Единый закупщик электроэнергии в Казахстане хочет кратно поднять цены

417

Прибыльность расчетно-финансового центра в последние годы достигала нескольких миллиардов тенге благодаря финансовым доходам, что ставит вопрос о необходимости нового повышения

Единый закупщик электроэнергии в Казахстане хочет кратно поднять цены Фото: Brett Sayles/Pexels

Единый закупщик в лице расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго подал ценовую заявку на повышение стоимости услуг централизованной покупки-продажи электричества и мощности в комитет по регулированию естественных монополий (КРЕМ). Об этом сообщается в документации, загруженной в базу данных "Монополист" в конце июля, передает inbusiness.kz.

В представленных материалах указывается, что РФЦ запрашивает у регулятора утверждение новых предельных цен по услугам централизованной купли-продажи: электроэнергии на уровне 0,0197 тенге на кВт*ч и мощности в размере 1998,83 тенге на МВт в месяц.

Напомним, предельные цены единого закупщика по продаже электричества и мощности впервые утверждались в 2023 году. Тогда по итогам слушаний регулятор установил предельную цену единого закупщика, учитывающую его затраты при централизованной покупке и продаже электроэнергии, на уровне 0,0047 тенге на кВт*ч без НДС, а по мощности был одобрен тариф в 1269,59 тенге на МВт в месяц без НДС, которые учитывали его удельные расходы при покупке и продаже услуги по поддержанию готовности электрической мощности, закупаемой у электростанций и продаваемой потребителям.

Источники роста цен

В проекте роста цены единого закупщика по услуге покупки-продажи электроэнергии в расчетном объеме 31,6 млрд кВт*ч на год закладываются затраты в 597 млн тенге с проектом инвестпрограммы на 23 млн тенге. К слову, по этому направлению в 2023 году расходы периода были утверждены в размере 338 млн тенге.

Естественным образом возникает вопрос, почему при потреблении в Казахстане до 120 млрд кВт*ч в прошлом году единый закупщик запрашивает по своей услуге по купле-продаже электричества объем только в 31,6 млрд кВт*ч. Понятно, что РФЦ не охватывает весь оптовый рынок электроэнергии, поскольку приблизительно его 25-30% приходится на промышленные группы – ERG и "Казцинк", которые не подчиняются модели единого закупщика и закупают электричество в основном у своих собственных станций по низким ценам. Однако в любом случае как минимум две трети оптового рынка охватывается единым закупщиком, а это, вероятно, более 80 млрд кВт*ч в год. Напомним, что в 2023 году предельная цена для покупки-продажи электричества РФЦ утверждалась при закладываемом объеме 72,6 млрд кВт*ч, однако за два года объемы потребления в модели единого закупщика в целом выросли. 

Пояснение дается в сопровождающем тарифную заявку письме от РФЦ.

"В настоящее время субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие деятельность по цифровому майнингу, субъекты оптового рынка электрической энергии, включенные в список адресной поддержки (сбытовые РЭК, работающие с населением. – Прим.), имеют установленные цены, определенные по результатам централизованных торгов электрической энергией, и индивидуальные цены, формируемые комитетом (КРЕМ. – Прим.), и применение цены по централизованной покупке и продаже электрической энергии единым закупщиком электрической энергии в части затрат единого закупщика электрической энергии, связанных с осуществлением его деятельности, устанавливаемой комитетом, невозможно", – говорится в пояснительной записке единого закупщика.

В правила расчета цены централизованной покупки-продажи электричества вносятся поправки, отмечается в документе.

"ТОО "РФЦ по ВИЭ" инициированы внесения изменений в правила ценообразования в части расчета цены по централизованной покупке и продаже электрической энергии единым закупщиком электрической энергии, в части затрат единого закупщика электрической энергии, связанных с осуществлением его деятельности, то есть исключение из общего объема реализации электроэнергии объема реализации электроэнергии субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим деятельность по цифровому майнингу, субъектам оптового рынка электрической энергии, включенным в список адресной поддержки. Указанные изменения в правила ценообразования находятся на согласовании в государственных органах",  поясняется в записке. 

В итоге в новой тарифной заявке не были учтены объемы электроэнергии, потребляемые майнерами и сбытовыми РЭК, имеющими льготную тарификацию на опте и дифференциацию тарифов для населения. 

"В связи с вышеизложенным в проекте планируемой цены учитываются объемы субъектов оптового рынка электрической энергии, за исключением субъектов оптового рынка электрической энергии, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу, субъектов оптового рынка электрической энергии, включенных в список адресной поддержки, включенных в соответствующий суточный график производства-потребления электрической энергии, утвержденный системным оператором",  констатируется в письме РФЦ.

По объему мощности в 129 260 МВт годовые расходы РФЦ в этот раз запрашиваются на уровне 248 млн тенге, а инвестзатраты – 10 млн тенге. В пояснительной записке РФЦ указывается, что рост предельной цены по услуге покупки-продажи мощности необходим из-за ее прошлогоднего снижения.  

