Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) сохранил в секретности детали проекта модернизации Алматинской ТЭЦ-2. Об этом сообщается в разделе под названием "Природный газ для Алматы: мы не можем сказать вам как, но это спасет ваши легкие!" исследовательского доклада, основанного на мнении активистов европейской неправительственной организации Bankwatch, занимающейся мониторингом деятельности международных финансовых институтов.
"Другим примером секретности ЕБРР, когда дело доходит до раскрытия проектной экологической информации, является проект по отказу от угля Алматинской ТЭЦ-2 (GRCF2 W2 E2), одобренный банком осенью 2022 года. Проект, предоставляющий кредит с преимущественным правом требования в размере до 252 млн евро, нацелен на модернизацию ТЭЦ-2 – крупнейший источник тепла в самом большом городе Казахстана. Модернизация предполагает замещение угля природным газом. Маркетинговое сообщение ЕБРР вокруг этого проекта строится на том, что он уменьшит выбросы CO2 в городе примерно на 3 млн тонн (ниже на 56%) и предотвратит выбросы в атмосферу твердых частиц и оксидов азота. В описании проекта ЕБРР обещает жителям Алматы, что это сократит высокую статистику по болезням, связанным с загрязнением воздуха, однако, когда дело доходит до обоснования этих заявлений данными, общественность остается с сильно отредактированной (redacted) информацией об уменьшениях выбросов, экономии энергии и пользе проекта для общества", – говорится в выкладке.
Для убедительности в аналитической записке прилагается скриншот выдержки из документа банка по проекту газификации Алматинской ТЭЦ-2. Судя по всему, он был утвержден советом директоров ЕБРР в ноябре прошлого года и размещен на его сайте на английском языке.
В выдержке можно увидеть, что, к примеру, в таблице 1 (Table 1) под названием Requirements for EU taxonomy: High-efficiency co-generation of heat and power from fossil gaseous fuels ("Требования для таксономии ЕС: высокоэффективная когенерация тепла и электричества из природного газового топлива") практически все показатели закрыты словом (REDACTED), то есть "отредактировано". Похожая ситуация сложилась с планом мониторинга "зеленого" проекта (Green Project Monitoring Plan), продемонстрированного в скриншоте, для понимания его деталей приводим его на русском языке.
Объективности ради стоит отметить, что в прежних проектных документах обозначались различные прогнозные показатели снижения выбросов при работе обновленной Алматинской ТЭЦ-2 в зависимости от вариаций использования природного газа или угля. Судя по данным СМИ, после завершения модернизации в 2026 году новая теплоэлектроцентраль не перейдет сразу полностью на газ и, возможно, будет работать в параллельном режиме, используя также и уголь. Можно предположить, что именно поэтому в ЕБРР не смогли обозначить четкие достигаемые индикаторы уменьшения выбросов от газификации Алматинской ТЭЦ-2 в утвержденном его советом директоров проектном документе.
Однако такой подход, по мнению активистов Bankwatch, является сомнительным.
"Похоже, ЕБРР нашел совершенную модель для "эковтирательства" (greenwashing): делать дерзкие заявления на уровне руководства об уменьшении выбросов CO2 и рекламировать свое соответствие Парижскому соглашению, но скрывать данные от общественности так, что никто не сможет проверить эти заявления. К счастью, ЕБРР (отредактировано – сноска: эта часть будет раскрыта после того, как ЕБРР полностью предоставит все экологические данные по вышеупомянутым проектам)", – отмечается в докладе.
Как сообщалось ранее, в конце прошлого года ЕБРР заключил кредитное соглашение на 130 млрд тенге с дочерней компанией "Самрук-Энерго" "Алматинские электрические станции" о финансировании проекта "Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду".
Читайте по теме:
Переводом ТЭЦ-2 Алматы с угля на газ может заняться консорциум из Китая
Во сколько обойдется республиканскому бюджету ремонт ТЭЦ, находящихся в частных руках?
Не все ТЭЦ выполняли тарифные сметы и инвестпрограммы по теплу за последние годы