В июле в энергосистеме Казахстана намечен запуск единого закупщика электроэнергии. Завеса тонкостей новой модели финансового взаимодействия станций и потребителей с участием госпосредника была приоткрыта участникам отрасли на прошлой неделе в формате онлайн-конференции на площадке Kazenergy, передает inbusiness.kz.
Напомним, этот финансовый механизм по централизованному закупу и продаже электричества на оптовом рынке согласно недавно принятому отраслевому законодательству заработает параллельно с балансирующим рынком в реальном режиме. Единым закупщиком назначен расчетно-финансовый центр (РФЦ) при минэнерго, который к тому же уже оперирует крупными суммами на рынке мощности и субсидирования потребителями возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
"Действующий механизм покупки – он полностью основывается на покупке фактических объемов электрической энергии, продаже электростанциями их потребителям – субъектам оптового рынка. С вводом с 1 июля 2023 года речь идет о покупке плановых объемов электроэнергии единым закупщиком… Принципиальное отличие двух этих рынков – действующего и нового – если сейчас РФЦ покупает фактические объемы электроэнергии только у объектов ВИЭ и продает его традиционным энергопроизводящим организациям (ЭПО – электростанциям. – Прим.), а также "условным" потребителям, соответственно, далее ЭПО – традиционные станции продают свою электроэнергию потребителям. Теперь же, с вводом единого закупщика, покупка и продажа плановых объемов электроэнергии происходит со всеми субъектами рынка – это все станции, традиционные и ВИЭ – всего их в энергосистеме Казахстана более 200, и, соответственно, продажа всем потребителям, субъектам оптового рынка – их порядка 350 на данный момент", – пояснила разницу в своей презентации глава РФЦ Гульжан Налибаева в ходе онлайн-конференции.
По ее словам, в рамках новой модели все участники оптового рынка электроэнергии – станции и потребители их электричества – за сутки до производства и потребления должны будут подавать свои заявки в системе планирования оператора энергосистемы KEGOC, формируя, таким образом, свои объемы спроса для покупки и предложения для продажи. Получается, что оптовые потребители – энергосбытовые организации (ЭСО), региональные электросетевые организации (РЭК) и крупные промышленные предприятия должны будут накануне операционного дня составлять свои суточные графики "на завтра", которые могут быть постоянными или неравномерными по часам потребления. Сумма собранных заявок на сутки вперед будет рассчитываться в совмещенный суточный график, которые должны будут покрыть в спросе электростанции в энергосистеме Казахстана на следующий день.
Очередь по приоритетности
В первую очередь электроэнергия будет напрямую закупаться вне торгов у ВИЭ, получивших тарифы по фиксированной ставке от правительства или аукционам. Следующими в приоритетности останутся ТЭЦ, чья электроэнергия будет закупаться также без торгов по предельным тарифам, утвержденным минэнерго, помноженным на часовые ставки, возможно, с привязкой к коэффициенту.
"На данный момент ведется подготовка всех этих нормативных актов, в том числе будет ли приниматься решение принять часовые ставки в размере единицы, либо какой-то кривой будут часовые ставки, будет видно, но второй приоритет – это покупка у всех ЭПО, в состав которых входит ТЭЦ. Следующий приоритет – это энергопроизводящие организации, которые имеют на рынке электрической мощности долгосрочные договоры по строительству, модернизации, реконструкции, расширению электростанций. Это три субрынка в рынке мощности, это инвестиционные соглашения – первая составляющая, вторая составляющая – это тендеры на строительство базовых мощностей. Третья составляющая – это аукционы по строительству маневренных электростанций. Те ЭПО, которые имеют на данный момент с единым закупщиком на рынке мощности такие долгосрочные договоры – их объемы электрической энергии будут также покупаться вне торгов в рамках приоритета по их установленным предельным тарифам", – детализировала глава РФЦ.
Напомним, в декабре inbusiness.kz писал об электростанциях, получивших объемы на рынке мощности.
Понятно, что ВИЭ, ТЭЦ и электростанции, имеющие приоритетность из-за участия на рынке мощности, могут не покрыть почасовой спрос в течение суток. Поэтому в таких случаях единым закупщиком будут дополнительно проводиться централизованные торги на площадке Казахстанского оператора рынка электроэнергии и мощности (КОРЭМ). Причем электростанции должны будут выставлять там цену не выше своего предельного тарифа, утверждаемого минэнерго. Если и этим не будет покрываться предстоящий совмещенный суточный график, а значит, на следующие сутки не хватает электричества в стране, то будет осуществляться плановый импорт электроэнергии из соседних энергосистем, в основном из РФ по тамошним тарифам. Исходя из расчетов по всем составляющим планового рынка – ВИЭ, ТЭЦ, участники рынка мощности и централизованных торгов, а также возможный импорт, в едином закупщике будут знать на день вперед, какая совокупная сумма должна будет выплачена производителям за электроэнергию по всей стране следующего дня.
Потребительская нагрузка
"Усредняя все эти цены – и ВИЭ, и ТЭЦ, и по рынку мощности, и централизованные торги, и российскую, выходит единая цена для потребителей в разрезе каждого часа, то есть 24 часовых значения в суточном графике назавтра. Соответственно, 24 часовых значения будет цен… На выходе у единого закупщика предполагается, что будет четыре ценовые категории, по которым единый закупщик продает субъектам оптового рынка", – отметила Налибаева.
В модели единого закупщика первая категория в виде тарифа на поддержку ВИЭ, которая оплачивается исходя из объема потребления электроэнергии условными потребителями в лице электростанций, промышленных групп, имеющих собственные станции, и квалифицированными потребителями, у которых, кроме своей традиционной генерации, может быть и "зеленая", продолжит работать в прежнем формате, который действует сейчас. Второй категории – майнерам – придется покупать выделенную в часы профицита электроэнергию на торгах КОРЭМ на повышение.
"Следующая категория потребителей – это потребители с адресной поддержкой. В рамках принятого закона по единому закупщику у единого закупщика есть функция оказывать адресную поддержку потребителям. Это было замечание со стороны комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ), а также администрации президента, о том, что с вводом единого закупщика для того, чтобы не было резкого повышения цен в тех регионах, где сейчас средняя покупная электроэнергия является дешевой, чтобы не было социального напряжения – для таких регионов, именно для таких энергоснабжающих организаций – гарантирующих поставщиков (ЭСОГП), будет предоставляться адресная поддержка. Мы сейчас детали с комитетом по регулированию естественных монополий пока отрабатываем, но концептуально суть такая, что если с вводом единого закупщика, к примеру, цена средняя покупная будет выше, чем у этой ЭСОГП, то у гарантирующего поставщика будет создан такой список потребителей дифференциации или с адресной поддержкой, и в этом списке мы ожидаем, что будет некая цена, установленная для таких гарантирующих поставщиков, то есть будет определенная фиксированная цена", – уточнила Налибаева.
Напомним, под "гарантирующими поставщиками" из числа энергосбытовых организаций на определенном региональном рынке подразумеваются энергоснабжающие компании, имеющие крупнейшую долю на социально значимом розничном рынке электроэнергии для населения, которые обязаны заключать договоры с любым потребителем. Их деятельность и тарификация регулируются комитетом по регулированию естественных монополий (КРЕМ).
К примеру, в Астане гарантирующим поставщиком является "Астанаэнергосбыт". Кроме него, на столичном рынке действует еще несколько энергосбытовых организаций, у которых тарифы могут отличаться из-за того, что у них нет резкой ценовой дифференциации для физлиц и юрлиц. В то время как гарантирующий поставщик обычно предоставляет дифференцированные, сниженные тарифы для населения, которые перекрестно субсидируются юрлицами, с которыми у него заключены договоры. Здесь можно предположить, что с запуском единого закупщика гарантирующие поставщики и их потребители, получающие адресную поддержку, будут перекрестно субсидироваться другими потребителями, например, энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками.
Четвертой категории потребителей будет выставляться фактическая, расчетная цена единого закупщика по часам предстоящих суток, которая будет обязательной для всех покупателей электричества, будь они промышленными предприятиями, юрлицами, субъектами естественных монополий или же социально значимого рынка, сказала Налибаева.
"Причем эта расчетная цена – она почасовая. Понятно, что вечерние и дневные часы, когда происходит вынужденный импорт электроэнергии из Российской Федерации, мы знаем, что в России цены, тарифы недешевые – в вечерние часы, дневные пики эта электроэнергия, эта расчетная цена будет соответственно высокой. Это будет ценовым сигналом для того, чтобы в такие вечерние пики субъекты оптового рынка максимально экономили и максимально уходили в ночной график, тем самым стимулируя субъекты рынка сглаживать суточный график. Либо если это вынужденная мера, когда потребитель в принципе не может переходить на ночной режим, то он понимает, что цена будет в вечерние часы намного выше, чем в ночные", – отметила глава РФЦ.
В принятом законодательстве о едином закупщике заложена норма, что все участники рынка, за исключением гарантирующих поставщиков из числа энергосбытовых организаций, будут обязаны вносить предоплату за объемы суточного графика за сутки или несколько дней. Без них их заявки будут отклоняться и не будут допущены в систему планирования KEGOC. Таким образом, эти участники рынка должны будут рассчитывать размеры предоплаты, чтобы покрывать полностью свой спрос на сутки или несколько. Если их лимиты будут превышены по объемам заявок, то электричество они не получат и им придется снижать местами свои суточные графики. В то время как гарантирующие поставщики будут платить за объемы электроэнергии по выставленным счетам единого закупщика по факту – по завершении месяца в течение 30 календарных дней. Таким образом, деньги от этой группы потребителей электростанции будут получать позже.
Часть нормативно-правовых актов, охватывающих регулирование новой модели рынка электроэнергии, сейчас находится в разработке, некоторые опубликованы на сайте электронного правительства. Кроме того, так как в основном нынешний рынок электроэнергии работает на двухсторонних договорах между энергосбытовыми организациям и станциями, а не на оптовом рынке, многие из них были заключены на весь 2023 год еще в конце прошлого года – они должны быть расторгнуты. В итоге потребители и производители электричества должны будут заключить договоры по купле или продаже его плановых объемов с единым закупщиком. Правда, типовой договор еще не опубликован – это планируется сделать в ближайшее время.
Также решается вопрос использования базовых мощностей, таких как, к примеру, Экибастузские ГРЭС, которые при поставке электроэнергии должны будут в течение суток подстраиваться в диапазоне более 500 МВт с учетом очередности покупки у ВИЭ, ТЭЦ, станций с рынка мощности и централизованно на оптовом рынке. Кстати, в ходе дискуссии у одного из потребителей возник вопрос о том, готовы ли станции, заключившие договор с единым закупщиком, нести нагрузку по неровному суточному графику.
Не ценой единой
"У всех потребителей в часах будет одинаковая цена, за вычетом ряда гарантирующих поставщиков, которым оказывается адресная поддержка, майнинга и условных потребителей в части гарантированной покупки ВИЭ. Если посмотреть на весь рынок, то у каждого потребителя в часах 24-часовых значений цен они будут одинаковы. Но по итогам месяца у каждого оптового потребителя цена покупки от единого закупщика будет разной. Это связано с тем, что если в часах цены разные, но, имея два субъекта оптового рынка, у которых разные объемы потребления в часах, по итогам месяца единая цена будет отличаться. Но здесь необходимо отметить, что при выставлении счетов потребителям и актов сверки объемов и электронных счетов-фактур мы будем указывать 740 часовых значений цен в актах сверки и счетах-фактурах", – подчеркнула Налибаева в ходе выступления.
В ходе сессии "вопросы-ответы" у представителя "Алматыэнергосбыта" возник вопрос о проведении централизованных торгов в рамках приоритетности после ВИЭ, ТЭЦ и станций, участвующих в рынке мощности, поскольку там торговый механизм будет ограничен предельными тарифами при одном покупателе. Как он будет работать, еще до конца не ясно, уточнила Налибаева. В теории конкуренция на этом сегменте между станциями может возникать в профицитные часы суточного графика.
В "Алматыэнергосбыте" также поинтересовались, как будет удовлетворяться повышенный спрос в южной энергозоне в случае, если высоковольтные сети "Север-Юг" будут загружены до предела. Представитель KEGOC Даурен Шакенов уточнил, что такая дефицитная ситуация при имеющемся допустимом перетоке будет учтена в суточном графике, а значит, отдельные потребители будут ограничены в плановых поставках в зависимости от возможностей генерации станций южных зон, при этом могут быть запущены дополнительно блоки Жамбылской ГРЭС, которые не всегда загружены из-за дороговизны газовой выработки.
Комментируя вопрос главы ЦАЭК Ерулана Мустафина касательно тарификации для гарантирующих поставщиков, Гульжан Налибаева пояснила, что будет составлен определенный перечень таких субъектов рынка, которым будет предоставляться адресная помощь или дифференциация тарифов.
