Экономика важней политики

8728

Напряженность в отношениях Москвы и Анкары не поссорит Казахстан с Турцией, а может принести новые возможности, считают перевозчики.

Экономика важней политики

Напряженность в отношениях Москвы и Анкары не поссорит Казахстан с Турцией, а может принести новые возможности, считают перевозчики.

Между Казахстаном и Турцией, как между Казахстаном и Россией, есть определенные договоренности по транзитным грузоперевозкам. И нарушать их, казалось бы, нельзя. Однако последние случаи с казахстанскими перевозчикамиговорят об обратном.

Напомним, 3 сентября этого года российские таможенники ввели полный таможенный досмотр в отношении всех казахстанских перевозчиков, следующих через Россию транзитом. Проблема была решена только после того, как казахстанская сторона направила российской Федеральной таможенной службе обращение об урегулировании сложившейся ситуации.

Позже, 25 ноября, на таможенных постах Верхний Ларс (российско-грузинский участок границы), Троебортное и Крупец (российско-украинские участки границы) был ограничен проезд казахстанских автотранспортных средств, следующих из Турции транзитомчерез территорию России в Казахстан. Только 7 декабря появилась информация о том, что казахстанским транзитным автоперевозчикам разрешили пересечь границу, правда с оговорками.

- На сегодняшний день у наших перевозчиков есть претензии к российским властям в части невыполнения тех нормативных документов, которые регулируют перемещение транзитного груза из Турции через территорию Российской Федерации в Казахстан. Есть соответствующие процедуры, и их нужно выполнять. К сожалению, эти обязательства исполняются недобросовестно, – констатировал председатель президиума Союза транспортников Казахстана Kazlogistics Юрий Лавриненко. – Соответствующие структуры, как наши, так и российские, эти проблемы сейчас обсуждают. Я думаю, все эти сложные вопросы будут достаточно оперативно решены.

Лавриненко отмечает, что напряженность в российско-турецких отношениях не должна негативно сказаться на сотрудничестве Казахстана с Турцией.

- У нас давние дружеские отношения. Турецкие компании активно работают в Казахстане, реализуют достаточно интересные для нас проекты. Поэтому мы не хотим, чтобы отношения между нашими странами ухудшились. Я думаю, этого и не случится, – высказал он свое мнение порталу abctv.kz.

Эдиль Искаков , президент "Кеденстранссервис" – ведущего оператора логистических терминалов в Казахстане, коллегу поддерживает. Он отмечает, что Турция важна для Казахстана, как торговый партнер:

- Сейчас наша задача – обеспечить нормальную логистику доставки груза из Турции в Казахстан и из Казахстана в Турцию. Мы уже этим активно занимаемся.

По мнению национального секретаря постоянного представительства секретариата межправительственной комиссии ТРАСЕКА в Казахстане Марата Садуова, сложившаяся ситуация может открыть для Казахстана новые возможности.

- Турецкие грузоперевозчики практически встали на российских границах, что снизило товарооборот между странами почти на 20 процентов. Это открывает новые возможности для нашего транскаспийского маршрута, увеличатся грузообороты отечественных компаний. Почему бы нет? У нас более гибкие условия для транспортировки грузов по транскаспийскому направлению, – объяснил Садуов.

Он также напомнил, что в 2011 году Министерство транспорта РК совместно с Таможенным комитетом и ТРАСЕКА предлагали создать мультимодальный маршрут и протянуть блок-пояс от Китая до Турции.

- В связи с новыми геополитическими возможностями у нас открываются новые рынки. Мы можем возить товары из Турции не только для Казахстана, но и для других государств Центральной Азии. Мы также можем поставить у себя производство и завозить лишь сырье, – уверен Марат Садуов.

Актуальным, по его словам, для Казахстана остается проект Silk Wind, который подразумевает запуск контейнерного поезда по маршруту "Государственная граница Казахстана/КНР – Каспийское море – Черное море". Данный проект представляет собой консолидацию усилий четырех стран-участниц ТРАСЕКА – Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции. По словам Марата Садуова, принятие этими странами нового маршрута позволило бы сократить время по доставке груза почти вдвое.

А вот на вопрос, насколько сегодня Казахстан нуждается в турецких продуктах, когда министр сельского хозяйства жалуется, что свое некуда сбывать, ни один из экспертов-логистов не ответил, объяснив это тем, что "глубоко политические вопросы" не в их компетенции. 

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться