Экономические итоги Казахстана в 2023 году: опрос экспертов

4234

В канун Дня независимости inbusiness.kz решил собрать воедино главные достижения страны в бизнесе и инвестициях.

Экономические итоги Казахстана в 2023 году: опрос экспертов

Доля малого и среднего бизнеса в 2023 году превысила 36% в ВВП, заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая перед предпринимателями на церемонии награждения лауреатов премий "Алтып Сапа" и "Парыз". Развитие сферы бизнеса и привлечение инвестиций стали важными элементами нового экономического курса Казахстана. Доктор экономических наук, профессор Рахман Алшанов и известный экономист Ануар Нуртазин поделились с inbusiness.kz мнениями об экономических достижениях уходящего года.

Рост доли МСБ в текущем году до 36% в ВВП Казахстана – одно из знаковых достижений уходящего года. По данным министерства национальной экономики, производство продукции МСБ превысило 28 трлн тенге. Кроме того, в сфере МСБ сегодня работают 4,3 миллиона казахстанцев, или 45% трудоспособных граждан. Всего в 2023 году просубсидировали 9 тысяч проектов, сумма кредитов составила 669 млрд тенге. По мнению экономиста Рахмана Алшанова, малый и средний бизнес начал ощущать поддержку государства. 

"Бизнесу нужно понимать, что они могут доверять, могут принимать участие в честных конкурсах, что льготы будут распределяться не по звонку. Малый и средний бизнес сейчас получил реальную поддержку, которая стала более разумной и идет напрямую бизнесменам. Мы наблюдаем резкий рост количества малых и средних предприятий: их количество превысило 2 млн субъектов. Понятно, что не все открытые предприятия завтра заработают, но, по крайней мере, у них появилась эта возможность", – говорит Рахман Алшанов.

По словам Касым-Жомарта Токаева, в этом году по всей стране реализовали 91 инвестиционный проект на 376 миллиардов тенге, рабочие места получили более 6 тысяч казахстанцев. По мнению Рахмана Алшанова, работа по привлечению инвестиций – одно из ключевых направлений в новом экономическом курсе страны, который объявили в 2023 году. 

"Понятное дело, что до сих пор иностранные инвестиции главным образом шли в сырьевой сектор, они там тоже нужны. Ведь посмотрите, геология отстала. Мы гордились тем, что у нас есть вся таблица Менделеева, а сегодня горно-металлургические предприятия ощущают дефицит, ищут медь в России и в Южной Африке. У нас есть свой потенциал. Нужно привлечь инвестиции в трудоемкие, капиталоемкие отрасли и наряду с этим – в сферу малого и среднего бизнеса. Ничто сейчас не мешает отечественному капиталу развиться, работать в партнерстве с иностранными инвесторами – это новая культура и технологии. Пришел иностранец – он привез новые технологии. Мы из-за отсутствия достаточных ресурсов работаем еще по технологиям советских времен. Так не может быть, потому что кругом конкуренция "вышибает". Мир тратит на технологии громадные ресурсы, поэтому привлечение иностранных инвестиций – стратегическая задача президента", – считает Алшанов.

В 2024 году инвесторов, вкладывающих средства в обрабатывающий сектор Казахстана, будут освобождать от уплаты налогов в течение трех лет. Эти меры назвали беспрецедентными в условиях жесткой международной конкуренции за инвестиции. 

"Всем нужны инвестиции, потому что внутренних ресурсов не хватает, а проблемы – глобальные. В мире около 12 трлн долларов "ходят" в частных инвестициях. Очень важно создать имидж страны, что мы поддерживаем иностранных инвесторов, подписываем с ними соглашения. Президент, как дипломат, у которого огромный опыт, он и с китайцами наравне может говорить, и с американцами. Его авторитет позволяет привлечь в страну капиталы и инвестиции", – выразил мнение Рахман Алшанов.

По данным МНЭ РК, в 2022 году валовый приток прямых иностранных инвестиций в Казахстан составил 28 млрд долларов. Это был рекордный показатель за последние 10 лет. Экономист Ануар Нуртазин считает, что в 2023 году цифры будут скромнее. По словам эксперта, нетто-поставщиками капитала на мировой рынок являются такие страны, как США, Китай, Япония, Германия, которые могут направлять инвестиции. Казахстан же, в свою очередь, наоборот, пытается сберечь капитал в своей экономике. 

"Безусловно, нам нужны инвестиции. Но эти инвестиции пока, к сожалению, как отметил президент, не влияют напрямую на благосостояние граждан. В 2023 году мы такого результата не увидим, но хотелось бы, чтобы это прямое влияние было в 2024 году. В 2022 году мы видели рекордные показатели инвестиций. В этом году мы рекордов не увидим, скорее всего. Нужно понимать, что происходит регионализация экономик. Соответственно, инвестиционная привлекательность стран падает в целом, так как произошла утрата доверия между экономическими агентами. Рынок нефти (а прямые иностранные инвестиции до 90% идут в Западный Казахстан именно в нефть и газ) испытывает серьезную волатильность и подвергся сильнейшей санкционной корректировке. Раньше это был "рынок продавца", а не так давно это стало "рынком покупателя", то есть продавцы вынуждены подстраиваться под нефтяные цены", – говорит Ануар Нуртазин. 

По заявлению президента Касым-Жомарта Токаева, в этом году успешно решился вопрос перехода Карагандинского металлургического комбината в собственность казахстанской компании.

"Знаковым событием стала замена собственников "АрселорМиттал Темиртау".  Это можно отнести к достижениям, единственный минус в том, что мы не увидели четкой финансовой схемы этого перехода. Но в целом плюс в том, что вырабатывается механизм работы с недобросовестными инвесторами. Данная передача активов "АрселорМиттал Темиртау" является ключевым событием этого года", – считает экономист Ануар Нуртазин. 

В 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев продолжил политику демонополизации экономики и борьбу с олигополией. Одним из инструментов стал принятый Закон "О возврате государству незаконно приобретенных активов". 

"Появился Закон "О возврате государству незаконно приобретенных активов", хорошо, что он есть. Но его нужно дорабатывать, модернизировать, должна быть четкая правоприменительная практика по нему. Здесь есть два больших проблемных момента: секретность и порог в 100 млн долларов. Все, кто своровал, например, 10 млн долларов и вывел, не попадают под этот закон. Возникает множество экономических и юридических коллизий", – отметил эксперт.

По информации Генпрокуратуры, Казахстану возвращено активов на 945 млрд тенге, в том числе порядка 600 млн долларов из-за рубежа. Экономист Ануар Нуртазин считает, что это лишь малая часть того, что вывели из страны коррупционеры. 

"1 трлн тенге, или около 2 млрд долларов, – это возврат активов Казахстану после инициативы, озвученной в прошлом году. По разным оценкам, суммы выведенных средств разнятся. По данным международной организации Tax justice network, из Казахстана в зарубежные офшоры выведено около 160 млрд долларов. По оценке некоммерческой организации Global Financial Integrity, которая делала ресерч, 167 млрд долларов незаконно выведены из Казахстана за 25 лет. Сумма, которая озвучена мной, 400 млрд долларов за весь период независимости, с 1991 по 2023 год, за 32 года. Если сравним 400 млрд долларов и возвращенные 2 млрд долларов, то возвращено меньше 1%, а значит, работы там – непочатый край", – выразил мнение эксперт. 

Одним из важных поручений президента Токаева экономисты считают внедрение новых инструментов в бюджетной политике, которые позволят повысить уровень бюджетной самостоятельности регионов в условиях перехода на новую экономическую модель. 

"В первую очередь мы видим концентрацию нормы накопления капитала у одних граждан и отсутствия ресурсов у большей части населения, несправедливость налоговых выплат и неравномерность бюджетного распределения. Есть понимание, что демонополизация – единственный инструмент для создания будущего финансово-экономического простора, в том числе благодаря так называемым ковенантным или граничным правилам, которые уже в скором времени необходимо обозначить законодательно. Так, к примеру, необходимо, чтобы на простого жителя Петропавловска тратилось столько же денег, сколько и на жителя Астаны. Второе – это то, что решения по экономическим и налоговым вопросам, вопросам стимулирования будут принимать не только Астана, но и региональные акиматы, региональные управляющие. У нас есть розничный налог – это один из тех налогов, где регионы могут в действительности что-то изменить и имеют полномочия. Это можно отнести к достижениям", – отмечает Ануар Нуртазин.

Читайте по теме:

Темпы роста экономики Казахстана составили 4,9%

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться