Экономические убытки от дефицита воды в РК оцениваются в $6-7 млрд в год к 2030 году

4189

Такие данные приводит комитет по водным ресурсам минэкологии в концепции нового Водного кодекса.

Экономические убытки от дефицита воды в РК оцениваются в $6-7 млрд в год к 2030 году Фото: yvision.kz

Как отмечают в документе, для иллюстрации использования воды в экономике используется показатель так называемой производительности воды: сколько долларов внутреннего валового продукта (ВВП) приносит каждый использованный кубометр воды. В этом контексте японская экономика использует воду наиболее продуктивно: каждый ее кубометр приносит 53,5 доллара. Второе место принадлежит США (23,5 доллара).

Такой значительный отрыв Японии и США связан с высокой долей высокотехнологичного производства и развитой сферой услуг  отраслей несопоставимо менее водоемких, чем сельское хозяйство и промышленность. Для сравнения: по данным Всемирного банка, в Казахстане продуктивность воды в 1997 году составила 2,2 долл., в 2002-м – 3,7 долл., в 2008-м – 5,8 долл., в 2012 году – 7,8 долл., в 2017 году – 8,7 долл. США.

"При увеличении дефицита издержки связанные с потенциальным недостатком водных ресурсов, будут расти. Экономические убытки оцениваются в сумму около 6-7 млрд долл. США в год к 2030 году. При этом затраты на переход от вододефицитной экономики к экономике, эффективно использующей водные ресурсы, напротив, невелики (0,5-1 млрд долл. США в год)",  посчитали в минэкологии.

Также в концепции подчеркивают, что водные ресурсы Казахстана – живая, уникальная и уязвимая система, которая подвержена внешним рискам намного больше, чем в других странах.

Во-первых, бессточные бассейны и высокие уровни испарения с поверхности озер приводят к значительному расходу воды на их поддержание (экологический спрос природно-хозяйственных систем на водные ресурсы составляет порядка 64 млрд м³).

Во-вторых, зависимость от трансграничных рек из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана, составляющих 44% притока поверхностных вод, который быстро сокращается вследствие ускорения экономического и социального развития соседних стран. Согласно прогнозам, приток трансграничных рек может сократиться примерно на 10-15% уже к 2030 году.

В-третьих, водные ресурсы Казахстана подвергаются воздействию глобального потепления, временное увеличение таяния ледников скажется на будущих объемах водных ресурсов (наиболее подвержены риску реки на юге страны).

Если не предпринимать соответствующие меры, то в результате быстро растущей потребности в воде и сокращения устойчивых запасов воды к 2030 году ожидается дефицит воды в размере 23 млрд м³ (сопоставимо со 100% общегодового забора воды населением и отраслями экономики в настоящее время).

Такой дефицит воды может привести к снижению природоохранных поступлений воды с последующей деградацией озерной и речной экосистем и рыболовного промысла, особенно на озере Балхаш, в дельте реки Или, болотных системах Центрального Казахстана, Северного Арала и так далее; нормированию потребления воды в экономических целях, особенно в сельском хозяйстве, а также в гидроэнергетической отрасли, в промышленности, возможным перебоям с водоснабжением населенных пунктов; повышению издержек на водообеспечение из-за необходимости введения в эксплуатацию новых источников водоснабжения (вторичное использование, десалинационные заводы, магистральные трубопроводы) и переброски водных ресурсов между бассейнами.

Таким образом, угроза дефицита воды и неэффективное управление водными ресурсами могут стать основным препятствием для устойчивого экономического роста и социального развития Казахстана. Кроме того, низкие цены на воду, высокий уровень субсидий, недостаточный контроль водозабора и плохое состояние инфраструктуры сдерживают инвестиционные инициативы предпринимателей либо снижают эффективность и окупаемость внедряемых инициатив, предупреждают в минэкологии.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться