По мнению заместителя председателя правления внешнеторговой палаты Казахстана Нуралы Букейханова, единый зонтичный бренд привлечет в регион инвесторов и позволит выйти на большие рынки Китая и Америки.
"На данный момент Казахстан сам разрабатывает общенациональные бренды – "Органик", "Халал", "Мясной бренд", помимо этого, будет создан бренд "Казмай". Исходя из этого опыта, в дальнейшем будет создаваться центральноазиатский бренд. Я полагаю, что будет создана единая коммерческая структура, которая займется отбором продукции и маркетингом продвижения. На самом деле это распространенная мировая практика. Например, шведская компания IKEA на самом деле является не производителем, а покупателем продукции, которую затем представляют на рынке под единой торговой маркой. Также есть компания Philips, которая не продает свои собственные продукты. То есть нужна коммерческая структура, которая и сама бы извлекала из этого прибыль и помогала продвигать товары", – сказал он.
Единый бренд в ЦА предложили создать участники заседания рабочих групп совета по рамочному соглашению о торгово-инвестиционном сотрудничестве, которое сегодня прошло в Алматы.
Г-н Букейханов также напомнил, что Казахстан является членом Евразийского экономического союза, и у предпринимателей имеется опыт выхода на рынок в 190 миллионов человек, и наработанные компетенции тоже могут использоваться.
"В странах ЕАЭС гармонизированы техспецификация, стандарты, регламенты, требования к безопасности продукции. Иногда бывают проблемы, но они решаются, в том числе при участии НПП "Атамекен". В общей системе мы видим Казахстан как региональный торгово-логистический центр. В Алматы планируется создание оптово-распределительного центра, который может выводить предприятия Казахстана за рубеж", – сказал он.
Он также напомнил, что у национальной палаты предпринимателей утверждены 10 приоритетных шагов, которые синхронизированы с планами правительства по улучшению инвестклимата в Казахстане. По его словам, Казахстан в рейтинге Doing Business Всемирного банка в этом году спустился на 36-е место, и это говорит о том, что конкурентоспособность других стран растет.
При этом экономики Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана взаимно дополняют друг друга, и им следует объединиться в рамках торгово-инвестиционного сотрудничества.
Директор регионального представительства "АО "Национальная компания KazakhInvest" Арсен Насырханов заметил, что для инвесторов Центральная Азия более интересна как в целостный регион. И если в соседних странах будет плохой инвестклимат, то на республике это тоже скажется.
"Нам нужно объединиться в вопросах улучшения инвестклимата. Пока мы делаем первые шаги – приняли решение создать рабочую группу для совместных консультаций", – сказал он.
Между тем президент ассоциации владельцев интеллектуальной собственности Булат Курмангали считает, что выстроить взаимодействие между странами ЦА и создать единый бренд будет сложно.
"Что можно предложить в качестве центральноазиатского бренда? Халву? – спросил он. – Этот продукт есть и в Пакистане, и в Афганистане, и в Индии. И традиции у них не вековые, а тысячелетние. Можно сделать новый инновационный продукт или провести модернизацию традиционного восточного товара. Но такая работа требует больших интеллектуальных усилий".
Римма Гахова