"Сейчас это все прорабатывается в стенах комитета по регулированию естественных монополий. Но суть – да, если с вводом единого закупщика, по оценке КРЕМ, в каком-то регионе будет повышаться цена, то КРЕМ за собой оставляет такое право для этого гарантирующего поставщика заморозить цену, понятно, что это не будет долгое время, бесконечно идти. В любом случае единый закупщик должен сработать так, чтобы цены у всех должны быть одинаковые. К постепенному, поэтапному выравниванию цен должны прийти. Но, чтобы первое время с вводом единого закупщика не было таких социальных проблем, будет такой список, и, соответственно, покупная цена электроэнергии на уровне фиксированной цены для ряда гарантирующих поставщиков… Возможно и такое, что сейчас средняя покупная электроэнергия, к примеру, на западе – она дорогая с учетом того, что там газовые электростанции. С вводом единого закупщика, возможно, там, наоборот, как раз-таки понизится, утрированно, 15 тенге средняя покупная цена, становится, к примеру, 10 тенге от единого закупщика. Зачем тогда им закреплять 10 тенге (для гарантирующих поставщиков в западных регионах. – Прим.), надо закрепить для тех регионов, где идет удорожание с вводом единого закупщика", – сказала она.
Дезориентация РЭК
Ерулан Мустафин также поднял вопрос последующего утверждения в КРЕМ тарифов РЭК, которые сейчас имеют затраты на потери электричества в сетях c ориентиром на отпускные тарифы станций. По сути, чтобы сформировать тарифную заявку, им необходимо будет знать уровень тарифа на электричество, который будет формироваться единым закупщиком.
"Сейчас оценить сумму, тариф от единого закупщика нереалистично, но мы предполагаем, что министерство энергетики видит, что будет на месяц вперед 24 часовых значения тарифа, которые применяются на каждые сутки. То есть понятно, что вечерние тарифы дороже, ночные дешевле, то есть будет 24 часовых значения. Предполагается пока, что так. Если у рынка какое-то видение, не просто видение "одну цену утвердите нам, от минэнерго, неважно, от единого закупщика, чтобы мы могли пойти в КРЕМ и защитить цену", но надо и методологию тогда предложить, как вы видите эту методику расчета единой цены, потому что я в своем докладе сказала, что 24 часовых значения, 24 цены будет у каждого субъекта, и все это в один знаменатель в год посадить очень тяжело. Более того, по итогам месяца, например, одинаковой цены у "Астанаэнергосбыта" и "Алматыэнергосбыта" не будет, хотя в часах, 740 часов там были одинаковые цены у обоих, только потому, что объемы разные. Из-за этого по итогам месяца у "Астанаэнергосбыта" и "Алматыэнергосбыта" могут быть разные цены из-за того, что у них объемы индивидуальные. Если у рынка есть предложения по методике, мы готовы выслушать совместно с минэнерго, но пока видится, что будет рассчитан тариф на 24 часовых значения", – ответила Налибаева.
По словам Мустафина, ранее консультантами заявлялось, что средняя цена единого закупщика по Казахстану после его введения может стать примерно 10 тенге за кВт*ч. Между тем, как сообщалось ранее, с начала июня в Казахстане будут в среднем повышены на 17% тарифы с шин отдельных электростанций, утвержденные минэнерго, что добавит дополнительно в расходы РЭК на потери на сетях. Представитель отрасли считает, что должен быть какой-то договор, в котором будет прописан прогнозный тариф, к примеру, 13 тенге за кВт*ч, чтобы в РЭК смогли рассчитать свои затраты на потери для защиты выросшей тарифной сметы перед КРЕМ. Если такой индикативный тариф окажется чуть больше, чем сложившийся после запуска единого закупщика, то убытки РЭК будут меньше, полученные сверху доходы у них смогут забрать.
Предполагается, что будет какой-то общий один тариф, который возможно будет посадить в тарифную смету для защиты в КРЕМ, сейчас этот вопрос обсуждается, сказал замдиректора департамента развития электроэнергетики минэнерго Асылжан Мусин.
Непрозрачность тарифообразования
В своем комментарии представитель московского Агентства энергетического анализа Алексей Преснов заметил, что вводимая система единого закупщика является очень сложной по сравнению с обычным маржинальным конкурентным рынком. Он также указал, что единая цена будет формироваться по всей стране, однако западная зона энергосистемы работает отдельно.
"Централизованные торги проводятся по зонам отдельно. Физически мы понимаем, что эту электроэнергию с севера на запад невозможно доставить при всем желании. Но когда идет расчет цены, то берется в учет вся купленная электроэнергия с учетом запада, севера, все итоги торгов и по западу, и по северу, соответственно, средняя цена выходит", – пояснила Налибаева.
В ходе онлайн-встречи в ответ на вопрос журналиста телеканала Atameken Business было озвучено мнение, что никто не знает, как повлияет ввод единого закупщика на тариф на электроэнергию, поскольку даже в РФЦ не знают, какая будет складываться цена.
"Ввод единого закупщика и балансирующего рынка приведет только к росту тарифа. Когда мы регулировали сами по дисбалансам – это одно, когда дядя будет регулировать, он наши затраты не будет считать", – высказался один из участников онлайн-конференции из "Алматыэнергосбыта".
По мнению Гульжан Налибаевой, переход на модель единого закупщика снизит тарифы в тех регионах, где есть дорогая покупная электроэнергия от электростанций, а где дешевая – там они вырастут, то есть произойдут рост и тарифное выравнивание по стране.
"Как повлияет балансирующий рынок – я не знаю, потому что все будет зависеть от того, как суточный график корректно, правильно будет сформирован всеми субъектами, корректно, правильно будут сработаны электростанции, безаварийно, если какие-то выбытия будут, то мы будем вынуждены эту балансирующую электроэнергию тянуть из соседних энергосистем, вы понимаете, что балансирующая электроэнергия там недешевая", – сказала она.
Комментируя вопрос о комиссии единого закупщика, Налибаева отметила, что в рамках принятого законодательства были внесены поправки в Предпринимательский кодекс в сфере регулирования социально значимых рынков, где затраты по обеспечению деятельности единого закупщика электричества и на рынке мощности будет регулироваться КРЕМ. Сейчас с комитетом прорабатываются изменения по регулированию деятельности единого закупщика, чтобы ему утверждался тариф, и он будет предоставлять отчетность по своим затратам.
"Получается, какая цена будет на услуги единого закупщика – неизвестно, какая методология по итогам торгов – неизвестно, какие будут цены на каждый час – неизвестно. Так вот, до 1 июля меньше двух месяцев остается. Если ничего не известно, может быть, имеет смысл отложить введение до 1 января, наверное", – предложил участник онлайн-встречи по имени Ануарбек, задававший вопросы.
Зыбкий запад
К слову, как выяснилось в ходе встречи со слов представителя МАЭК, многочисленные энергопередающие госпредприятия в Мангистау, имеющие миллиардные задолженности и находящиеся в предбанкротном состоянии, скорее всего, не смогут вносить предоплату, в итоге их заявки останутся без внимания заблокированными, а значит, в теории им придется выходить на балансирующий рынок через расчетный центр КОРЭМ, где электричество дороже. Судя по всему, с вопросом может помочь только решение государства о том, что подобные госпредприятия будут платить факту, как и гарантирующие поставщики, а не по предоплате.
Следующий вопрос Майры Ташимовой из Мангистауской РЭК коснулся возможности корректировок в течение операционных суток на увеличение и того, как это будет отражаться на суточном графике с учетом финансового лимита. Кроме того, в случае аварии нужно ли будет обращаться на балансирующий рынок для получения электричества с Атырауской области или РФ, в то время как пропускная способность сечения высоковольтных сетей в Мангистауский регион не позволяет большой переток, а в области есть только электростанция МАЭК, задалась она вопросом.
"Действующее законодательство, которое вступило в силу, не предусматривает корректировку для субъектов оптового рынка, за исключением ВИЭ. ВИЭ могут корректироваться только на увеличение генерации, а остальные субъекты – ни станции, ни потребители – корректироваться не будут. Это по первому вопросу. По второму вопросу, в рамках разработки правил мы предусматриваем, что системный оператор при возникновении перегрузок транзитных высоковольтных линий будет объявлять режим аварии, и все эти дисбалансы будут покупаться, продаваться по единой цене. Сейчас это решается по цене единого закупщика или по средневзвешенной цене зон", – пояснил Даурен Шакенов.
Читайте по теме:
На 25% может подорожать уголь в Казахстане
В Казахстане ожидается рост тарифов на электроэнергию
В миллиарды тенге может обойтись электроэнергия казахстанцам