Министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев отметил, что ЕАЭС на определенное время уходит в режим определенных изъятий из регулирования для Казахстана по таможенным тарифам.
«Этот период будет определен условием присоединения Казахстана», - цитирует Слепнева РИА.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила меры для снижения риска для стран ЕАЭС от присоединения Казахстана ко Всемирной торговой организации (ВТО), сообщил журналистам министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
В конце июля Казахстан подписал протокол о вступлении в ВТО. Официально Казахстан станет 162 членом организации в конце 2015 года, после урегулирования всех процедурных формальностей.
В связи с присоединением Казахстана к ВТО ЕЭК предлагает принять решение об утверждении определенных изъятий из единого таможенного тарифа (ЕТТ) для Казахстана. Дело в том, что Казахстан согласовал многие тарифные условия перед ВТО еще до создания ЕАЭС, и менять их уже не может, рассказал Слепнев.
«Поскольку пересматривать договоренности в рамках ВТО Казахстан не может, единый таможенный тариф также имеет определенные ограничения, то есть мы не можем уходить на уровни связывания, установленные Казахстаном. Это чувствительно для других членов. И было принято решение, что мы на определенное время уходим в режим определенных изъятий из нашего регулирования для Казахстана по таможенным тарифам. Этот период будет определен условием присоединения Казахстана (к ВТО — ред.)», — заявил министр.
При этом он подтвердил сроки выравнивания импортных пошлин внутри ЕАЭС в связи с присоединением Казахстана к ВТО — это может занять 7-10 лет.
Условия изъятий
Сегодня ЕЭК работает над тем, как ЕАЭС будет функционировать в условиях этих изъятий для Казахстана. Так, в первый год количество изъятий в ЕТТ предлагается установить на уровне 1347 товарных позиций. «Если посмотреть внимательнее, то мы увидим, что по очень многим товарам эти отклонения в обязательствах минимальны относительно ЕТТ», — отметил спикер.
«Мы сейчас готовим поручение высшего совета ЕЭК относительно того, чтобы провести такую полноценную работу и там, где это возможно, снизить ЕТТ и установить ЕТТ на таком уровне, на каком он связан обязательствами Казахстана. Конечно, это не будет по всему перечню изъятий, но по очень многим позициям это сделать можно абсолютно безболезненно с тем, чтобы минимизировать различия», — пояснил министр.
Однако есть и товары повышенного риска, и по ним нужны будут специальные меры. Но таких товаров не так много. Например, автомобили и самолеты. «Но так как они регистрируются при продаже, оборот их понятен и здесь мы не волнуемся», — отметил Слепнев.
Также в зоне риска находится продовольственная группа — прежде всего мясо и мясные продукты. «Здесь видим, что надо более активно реализовывать то, о чем говорили раньше, а именно систему прослеживаемости продукции. Чтобы по каждой партии продукции было ясно, из какого сырья она изготовлена, где переработана и так далее. Сейчас надо подталкивать эту работу, чтобы она была завершена до конца года», — сказал министр ЕЭК.
Среди прочего Слепнев также отметил ситуацию по белому сахару — уже были изъятия с Казахстаном как по импорту, так и по экспорту в другие страны. «Готовим решение, что вывоз сахара белого, произведенного из сахара-сырца, будет полностью закрыт. И Казахстан с этой ситуацией согласен. Также будет согласовываться баланс по этой продукции», — добавил он, пояснив, что эта мера предлагается к принятию также с общим пакетом с 1 декабря текущего года.
Серьезный вопрос перед ЕЭК встает по продукции легкой промышленности, учитывая близость к Казахстану Китая.
«Сами отклонения в тарифе у Казахстана невелики и здесь можно было бы не беспокоиться, если не иметь всем известную ситуацию о том, что практика растамаживания по этой группе у РФ, Белоруссии и Казахстана серьезно различается в сторону того, что по многим чувствительным позициям в Казахстане средние контрактные цены существенно ниже. Это, конечно, риск», — сказал Слепнев.
«Поэтому у нас сейчас договоренность, что таможенные службы перейдут на согласованные профили риска, согласуют их в ближайшее время, и это станет предметом регулярных рассмотрений на совете и межправсовете», — подчеркнул министр, отметив, что в этом поможет также расширение проекта маркировки товаров легкой промышленности.
Таможенного контроля не будет
«Мы исходим из того, что никакого, конечно, таможенного контроля и его рудиментов на внутренней границе устанавливаться не может (в связи с присоединением Казахстана к ВТО). Границы как были отрытыми, так они открытыми и должны быть. Тем более, что у наших органов есть достаточный набор функционала по осуществлению учета взаимной торговли, по осуществлению необходимого контроля…», — сказал Слепнев журналистам.
По его словам, по основной базе товаров, что называется горизонтальным уровнем мониторинга, можно базироваться на соответствующих нормах. «Возможно, и скорее всего, механизм учета взаимной торговли будет усилен на внутренней границе между Казахстаном и РФ, Казахстаном и Киргизией. Сейчас соответствующая работа ведется и по сути она будет сведена к электронному информированию участниками взаимной торговли о тех товарах, которые они будут перемещать через внутреннюю границу», — добавил он.
Все эти аспекты, по словам министра, обсуждаются с бизнес-сообществом. «И надеемся, что совет их рассмотрит и 16-го на высшем совете (ЕЭК — ред.) подпишем, соответственно, протокол, и затем совет примет свое решение о введении пониженных пошлин по соответствующим товарам для Казахстана», — добавил он.
«Основная задача — обеспечить администрирование этих изъятий с минимальными обременениями для бизнеса. А если возможно, то решив заодно те ранее откладывающиеся задачи, которые перед нами ставит практика», — сказал Слепнев.
При этом, конечно же, имеются еще несогласованные нюансы, однако они не являются принципиальными с точки зрения принятия механизма, отметил министр ЕЭК.
Экономика не пострадает
При этом в ЕЭК отмечают, что, учитывая все курсовые прыжки и девальвацию, уровень защиты внутреннего рынка сейчас существенно вырос по сравнению с двухлетней и даже годовой давностью. «И определенная корректировка тарифа никоим образом негативно не повлияет на внутреннюю экономику, на промышленность, рабочие места. А может быть, даже наоборот будет позитивной с точки зрения установления разумного баланса, с точки зрения конкуренции», — считают в ЕЭК.
ЕАЭС может спокойно функционировать с этими обстоятельствами. «Ничего нового тут нет. У нас были изъятия для Казахстана на период создания таможенного союза, для Белоруссии были определенные изъятия. Сейчас у нас есть транзитные периоды для вновь присоединившихся Киргизии и Армении. То есть наш таможенный союз может и знает, как работать с этими ограничения», — сказал Слепнев.
«Ну и справедливости ради надо сказать, что российские антисанкции тоже, конечно, являются по сути некоторым изъятием, которые также научились применять, и союз функционирует с этими особенностями», — подытожил он.