DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 305,12 Brent 36,55
Эффективность льгот оценят через призму модернизации

Эффективность льгот оценят через призму модернизации

К осени министерство национальной экономики планирует представить на рассмотрение парламента новую редакцию Налогового кодекса. 

23 Февраль 2017 14:52 9967

Эффективность льгот оценят через призму модернизации

Автор:

Ирина Севостьянова

Фото: eurasiancommission.org

Как заявил глава экономического ведомства Тимур Сулейменов, одна из главных задач нового документа - это избавление от неэффективных льгот и расширение налоговой базы. 

"Мы обязаны сохранить и желательно расширить базу сбора налогов. Вместе с тем мы обязаны переформатировать в целом налоговую систему на достижение целей, указанных в послании. В связи с этим мы будем совершенствовать механизмы взимания налога на добавленную стоимость, упрощение налогового администрирования в целом, совершенствование системы недропользователей, то есть нам необходимо повысить привлекательность наших базовых отраслей и обеспечить режимы, позволяющие расширять нашу минерально-сырьевую базу, таким образом система налогообложения будет совершенствоваться и в этом направлении. Будут отменены все неэффективные налоговые льготы, которые не отвечают интересам третьей модернизации нашей страны", - сказал он на коллегии Миннацэкономики, прошедшей в четверг в Астане. 

В частности, предполагается усовершенствовать механизм взимания НДС (через введение электронных счетов-фактур, отмену отдельных льгот по НДС), оптимизировать действующие налоговые режимы (вывод бизнеса из тени и вовлечение в легальный оборот, сокращение неформальной занятости). Будут приняты меры по совершенствованию системы налогообложения недропользователей (повышение инвестиционной деятельности в разработке новых месторождений), а также по отмене неэффективных налоговых льгот, в том числе противоречащих ВТО и совершенствованию налогового администрирования (введение всеобщего декларирования с 2020 года, автоматизация системы контроля, международное взаимодействие по обмену информацией, внедрение Е-аудита).

Фактически планируется выстроить принципиально новую налоговую политику. Как заявил господин Сулейменов, это будет заключаться не в том, что "будет налоговик за каждым ходить, а это налоговая политика будет такой, что будет проще отчитываться, платить налоги".

"То есть пусть небольшой налог, но лучше его заплатить, нежели быть вне правового поля. Большой потенциал мы видим в самозанятых, то есть с внедрением ОСМС все экономически активные граждане будут плательщиками этих взносов, и, соответственно, инструменты администрирования налоговые также могут быть скорректированы и сопряжены с этим. И самое главное, чего мы ожидаем и прогнозируем, это расширение общеэкономической активности. Одно дело - рост (ВВП) в 1%, другое - в 2,5%. Так как большие инвестиции будут продолжать вливаться в экономику, экономическая активность будет поддерживаться на хорошем уровне, соответственно, это и есть основа для налоговой базы. То есть экономическая активность плюс расширение налоговой базы, упрощение налогового администрирования и эффективная налоговая политика", - уверен министр.

При этом вопрос введения новых видов налогов не рассматривается, Миннацэкономики не намерено "ни повышать, ни понижать общий уровень нагрузки на экономику". Однако "определенная калибровка и настройка налоговой системы должна произойти".

"Налоговые льготы, которые не ведут к технологической модернизации, не ведут к достижениям целей послания, эти налоговые льготы должны уйти. И это касается в целом всех инструментов поддержки государства", - подчеркнул господин Сулейменов. 

Отметим, что новая редакция Налогового кодекса обсуждается в Казахстане уже не первый месяц. Изначально предполагалось, что будет разрабатываться объединенный Налоговый и Таможенный кодекс, при этом в него будут имплементированы нормы кодексов ЕАЭС, однако впоследствии от разработки этого единого документа решено было отказаться. Сегодня новый Таможенный кодекс также разрабатывается отдельно, и в него включаются как нормы Таможенного кодекса ЕАЭС, так и дополнительные положения, обещающие упрощение таможенных процедур. 

Что же касается Налогового кодекса, то бизнес-сообщество страны уже не раз обращало внимание на сложность и тяжеловесность норм действующего Налогового кодекса. Кроме того, сегодня бизнес, по разным подсчетам, оплачивает от 7 до 13 видов налогов, 16 видов других обязательных отчислений, 7 внебюджетных отчислений. В совокупности в стране действуют 36 видов обязательных платежей, включая налоговые. 

