола", уже давно перегруженного долгами, по реконструкции 86 км автодороги Атырау – Доссор c ее расширением до четырех полос. Об этом кредите летом писали казахстанские СМИ, тогда представителями дорожной нацкомпании озвучивалась примерно похожая сумма в 138,4 млрд тенге. В этом гарантированном государством проекте предполагается, что АБИИ профинансирует 88% стоимости проекта двумя траншами в 2025-2026 годах, остальная часть денег пойдет из бюджета.
"КазАвтоЖол" занял недавно под госгарантии у ЕБРР 232,6 млрд тенге (449 млн евро) на реконструкцию и модернизацию 234-километрового участка дороги Актобе – Улгайсын и собирается еще взять в долг у АБИИ до 450 млн долларов на этот проект. Как известно, за дорожные кредиты этой нацкомпании будут расплачиваться не только бюджет, но и пользователи автодорог. По данным СМИ, казахстанцы заплатили 62 млрд тенге за проезд по платным дорогам в 2025 году.
Читайте по теме:
Центр ГЧП профинансировал Отбасы банк на 30 млрд тенге