"За период с 1 октября 2023 года по 30 сентября 2024 года фактический тарифный доход составил 216 535,30 тыс. тенге. Разница между тарифным доходом (216 535,30 тыс. тенге) и затратами, связанными с осуществлением деятельности ТОО "РФЦ по ВИЭ" на рынке мощности (146 833,7 тыс. тенге), установленными комитетом, составила 69 701,60 тыс. тенге. Объем услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки, устанавливаемый на предстоящий календарный год в договорах на оказание услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки на 2025 год составляет 120 067,2 МВт. В целях возмещения полученной разницы при расчете цены на рынке мощности на 2025 год учтены затраты единого закупщика, связанные с осуществлением его деятельности в размере 87 358,15 тыс. тенге. Таким образом, предельная цена по централизованной покупке услуги по поддержанию готовности электрической мощности и централизованной продаже услуги по обеспечению готовности электрической мощности к несению нагрузки единым закупщиком в части затрат единого закупщика, связанных с осуществлением его деятельности, с 1 января 2025 года снижена до уровня предельной цены 727,58 тенге/МВт*мес без учета НДС (87 358,15 тыс.тенге/120 067,2 МВт) по услуге рынка мощности",  разъясняется в сообщении РФЦ.

Однако сейчас сниженной предельной цены на услугу единого закупщика по мощности не хватает, так как, исходя из фактических данных за второе полугодие прошлого года и первое полугодие этого, обоснованные административные расходы РФЦ по мощности на год составили 258 368 тыс. тенге, а объем оказываемых услуг на рынке электрической мощности 129 260 МВт, что в итоге дает проектную цену реализации в 1998,83 тенге на МВт в месяц.

Сам себе спонсор

Здесь отметим, что, согласно отчетности, загруженной в базу данных "Монополист", за 2024 год РФЦ заработал 12,4 млрд тенге, годом ранее чистый доход составлял 4,1 млрд тенге. К слову, за 2022 год прибыльность центра была 12,9 млрд тенге, из которых, правда, 9 млрд тенге ушли в казну в виде дивидендов. За первую половину этого года "дочка" минэнерго получила 5,4 млрд тенге прибыли.

Судя по финансовой отчетности, в основном такой жирный плюс у РФЦ получался за счет финансовых доходов – 6,7 млрд тенге в 2024 году и 4,5 млрд тенге за первую половину 2025 года. Напомним, единый закупщик оперирует огромными объемами денег – на этот год обороты РФЦ прогнозировались на уровне 1,5 трлн тенге.

В файле документации РФЦ по фактическим затратам указывается, что его доходы по неосновной деятельности в виде вознаграждения от операций по депозитам за 2024 год составили 6,5 млрд тенге, а в виде вознаграждения по остаткам в банке – почти 161 млн тенге. За первую половину 2025 года соответствующие финансовые доходы сгенерировались в размере 4,4 млрд тенге и почти 62 млн тенге. Естественным образом напрашивается вопрос: зачем при таких доходах от размещения денежных средств в банках РФЦ вообще нужны тарифы на услуги по централизованной купле-продаже электричества и мощности, ведь центр, по логике, мог бы спокойно существовать и без них.

Хотя, конечно, с точки зрения оборотов единого закупщика РФЦ необходимо постоянно иметь большие объемы денег на счетах, чтобы вовремя закрывать задолженности перед электростанциями на фоне накапливающихся долгов со стороны базовых РЭК, которые сбывают электричество населению, не внося предоплату единому закупщику, как другие оптовые потребители. Тем более что у самих РЭК с постоянным ростом тарифов на электричество за последние два года, наверняка, уже усугубляются кассовые разрывы и ухудшается сбор выплат от физлиц и МСБ.

Для наглядности можно рассмотреть отчет о движении денежных средств единого закупщика электричества и мощности за первое полугодие 2025 года – его поступления за этот период составили 828 млрд тенге, из которых 821,9 млрд тенге были реализацией товаров и услуг, и только 6,1 млрд тенге были прочими поступлениями. За первые шесть месяцев этого года у РФЦ выбыло 815,4 млрд тенге – 811,2 млрд тенге на платежи поставщикам товаров и услуг, почти 386 млн тенге ушли на оплату труда (больше аналогичного периода прошлого года, когда на это было выплачено 297 млн тенге), кроме того, 3,7 млрд тенге пошло на подоходный налог и прочие платежи в бюджет, а прочие выплаты забрали всего 176 млн тенге.

Таким образом, если из поступлений в 828 млрд тенге отнять выбытие 815,4 млрд тенге, то остается чистая сумма от операционной деятельности – 12,6 млрд тенге. Их можно добавить к денежным средствам и их эквивалентам, имевшимся на начало 2025 года, 93,1 млрд тенге, в итоге получается, что на начало июля у РФЦ было 105,7 млрд тенге. Не исключено, что часть этих денег и размещается на депозиты в банках, которые позволяют извлекать проценты, достаточные для функционирования центра.

Зарплатный проект

Судя по деятельности единого закупщика по купле-продаже электричества и мощности, она является достаточно трудоемкой. Согласно представленному в тарифной заявке приказу, в штатном расписании РФЦ предусмотрено 74 единицы.

Исходя из приложенной в заявке документации по операционным расходам, фактическая численность персонала по двум услугам на конец июня достигала 54 человек, из которых примерно 38 работали по направлению купли-продажи электричества – у них среднемесячная зарплата превышала 410 тыс. тенге, по мощности в среднем она была меньше  380 тыс. тенге. К слову, согласно правилам оплаты труда организации, зарплата гендиректора РФЦ может варьироваться в коридоре 1,1-1,7 млн тенге.

В целом, согласно приложенному файлу фактических затрат за 2024-2025 годы, на оплату труда в РФЦ в первом полугодии было потрачено 310 млн тенге и 49 млн на отчисления по ФОТ, за полный 2024 год зарплатные расходы достигли 703 млн тенге, а отчисления по ним 74 млн тенге.

Напомним, в июле inbusiness.kz писал о найме новых сотрудников РФЦ после госаудита.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться