Президент Касым-Жомарт Токаев 6 апреля подписал пакет поправок. Поправки дают возможность маслихату Алматы право на принятие городских правил защиты воздуха. Среди ряда нововведений внедрение low emission zones (зон с низким уровнем загрязнения атмосферы). Эксперты отмечают, что одного этого шага недостаточно для решения сложной проблемы загрязнения воздуха в городе, об этом сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Текущая ситуация – результат влияния многих факторов
Экоактивист Павел Александров считает, что поправки ситуацию с экологией не решают. Все будет зависеть от того, какие конкретно правила примет маслихат.
“Глядя на их прошлую деятельность, я не слишком оптимистичен. Они уже оперируют ложными данными о загрязнениях. Невозможно принимать правильные решения, исходя из ложных предпосылок. Городским властям удобно винить во всем автотранспорт, потому что таким образом они перекладывают ответственность с себя на граждан. Это же их любимая тактика. Хотя они делают вид, что не понимают: в избытке машин на улицах виновата их провальная работа по развитию общественного транспорта”, – отмечает экоактивист.
Павел Александров добавляет, что в городе нет “основной причины загрязнения”. Текущая катастрофическая ситуация – результат влияния многих факторов, среди которых:
- Город расположен в месте, где естественное проветривание затруднено. С этим природным фактором невозможно ничего сделать.
- Угольные ТЭЦ, использующие высокозольный уголь и устаревшие технологии сжигания и очистки.
- Частный сектор, сжигающий в своих печах все, что горит, включая плохой уголь, резину, мусор и т. д.
- Огромный автопарк старых авто.
“Без решения всех этих проблем одновременно никаких улучшений ждать не стоит. Загрязнение воздуха в Алматы – проблема комплексная, и решать ее нужно комплексно”, – сказал Павел Александров.
Возможные решения
Руководитель молодежных экологических отрядов “Жас Эко Патруль” Адиль Нурпеисов считает, что поправки для защиты воздуха в Алматы необходимы в первую очередь для того, чтобы регулировать использование твердого топлива в частном секторе. Однако он подчеркнул, что у города все еще нет точных данных о том, кто и в каком объеме загрязняет воздух.
"По заявлению управления энергетики, 99,2% домов в Алматы газифицированы, но газ в дома не проведен. Они как топили твердым топливом, так и продолжают", – отмечает он.
Последние исследования показывают, что 60% загрязнения воздуха в Алматы вызывает автотранспорт, 27% – промышленные предприятия и 13% – сфера обслуживания. При этом на 1 марта 2024 года в городе зарегистрировано 610 тыс. машин, а ежедневно из пригородов въезжает еще 400 тыс. Треть из этих городских авто имеет класс евро 0, евро 1, евро 2, давая 85% выбросов от автотранспорта.
“При этом мы можем понимать, что причины выбросов в атмосферный воздух – это в большей степени даже не ТЭЦ, это в любом случае доля автотранспорта. Это было сильно заметно во время карантина в связи с коронавирусом. Перевод ТЭЦ на газ проблему не решает, а лишь увеличивает плату за комуслуги более чем в три раза, если не больше”, – делится эксперт.
Одно из возможных решений проблемы Адиль Нурпеисов видит в улучшении технического состояния транспорта и качестве бензина.
“В первую очередь мы должны следить за нашими автозаправками. По качеству бензина все еще есть вопросы. По качеству обслуживания автотранспорта тоже. Поэтому нам в первую очередь нужно улучшить состояние автотранспорта, улучшить вопрос качества бензина и подойти к изучению вопроса более детально”, – отметил он.
Корреспондент inbusiness.kz отправил запрос в акимат, чтобы узнать, сколько городские власти тратят на улучшение экологии в городе.
Ранее приводились данные о состоянии окружающей среды в Алматы, Астане и Шымкенте.