В начале декабря водители большегрузов из Экибастуза решили устроить акцию протеста против платы за пользование трассой Павлодар – Нур-Султан. Нет, они не против оплаты, но только за реально пройденный по ней путь. Переговоры между чиновниками и бизнесом уже дали предварительный результат, сообщает inbusiness.kz.
Тестовый режим
С 1 ноября текущего года автобан, связывающий столицу с регионом, проходил тестовый режим. Было решено отказаться от шлагбаумов, чтобы не тормозить поток движения. В качестве альтернативы сделали ставку на специальные арки, считывающие номера машин. Всего на автодороге их восемь, три их которых приходится на Павлодарскую область. Камеры и сканеры установлены на арках контроля. Каждая арка считывает проезд по зонам. Когда машина съезжает с автодороги, окончательной зоны нет, вот и выставляется счет как за полный проезд. В одну сторону он составляет 4 тыс. тенге. Но когда нет системных заказов, то каждый тенге на счету.
Согласно проведенным исследованиям, в сутки по трассе движется до 7 тыс. машин. Большая часть из них – транзитные большегрузы. Естественно, что для них плата за проезд – дополнительные расходы. Сумма проезда для легковых автомобилей составляет 1 тенге за километр пути. Для грузового транспорта тариф зависит от тоннажа. Оплата автоматически списывается со счета водителя. Вот это и стало поводом для небольшого скандала в Экибастузе.
Хотим, чтобы по правилам
Около сорока экибастузских водителей хотели устроить акцию возле одного из приметных мест города, но им предложили высказаться в более кулуарном месте. Как рассказал один из участников акции, выезжая из города на трассу, проезжая под аркой, с машины сразу списывается вся сумма до Павлодара. И это несмотря на то, что туда многие и не едут, а сворачивают на другие трассы для доставки груза в близлежащие населенные пункты.
"Возле поселка Спутник по платной дороге проезжаю буквально два километра, дальше съезжаю с трассы, а плачу 4 тыс. тенге, как будто проехал всю платную дорогу. И при этом я не пересекаю последнюю арку. Почему так получается? Тестирование дороги-то закончено", – говорит водитель по имени Рустем К., везущий груз из Экибастуза в Аксу.
Другой водитель по имени Куаныш С. возит кирпич из Экибастуза в Павлодар.
"Плату с меня взимают трижды: с Оленты до Экибстуза, хотя я оттуда и не выезжаю, затем с Экибастуза до Калкамана и, наконец, до Павлодара. Итого 4 тыс. тенге. Получается 40 тенге за километр пути, хотя летом разговор шел о 25 тенге. За 20 рейсов я должен заплатить 160 тыс. тенге. Как жить и зарабатывать?" – задался вопросом водитель.
Вы нам пишите
Выслушать водителей пришли представители филиала нацкомпании "КазАвтоЖол", акимата Экибастуза, предприятия, обслуживающего фиксаторы и взимающего плату, директор Экибастузского филиала региональной Палаты предпринимателей. Последний предложил в качестве альтернативы установить дополнительные арки фиксации. Кроме того, Медият Мунасап предложил рассмотреть возможность применения сниженного тарифа либо абонентской платы за год для грузоперевозчиков – жителей области для передвижения в границах региона и откорректировать систему для точной фиксации времени проезда автотранспорта.
Соответствующее письмо было отправлено в павлодарский филиал нацкомпании, где были указаны все претензии и пожелания.
Ответ не заставил себя ждать. В нем, в частности, сказано:
"Принимая во внимание замечания и нарекания, а также в целях недопущения подобной ситуации по оплате проезда за платный участок автодороги Нур-Султан – Павлодар филиалом направлено письмо в центральный аппарат АО "НК "КазАвтоЖол" о необходимости корректировки системы взимания платы на арке фиксации и возможности внедрения абонентской платы для местных грузоперевозчиков".
Ну а пока в головном офисе решают, как быть. Говорят, что пока плата взиматься не будет за маршрут до границ Акмолинской области с автотранспорта, заезжающего в Экибастуз после арки фиксации. Остается дождаться окончательного вердикта из столицы.
Марина Попова