/img/tv1.svg
RU KZ
Едете на Балхаш? Возьмите питьевую воду!

Едете на Балхаш? Возьмите питьевую воду!

Тем, кто едет на озеро, не бронируя дорогих номеров в пансионатах (размещение на одного может обойтись в 13 - 15 тыс. тенге на человека в день), придется предусмотреть многое.

10:17 08 Август 2016 16524

Едете на Балхаш? Возьмите питьевую воду!

Автор:

Наталья Прончатова

Мойдодыр во дворе
Домик желательно резервировать заранее, если сделать это за месяц, есть возможность снять вполне приличное жилье за разумные деньги. Если ехать наудачу, скорее всего, достанутся небольшие «хибарки». Для Карагандинской области бескрайнее бирюзовое озеро – почти экзотика, поэтому желающих отдыхать на Балхаше всегда много. Номера телефонов владельцев домиков есть в Интернете, но в разговоре будущее жилье могут описать как вполне сносное, на деле может оказаться иначе.

«С владельцами жилья нужно уметь договариваться, - рассказывает Мария, недавно съездившая в Торангалык, поселок на Балхаше, на пару дней с мужем и друзьями. – Когда я говорила с арендодателем по телефону, мне назвали цены: 2 тысячи тенге в сутки на человека в будние дни, 2,5 тысячи – начиная с пятницы. Мы приехали, для начала посмотрели все базы отдыха, которые выглядели более-менее прилично, но свободных мест не нашли. Поэтому обратились к тому человеку, с кем договаривались по телефону. В итоге сняли 4-местный номер на пятерых, заплатили по 1800, несмотря на то, что захватили и выходные. «Пятый» спал на полу, поэтому за него выторговали полцены».

Кстати, «пятому» повезло больше – спать на полу, на широком матрасе было удобней, чем на узких «односпалках». С 4-летнего ребенка (без предоставления места) денег не взяли.

В целом условия оказались менее комфортными, чем ожидала Мария. Удобства – туалет с выгребной ямой и душ с бачком, который грело солнце – были во дворе. Там же, на улице, стоял умывальник, похожий на Мойдодыра, с пластиковой канистрой вместо емкости для воды.

Еду готовили из привезенных продуктов. В местных магазинчиках хлеб был дорогим, не говоря уже о фруктах: два банана - около 400 тенге, арбуз - 120 за кило. Копченую рыбу, главный «сувенир» Балхаша, покупать не рискнули, и цена не понравилась: небольшой жерех – 600, сом – 2000 тенге. Ели, в основном, шашлыки и овощи, воду использовали ту, что привезли с собой. Неизвестно, как обстоит дело с питьевой водой в дорогих пансионатах, но совет - брать пятилитровые бутыли с собой – бывалые путешественники дают в первую очередь.

Сам поселок Марии не понравился – много полуразрушенных зданий, и рядом с ними – огромные кучи мусора. Но в общем Торангалык не так плох, он считается «тихим» поселком в сравнении с Чубар-Тюбеком, где дискотеки заканчиваются глубоко за полночь.

Пляж вместе с водопоем
О пляже стоит разузнать как можно больше, к примеру, уточнить, придется ли платить за его посещение. Даже на турбазах с собственным пляжем с вас могут взять отдельную плату за то, чтобы вы смогли поплавать и позагорать. Часто постояльцам турбаз выдают браслеты, чтобы отличать своих от чужих и брать с последних плату побольше. На «ничей» пляж могут прийти все, но на таком песок часто усеян бутылками и салфетками.

«Озеро мне понравилось - теплое, в меру соленое, возле берега неглубокое, хотя был мусор, и вода показалась мутноватой, - делится Мария. – Но пляж был неухоженным, там часто продавали вареную кукурузу, рыбу, люди покупали, ели, остатки выбрасывали прямо на песок».

В один из дней, говорит Мария, на пляж пришла корова. Прошла по песку и направилась к воде. Отдыхающие тут же достали телефоны, чтобы сфотографировать измученную жаждой буренку на память.

Из других развлечений были скутер – 5 тысяч на двоих за 10 минут, «банан» - тысяча с человека. В обязательном порядке выдавали спасательные жилеты. Все расходы Мария с мужем подсчитали после того, как вернулись домой. Отдых в целом обошелся в 25 тысяч тенге на двоих, включая затраты на топливо (газ) для машины, аренду жилья и продукты.

Дорога, по словам Марии, особо дискомфорта не доставила, доехали быстро, всего за пять часов. По дороге нигде не останавливались, поэтому уровень придорожного сервиса оценить не удалось. Но туалеты на балхашской трассе едва ли смогут составить «конкуренцию» по-своему уникальному туалету в Ботакаре, по пути в Каркаралинск (если говорить в целом о туристических маршрутах области). Вода там часто в кувшинах или бутылках, кабинок как таковых нет, поэтому от взглядов тех, кто стоит в двух шагах, в ожидании своей очереди, никуда не деться. С недавнего времени в туалете появились шторки, но они очень короткие и скрывают человека только наполовину.

«Многозадачность» пляжей и присоединение Торангалыка
В программе развития города Балхаш на 2016-2020 годы перечислены основные проблемы, которые нужно решать, чтобы развивать туризм. В первую очередь, это недостаточное развитие инфраструктуры, в том числе, низкое качество дорог, ведущих к отдаленным, труднодоступным туристским объектам, высокая стоимость и низкое качество сервиса. Есть еще одна проблема - дефицит квалифицированного обслуживающего персонала из числа местных жителей в отдаленных регионах. Но все не так безнадежно.

Еще в 2013 году Нурлан Аубакиров, тогда аким Балхаша, был полон оптимизма, говоря о проекте благоустройства зоны рекреации на набережной города Балхаш.

«Современный благоустроенный пляж на территории города будет способствовать росту социальной удовлетворенности населения, увеличению количества людей, придерживающихся здорового образа жизни, за счет установки площадок для занятий пляжными видами спорта, снижению несчастных случаев на воде за счет организованного отдыха под круглосуточным наблюдением спасательной команды на прибрежной акватории», - объяснял аким, отчитываясь перед населением о проделанной за год работе.

Согласно той же программе развития Балхаша, проект детальной планировки прибережной зоны уже разработан, создана концепция развития индустриальной зоны развития туризма площадью 93 га в прибережной зоне города и районе бухты Бертыс. Для полноценного функционирования зоны необходимо подведение инженерно-коммуникационной инфраструктуры, на что потребуется порядка 585 млн тенге. Желание открывать в зоне туристические объекты у предпринимателей есть, и местные власти намерены его поддерживать, в том числе, за счет «Дорожной карты бизнеса».

Что касается Торангалыка, где по пляжам пока разгуливают коровы, в межведомственную комиссию представлено предложение по изменению административно-территориального устройства Балхаша, в том числе, по присоединению земель поселка Чубар-Тюбек и прибережной территории сельского округа Торангалык общей площадью 5 тыс. га - для «эффективного управления территорией, комплексного развития туризма, совершенствования уникальных мест региона с перспективой создания туристского центра». После прохождения научно-экономической экспертизы и получения согласия жителей поселков документы находятся на согласовании в областном акимате. В будущем планируется привлечение инвестиций для создания объектов туризма с ожидаемыми поступлениями в бюджет более 300 млн тенге в год.

Проблему нехватки квалифицированного персонала предполагается решить, обучая специалистов для туротрасли на базе Балхашского колледжа сервиса.

ЭКСПО нам поможет
Исходя из результатов SWOT-анализа развития туризма в Балхаше и окрестностях преимуществ здесь больше, чем слабых сторон. Аналитики отмечают привлекательность самого озера Балхаш, которое занимает 13 место в мире по величине, выгодное географическое расположение региона и близость основных транспортных коридоров. Плюс к этому проведение крупных событийных мероприятий в Казахстане - ЭКСПО -2017 и Универсиады, что увеличит приток туристов на Балхаш. Правда, для улучшения имиджа потребуется реконструкция городского аэропорта.

К возможностям внешней среды отнесены благоприятные экономические перспективы и ожидаемый рост ВВП. Вместе с этим будут расти доходы населения и их «склонность к путешествиям». Определенная ставка делается на налаживание межрегиональных связей и работу по упрощению визового режима.

Наталья Прончатова, Караганда

Внутренний туризм в Казахстане должен стать приоритетом

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны.

09 Октябрь 2020 10:12 3348

Фото: atameken.kz

В ходе встречи председатель президиума НПП РК «Атамекен» Тимур Кулибаев и председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев обсудили основные векторы деятельности отрасли – консолидацию предпринимателей туррынка в регионах, возможности и проблемы в создании и развитии привлекательных казахстанских турпродуктов, а также необходимые меры поддержки отрасли в период пандемии.

Как отметил председатель комитета Павел Казанцев:

«В этом году туризм – одна из наиболее пострадавших отраслей. Серьезно пострадали отели, ресторанный бизнес, пассажирские перевозки, экскурсионная деятельность. Детские лагеря в этом году не приняли ни одной смены. В целом у туроператоров и турагентов доходность снизилась на 70%, в местах размещения – на 80%. В разных регионах картина конкуренции отличалась в лучшую или худшую сторону из-за влияния региональных факторов, наличия или отсутствия строгих ограничительных мер».

По предложению НПП и отраслевого сообщества большинство из мер государственной поддержки, оказанной пострадавшим отраслям, были доступны субъектам туристского бизнеса (налоговые, финансовые меры, приостановление проверок). Однако предложения по разовой выплате в 1000 МРП для лагерей и субсидированию коммунальных расходов для субъектов туррынка поддержки не нашли.

Закрытие границ подтолкнуло казахстанцев к отдыху внутри страны. Большинство выезжало в ближайшие к городам природные места отдыха, нацпарки и курортные зоны.

«Сложилась удивительная картина по резкому росту серого рынка. Из-за локдаунов выходного дня туроператоры, которые возят организованные группы туристов, не имели возможности работать, но самостоятельные туристы и нелегальные организаторы туров выходного дня продолжали ездить, при этом не неся никакой ответственности за свое пребывание и уборку мусора за собой. Всем известны варварские последствия на озере Кобейтуз, оставленные приезжающими «дикарями». За один сезон «розовое озеро» из живописного места превратилось в объект разграбления и мусорную свалку. Ряд привлекательных объектов посещения и мест отдыха были переполнены туристами и оказались замусоренными. У данной проблемы несколько аспектов – это и невысокая культура самих туристов, и низкая организация бизнес-процессов, сбора и вывоза мусора с объектов», – отметил руководитель отраслевого комитета Павел Казанцев.

Глава «Атамекена» подчеркнул важность цивилизованного развития сферы туризма и гостеприимства, обязательно учитывая хрупкость природы и экологические аспекты этого вопроса.

Также он отметил важную роль государственных законодательных и исполнительных органов в развитии инфраструктуры и поддержке деловой инициативы в сфере туризма и гостеприимства. Он привел в пример опыт Турции, где государство выбрало либеральную экономическую политику с акцентом на развитие частного сектора.

В 1990-е годы министерство культуры и туризма Турции определило перспективные районы по всей стране, государственные средства направлялись на развитие инфраструктуры: строительство автомобильных и железных дорог, отелей, открытие курсов гидов и школ гостеприимства.

А потенциальным инвесторам предоставлялись крайне привлекательные стимулы – бесплатная аренда земли под строительство, кредиты под возведение объектов с низкими процентными ставками, льготные тарифы на электричество, воду и газ, освобождение от ряда налогов и пошлин. В результате создана огромная отрасль, которая сегодня вносит солидный вклад в ВВП страны.

Председатель комитета туристской отрасли Павел Казанцев заострил внимание на необходимости создания привлекательного турпродукта:

«У нас есть, что показать, из чего создавать турпродукт, нужно понять, какие объекты и маршруты имеются на сегодняшний день, где не хватает элементов инфраструктуры или человеческих ресурсов. Первичная инвентаризация уже была проведена «Атамекеном», теперь совместно с «Казахтуризмом», МИО и региональными палатами нужно продолжить эту работу и более точечно определить необходимые меры по благоустройству и стандартизации объектов и маршрутов».

Отчет о проведении инвентаризации получил положительную оценку главы «Атамекена».

«В Казахстане есть все предпосылки для создания разнообразного турпродукта – имеются курортные зоны с прекрасными ландшафтами (Мангистау, Туркестан, Восточный Казахстан и т. д.). Для улучшения качества турпродукта, безусловно, нужно изучать международный опыт и мировые стандарты, но это нужно делать, опираясь на ключевые рынки для Казахстана”, – отметил Тимур Кулибаев.

Для повышения интереса к путешествиям среди детей и молодежи, воспитания бережного отношения к природе, экологической культуры и культуры в целом необходим специфичный турпродукт. Им может стать обновленный формат деятельности музеев, поездок и экскурсий («живые уроки», геймификация и т. п.).

Кроме того, многие популярные казахстанские места отдыха тесно связаны с народными легендами, сказками и преданиями, которые также могут быть оформлены соответствующим образом для детей разных возрастов.

Чтобы повысить престиж ремесленничества и качество продукции, необходимо обучать специалистов на базе колледжей, открывать центры ремесла, возрождать идею худсоветов при центрах, создавать площадки для реализации продукции, помогать в коммерциализации.

Председатель президиума НПП поручил направить в министерство культуры и спорта РК письмо с предложениями по открытию новых специальностей для подготовки ремесленников, определению перечня наиболее популярных и востребованных изделий на базе художественных советов, а также по согласованию перечня и содержания легенд для последующего выпуска сборника с современными иллюстрациями.

В заключение он отметил необходимость изучения потребности в кадрах для туриндустрии и смежных отраслей и внедрение международных стандартов образования.

«Нужно составить карту колледжей, понять специализацию, где и кого готовят, и потребность туррынка с учетом специфики регионов. В Азербайджане, например, регулярно организуются учебные курсы по сервису еды и напитков, по гостиничному управлению, проводимые специалистами, приглашенными из-за границы», – сказал Тимур Кулибаев.

Также, по мнению главы «Атамекена», очень важно консолидировать турбизнес в регионах, объединять всех участников рынка вокруг ключевых игроков, усиливать роль региональных ассоциаций. Это позволит более эффективно доводить информацию о потребностях предпринимателей из регионов до центральных госорганов.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

В рейтинге самых популярных среди туристов стран Казахстан занял 70-е место из 73

Объем услуг гостиниц и прочих мест размещения в период пандемии упал почти вдвое, как и число обслуженных посетителей.

07 Октябрь 2020 12:16 2447

В рейтинге лучших стран мира для путешествий и приключений, согласно данным ежегодного издания US News & World Report, в 2020 году Казахстан занял 70-е место из 73 стран. Увы, обошел Казахстан в этом рейтинге только Катар, Оман и Саудовскую Аравию. В прошлом году наша страна занимала 72-е место среди 80 стран, сообщает портал energyprom.kz.

Рейтинг популярности страны у туристов и любителей путешествий основывается на пяти категориях: веселье и развлечения, дружелюбие, приятный климат, живописность и сексуальность. Лучшие результаты Казахстана – по дружелюбию (10,7 балла из 100) и живописности (10,4 балла из 100), а наименьший результат – по приятности климата (1,4 балла из 100).

Пандемия коронавируса и последующее закрытие в период карантина границ, как внешних, так и внутренних, привели к снижению количества туристов. Объем услуг, оказанных местами размещения, такими как гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, гостевые дома, дома отдыха, пансионаты и т. д., за первое полугодие 2020 года составил лишь 28 млрд тг – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года (ИФО – 53,4%).

При этом в целом за 2019 год объем услуг в секторе достигал 120,5 млрд тг, увеличившись в сравнении с предыдущим годом на 15,9% (ИФО – 112,6%).

Наибольший объем услуг, оказанных местами размещения, приходится на Алматы (8,3 млрд тг) и Нур-Султан (5,8 млрд тг). Совокупная доля обеих столиц составляет более половины от РК. Следом идут Акмолинская и Атырауская области (по 1,9 млрд тг).

За январь-июнь 2020 года местами размещения было обслужено 1,4 млн посетителей – в 1,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. По количеству обслуженных посетителей лидируют Алматы (353,2 тыс. человек) и Нур-Султан (191,7 тыс. человек), а также Восточно-Казахстанская область (134,8 тыс. человек).

По категориям мест размещения наибольшее сокращение числа посетителей приходится на наиболее бюджетные гостиницы с одной звездой: сразу в 10,8 раза, до 1,6 тыс. человек.

В 3,6 раза сократилось число посетителей трехзвездных гостиниц, до 83,6 тыс. человек, и почти в два раза – пятизвездных гостиниц, до 159,1 тыс. человек. В гостиницах без категорий было размещено 806,7 тыс. человек – минус 39% за год.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!