Евразийская экономическая комиссия рассмотрит вопрос по выравниванию транзитных тарифов на перевозку грузов.
С этой целью комиссией будет создана отдельная рабочая группа, сообщил в четверг, 22 октября, в ходе международной конференции «Адвокатирование конкуренции в сфере промышленности на трансграничных рынках Евразийского экономического союза» член коллегии (министр) ЕЭК Нурлан Алдабергенов.
Вопрос выравнивания транзитных тарифов из всех стран-членов ЕАЭС острее всего стоит для Казахстана, транзитным «окном в Европу» для которого является Российская Федерация. Теоретически он также касается и Кыргызстана, но там нет большого объема экспорта в страны Старого света. Что касается Беларуси и Армении, то они имеют возможность выстраивать логистику в европейском направлении без захода на территорию России. Поэтому «застрельщиком», озвучившим вполне справедливый вопрос «Почему транзит по территории РФ для участников ЕАЭС равен тарифу для стран СНГ и много выше унифицированного внутреннего тарифа России?», стал именно казахстанский бизнес.
- Нам часто говорят, что если мы находимся в Евразийском экономическом союзе, то у нас должны быть одинаковые условия. А сейчас условия – будь ты в союзе или в СНГ – одинаковы, – сказал Алдабергенов. – Поэтому вместе с национальными антимонопольными органами мы намерены провести соответствующую работу и представить свои предложения непосредственно в правительства наших государств.
При этом в раздаточных материалах к докладу министра коллегии ЕЭК говорится, что для «повышения конкуренции грузоотправителей ЕАЭС перед грузоотправителями других стран при осуществлении транзитных перевозок» будет создана специальная рабочая группа. Эксперты проанализируют разницу между тарифами СНГ и унифицированными тарифами каждого государства-члена ЕАЭС, а затем подготовят предложения по отмене повышающих коэффициентов. В эту рабочую группу войдут представители ЕЭК, антимонопольных органов и заинтересованных государственных органов стран ЕАЭС.
Отдельно в раздаточных материалах оговаривается, что рабочая группа, в числе прочего, будет рассматривать вопрос об отмене действующего в СНГ повышающего коэффициента 1,4 при транзитных перевозках ферросплавов в контейнерах через сухопутные пограничные переходы России.
«Объем перевозок ферросплавов в контейнерах из Казахстана в страны Евросоюза через территорию России за 2014 год составил 237,2 тысячи тонн. При этом тариф за транзит по российской территории составляет 1,022 млн тенге за вагон по тарифному плану для СНГ, а по унифицированному внутреннему тарифу – 593,7 тысячи в тенговом эквиваленте, – говорится в сопроводительных документах к докладу. – Если перевозки ферросплавов по территории РФ будут производиться по внутреннему российскому тарифу, то экономия может составить до 1,7 млрд тенге. Также при перевозке угля в полувагонах из Казахстана в Европейский союз при применении внутренних российских тарифов экономия может составить до 14 млрд тенге (в 2014 году соответствующий объем перевозки составил 3,2 млн тонн)».
- Решение вопроса о выравнивании тарифов (речь идет об одинаковом применении внутренних тарифов между странами Евразийского экономического союза) позволит Республике Беларусь получить дополнительно экономию порядка 14 миллионов долларов, Республике Казахстан – 329 миллионов долларов и Российской Федерации – 246 миллионов долларов, – резюмировал Алдабергенов.
Игорь Воротной