На реализацию пяти социальных инициатив президента в проекте бюджета предусмотрено 102,5 млрд тенге. Об этом сообщил министр финансов РК Алихан Смаилов на заседании комитета мажилиса по финансам и бюджету и представил вниманию депутатов проект Закона "О республиканском бюджете на 2019-2021 годы".
Основанием для повторного уточнения бюджета стала необходимость реализации указа главы государства об изменении административных статусов г. Шымкента и Туркестанской области. В связи с этим уточнены основные параметры бюджета.
Поступления и расходы увеличены на сумму обратного трансферта из Туркестанской области и целевого трансферта городу Шымкенту соответственно. Уточнённый объём поступлений республиканского бюджета составит 8,772 трлн тенге, расходов – 9,655 трлн тенге. Дефицит сохранён на ранее утверждённом уровне 883,3 млрд тенге, или 1,5 % к ВВП. Уровень ненефтяного дефицита составит 7,4% к ВВП и не превысит предельный порог, установленный концепцией формирования и использования средств Национального фонда.
Номинальный ВВП оценивается в объёме 58,242 трлн тенге. Это на 1,036 трлн тенге выше относительно апрельского уточнения прогноза. ВВП на душу населения составит 9114,2 доллара.
Реальный рост ВВП сохранён на уровне 3,8 процента.
Для реализации поручения главы государства по изменению административных статусов и развитию городов Шымкента и Туркестана предлагается направить 29,7 млрд тенге, из которых 15,1 млрд тенге – это разделение субвенций, ранее предусмотренных Южно-Казахстанской области. Дополнительное финансирование, выделяемое в рамках целевых трансфертов в размере 12,8 млрд тенге, позволит продолжить работы по благоустройству, жилищно-коммунальному хозяйству, развитию теплоэнергетического и газотранспортного сектора регионов, а также по строительству объектов образования и здравоохранения.
В связи с приданием городу Туркестану статуса областного центра потребовалось 1,7 млрд тенге для открытия территориальных подразделений центральных исполнительных органов.
На реализацию отдельных поручений, озвученных в ежегодном послании народу страны, в текущем уточнении запланировано 39,4 млрд тенге. Среди них предлагается дополнительно направить 15 млрд тенге через холдинг "КазАгро" для кредитования аграриев при закупе сельхозтехники и оборудования. Также в рамках данного направления предусмотрено дополнительно 3,8 млрд тенге на реализацию проекта по совершенствованию ирригационно-дренажной системы, что позволит вдвое повысить урожайность.
В рамках реализации государственной программы жилищного строительства "Нурлы жер" планируется дополнительно направить 15 млрд тенге на кредитование ЖССБ для выдачи предварительных и промежуточных жилищных займов вкладчикам. Этот шаг позволит выдать 1667 предварительных и промежуточных жилищных займов для обеспечения выкупа до 100 тыс. кв. м жилья участникам госпрограммы.
В рамках государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2020" дополнительно предусмотрено 5,6 млрд тенге. Данные расходы будут направлены на оказание государственной поддержки в виде субсидирования части ставки вознаграждения по новым кредитам коммерческих банков, выдаваемых для реализации эффективных инвестиционных проектов, а также проектов, направленных на модернизацию и расширение производства.
Кроме того, на продолжение и реализацию поручений главы государства в сфере развития транспортно-логистической инфраструктуры запланировано дополнительно 44,5 млрд тенге.
Так, на реализацию концессионного проекта по созданию и эксплуатации автомобильного пункта пропуска "Нур жолы" на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай предлагается дополнительно направить 15,5 млрд тенге.
На реализацию проектов в автодорожной отрасли за счёт перераспределения средств предусмотрено 20,9 млрд тенге. Это позволит реализовать проекты по развитию транспортной инфраструктуры, капитальному и среднему ремонту дорог в Атырауской, Мангистауской, Павлодарской областях, Алматы в сумме 9,3 млрд тенге.
Кроме того, в соответствии с соглашением о займе между АО "Казавтожол" и Экспортно-импортным банком КНР на начало реализации участка Караганда – Балхаш проекта реконструкции и проектно-изыскательские работы коридора "Центр – Юг" предусмотрено 11,6 млрд тенге на выплату аванса в размере 30% от стоимости проектно-сметной документации.
Для повышения внутригородской мобильности населения Алматы проектом бюджета также предусматривается авансирование приобретения восьми составов электропоездов для операционного обслуживания действующих девяти и будущих двух станций метро, на что предлагается направить 8,1 млрд тенге.
9,8 млрд тенге планируется направить дополнительно, чтобы ускорить реализацию продолжающихся проектов по строительству объектов образования, инженерной инфраструктуры, строительства жилья, газификации, обеспечения питьевой водой. "Данные средства включены в бюджет только по проектам, по которым даны гарантийные письма администраторов по полному и своевременному освоению средств до конца года", – уточнил главный финансист страны.
Также учтены расходы по ранее принятым обязательствам страны, поручениям президента, а также связанные с корректировкой расходов, привязанных к курсу тенге в общей сумме 15,2 млрд тенге. В первую очередь это касается обеспечения жильём военнослужащих, на что предлагается дополнительно направить 9,2 млрд тенге, в том числе 3,3 млрд тенге на выплату компенсаций взамен права безвозмездной приватизации служебного жилья военнослужащими с выслугой свыше 20 лет. И 5,1 млрд тенге – на жилищные выплаты. Таким образом, общий объём расходов на обеспечение жильём охватит более 80 тысяч военнослужащих и составит в этом году 94,1 млрд тенге.
В рамках реализации комплексного плана развития Северо-Казахстанской области в соответствии с поручением президента предлагается направить 3,3 млрд тенге на технологическую модернизацию производственных мощностей АО "Петропавловский завод тяжёлого машиностроения" и "Завод им. Кирова". В настоящее время доля тяжёлого машиностроения в валовом региональном продукте (ВРП) области составляет 13%, загрузка предприятий составляет всего 67%. Проведение технологической модернизации, а также загрузка заводов даст возможность увеличить объём продукции к 2021 году на 40% и долю в ВРП области поднять до 20%.
Между тем напомним, что глава государства поручал выделить дополнительно 600 млрд тенге в качестве долгосрочной ликвидности для банков второго уровня. Эти средства должны быть предназначены для доступного кредитования приоритетных проектов.
Как сообщил Алихан Смаилов, отвечая на вопросы журналистов, половина из этой суммы, то есть 300 млрд тенге, будет выделена из средств Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).
"Этот вопрос правильнее было бы адресовать Национальному банку, но я, как министр финансов, имею информацию, что Национальный банк планирует эти средства выделить половину за счёт средств ЕНПФ, половину за счёт средств самого Национального банка. Они будут направлены банкам второго уровня на возвратной основе по коммерческой ставке, по рыночной ставке", – отметил он, подчеркнув, что по поручению президента эти средства будут направлены на приоритетные проекты.
"Те накопления, которые находятся в пенсионном фонде, должны инвестироваться и приносить доход, для того чтобы активы ЕНПФ росли. Поэтому их надо куда-то инвестировать. В данном случае речь идёт об инвестировании в собственную экономику по рыночным ставкам. Поэтому это нормально. Так происходило и происходит во всех странах мира", – подытожил министр финансов.
По его словам, Национальный банк должен будет уже в ближайшее время определиться с критериями БВУ и дать своё видение по критериям, суммам и лимитам.
Айсулу Тимурова