Бизнес-сообщество также принимает участие в обсуждении норм проекта нового Налогового кодекса. На базе национальной палаты предпринимателей "Атамекен" создана экспертная группа с открытым составом. Члены рабочей группы нацелены на разработку документа, стимулирующего увеличение деловой активности через снижение налоговой нагрузки, упрощение законодательства и администрирования. 

Ирина Севостьянова 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Переход от погони за наказанием предпринимателей на профилактику правонарушений будет идти под контролем Министерства национальной экономики.

25 Январь 2019 18:42 2612

Новая система госконтроля над бизнесом стартовала в стране

Фото: atameken.kz

Реформа системы госконтроля и надзора за субъектами предпринимательства должна привести к снижению количества требований проверяющих, срокам проверок, но самое главное – к смене ментальности контролирующих госорганов. Об этом в пятницу, 25 января, сообщил директор Департамента развития предпринимательства Министерства национальной экономики (МНЭ) Асланбек Джакупов.

«Если у нас 10 лет назад, притом что субъектов предпринимательства было 800 тысяч, количество проверок было порядка 400 тысяч, то по итогам 2018 года при количестве субъектов предпринимательства в 1,2 миллиона количество проверок снизилось до 81 тысячи, проверки сократились более чем в четыре раза. Государство стало меньше вмешиваться в предпринимательскую деятельность, меньше стало ее регулировать, – подчеркнул спикер. – Несмотря на снижение, сохранялась значительная нагрузка бизнеса, и причиной тому являются административные штрафы. Практически каждая проверка заканчивалась административным воздействием на предпринимателя. Но при этом следует отметить, что наложение штрафа не обеспечивало безопасность в указанных сферах, о чем свидетельствует статистика неблагоприятных происшествий».

Их число ежегодно варьируется на одном уровне, в пределах шести-семи тысяч, продолжает Джакупов, отмечая, что «проверяющий стремится прийти и проверить, при этом качество их работы зависит не от того, насколько безопасно, а от объемов штрафов и количества наказанных людей». Настроить «прицел» контролирующих госорганов призван внедряемый с начала текущего года институт профилактического контроля взамен выборочного.

«[Он] направлен на выстраивание партнерских отношений и призван повысить доверие к органам власти со стороны бизнеса. То есть сейчас целью контроля является не наказание предпринимателя, а с помощью консультирования помочь избежать совершения нарушений требования законодательства. Субъекту контроля будет дано определенное количество времени для устранения выявленных нарушений. А в случае их неустранения за госорганом сохраняется право повторной внеплановой проверки. Таким образом, надеемся, что данный институт станет реальным стимулом для добровольного соблюдения бизнесом требований законодательства. Позволит кардинально поменять ментальность сознания проверяющих, трансформируя его на менталитет обслуживания», – отметил представитель МНЭ.

В рамках реформы госнадзора будут оптимизированы сроки проверок по профилактическому контролю вдвое, с 30 до 15 дней; срок проведения внеплановых проверок сокращен в три раза, с 30 до 10 дней. Возможность продлевать проверки, которая ранее никак не регулировалась, теперь сокращена до одного раза, подчеркнул Джакупов.

Число требований со стороны госорганов к бизнесу также сократилось.

«В части санэпидблагополучия населения из 11,5 тысячи требований остались самые необходимые – 1,8 тысячи; в сфере пожарной безопасности было 3000 требований – они сокращены до 870. В сфере промышленной безопасности было порядка 10 тысяч требований – сокращены до 7,3 тысячи. При этом права потребителей будут защищены на соответствующем уровне. Речь не идет о тех требованиях, затрагивающих вопросы безопасности населения. Речь идет о дублирующих требованиях и тех, которые не несли правовой нагрузки для безопасности населения, но при этом проверялись», – подчеркнули в ведомстве.

Вишенкой на торте станет оптимизация штатной численности проверяющих. Уже сокращено свыше 600 единиц, и в рамках реформы предложено упразднить еще тысячу рабочих мест. На повестке сейчас качественная реализация проведенной реформы, добавил Джакупов.

«Сейчас МНЭ наделено функцией по защите прав предпринимателей. Данная компетенция дает нам право проверить любой госорган на предмет следующих трех составляющих. Первое – порядок проведения госконтроля в отношении предпринимателей. Тот или иной госорган, который проверяет предпринимателей, в отношении него МНЭ имеет право провести также контрольные мероприятия на предмет того, как этот госорган проверил предпринимателя с соответствующими мерами. Таким образом, не только субъекты подвергаются контролю на предмет соблюдения законодательства, а также сами госорганы», – подчеркнул директор департамента министерства.

Для нас, представителей бизнес-сообщества, важно, чтобы был нормальный бизнес-климат и нормальный барьер вхождения в ту или иную отрасль, акцентирует вице-президент Ассоциации предпринимателей по Карагандинской области Гульнар Курбанбаева.

«Если в 2014 году, когда мы начинали делать мониторинг госуслуг в части регулирования, это выдача разрешений, осуществление госконтроля, то уровень неблагоприятного и отрицательного отношения к этой работе со стороны госоргана составляет около 45-50% в разных регионах. Сейчас это менее одной трети. (…) Каждое третье обращение бизнесменов в Карагандинской области ранее было связано с недовольством проведения госконтроля в виде проверок. Сейчас если будет такое, то одна десятая в лучшем случае», – отмечает она.

При этом ослабление госконтроля позволяет бизнесу работать более спокойно, ровно и системно, не создавая рисков для потребителей, уверена Курбанбаева.

«Статистика сама показывает: количество самих выявленных нарушений не увеличивается в каких-то областях, санэпиднадзор, ветнадзор – оно остается на определенном уровне. В других сферах оно резко идет на снижение. Вопрос стоит не в том, что предприниматели не боятся проверок, они стараются найти правильное решение всех задач», – резюмировала вице-президент Бизнес-ассоциации Карагандинской области.

Султан Биманов

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

До конца этого года страны союза должны определиться, будет ли внедряться новая методика расчёта долей стран в распределении ввозных союзных пошлин.

16 Январь 2019 09:05 5436

МНЭ предлагает пролонгировать параметры распределения пошлин в ЕАЭС

Фото: primeminister.kz

Сегодня ввозные таможенные пошлины внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) распределяются согласно утверждённым нормативам, и Министерство национальной экономики (МНЭ) Казахстана намерено продлить их действие до конца текущего года. Об этом на расширенном заседании профильного комитета сената по законопроекту «О ратификации протокола о внесении изменения в Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанный 23 декабря 2014 года» во вторник, 15 января, сообщил вице-министр экономики Руслан Даленов.

«Сегодня пошлины распределяются по [утверждённым] нормативам. Они действуют с 2010 года, и настоящим [законопроектом] продлевается действие действующего норматива. До 31 декабря 2019 года. Просим поддержать», – обратился Даленов в своей речи к сенаторам.

При этом сильных изменений в части объёма таможенных сборов не ожидается, добавил вице-министр, отметив, что за прошлый год размер таких поступлений в казну Казахстана составил около 1,2 трлн тенге.

«В самом начале были опасения и споры по балансам, поскольку стандарты администрирования на кыргызском участке [периметра границы] вызывали вопросы со стороны стран Таможенного союза (ТС), а именно насколько правильно администрируется стоимость [ввозимых товаров]. Поскольку раньше в таможенном администрировании в Кыргызской Республике применялась весовая категория, а не стоимостная. Таможенники Кыргызстана перешли на администрирование по стандартам ЕврАзЭС по стоимости. Это для них новшество, и поэтому были вопросы, насколько правильно, дольше ли идёт растаможка, есть ли реэкспорт в наши страны и страны ТС и так далее. На сегодня всё унифицировано», – подчеркнул Даленов.

Однако пролонгация срока действия нормативов распределения ввозных пошлин до конца текущего года связана с необходимостью для стран-участниц определиться с тем, будут ли они сохраняться или необходима корректировка.

«Мы уже брали три года, чтобы выработать статистику. Страны [участницы ТС] продолжают уточнять методику, чтобы окончательно определиться. Решили, что одного года достаточно, и в течение года мы её выработаем. Чтобы понять, нужна ли нам новая методика [и насколько справедлива текущая], есть четыре способа подсчёта: первая – считать импорт из третьих стран в наши страны, умножаем на пошлины и выявляем пропорции; вторая – то же самое, только учитывается взаимный экспорт-импорт, который может происходить с нашими странами; третья – исходя из текущих поступлений столько и закрепить; четвёртая – нечто среднее между этими тремя», – пояснил abctv.kz вице-министр экономики Казахстана.

По итогам рассмотрения законопроекта замечаний со стороны сенаторов высказано не было. Члены рабочей группы комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству сената приняли решение вынести законопроект на рассмотрение расширенного заседания комитета.

Текущий норматив распределения союзных сумм ввозных пошлин между странами ЕАЭС установлен в следующих размерах: Армения – 1,22%, Беларусь – 4,56%, Казахстан – 7,055%, Кыргызстан – 1,9% и Россия – 85,265%. Стоит отметить, что доля России и Казахстана изменялась в сторону уменьшения в ходе присоединения к ЕАЭС Армении и Кыргызстана.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: