/img/tv1.svg
RU KZ
Эксперт: «До Gambit и AVANGAR в Казахстане были Sky»

Эксперт: «До Gambit и AVANGAR в Казахстане были Sky»

Исполнительный директор организации Syman gaming и тренер по дисциплине CS:GO Асет Solaar Сембиев в беседе с abctv.kz рассказал краткую историю казахстанского киберспорта.

09:34 19 Январь 2018 3074

Эксперт: «До Gambit и AVANGAR в Казахстане были Sky»

Автор:

Тулеубек Арынов

Путь казахстанских киберспортсменов к мировому киберспортивному олимпу был нелегким, но всего этого могло бы и не быть без помощи отдельных неравнодушных людей, считает Асет Solaar Сембиев.

– Многие отмечают, что прошлый, 2017 год был самым успешным для отечественного киберспорта – казахстанцы из Gambit стали чемпионами престижнейшего турнира Major. Если вспомнить историю, то какую дату можно считать началом зарождения киберспорта у нас в Казахстане?

– Прошлый год действительно был успешным для отечественной CS:GO-сцены. В итогах 2017 года хотел бы еще отметить победу казахстанцев из AVANGAR, которые стали лучшими на СНГ Minor и прохождение на Major.

Что касается основного вопроса, то первой из Казахстана появилась на мировой арене команда Sky в далеком 2002 году. Они ездили на турнир WCG (World Cyber Games, прекратил свою деятельность в 2014 году. – Прим. автора), который проходил в Южной Корее, и смогли пробиться в топ-8 лучших команд мира. Тогда был такой игрок Болат Smoke Сураншиев, которого признали лучшим игроком Азии по итогам того чемпионата мира. Именно по итогам выступления этой команды по дисциплине Counter Strike на том турнире на них обратил внимание Мурат Жумашевич аkа «Арбалет» (казахстанский бизнесмен и спонсор многих турниров и команд по киберспорту. – Прим. автора) и начал их поддерживать. До того момента «Арбалет» развивал только Delta force и Ages of Empires.

– Как за это время развивались казахстанцы и казахстанские команды на мировой киберспортивной арене?

– Могу привести хронологию в целом на мировой сцене киберспорта. В 2002 году в Южной Корее казахстанская команда Sky на WCG попала в топ-8. В 2003-м в Южной Корее была моя команда MF, я был капитаном, но тогда мы выступили не очень хорошо в силу нехватки опыта. Самому старшему из нас на тот момент было 16 лет. В 2004 году в Америке все та же команда MF, но уже без меня, пробилась в топ-8 чемпионата мира, в 1/4 проиграв финалистам того турнира. В 2005 году я основал команду к23, будучи ее капитаном, с ней мы заняли второе место на ЧМ в Сингапуре. В 2006 году Sky, но уже в другом составе, не смогли выйти из группы, то есть не прошли групповой этап для вхождения в основную часть турнира. Это было на чемпионате мира в Италии. В 2007-м команда к23 также не смогла выйти из группы. Но стоит отметить, что в том году они попали в «группу смерти». То есть это очень тяжелая группа, команды, выходящие из этой группы, как правило, претендуют на самые высокие места. Так вышло, что на начало турнира были крепкие французы, очень сильная датская команда и к23. Но по итогам на первое место вышли французы, далее были датчане и далее мы, казахстанцы. В итоге финал разыграли между собой европейцы, где лучшими оказались французы. В 2008-м в Германии с к23 я уже был в составе в качестве капитана, и мы смогли войти в топ-8 мира, не выпустив из группы хозяев чемпионата – немцев. После чего я завершил профессиональную карьеру игрока. В 2009-2010 годах Казахстан не участвовал на WCG. В 2011 году участвовали в составе к23 и попали в топ-4 мира.

То есть видите сами, что в последние 10-15 лет были у Казахстана хорошие результаты. Позже большие турниры не проводились, а с 2012-го уже началась эпоха Counter Strike: Global Offensive. В целом по дисциплине CS:GO было затишье, потому что не было спонсоров, было лишь два хороших игрока – Даурен AdreN Кыстаубаев и Рустем mou Телепов, которые играли в разных коллективах и теперь выступают за команду Gambit. В Казахстане затишье выпало на 2011-2016 годы, а уже после появились такие команды, как Tengri, zArlans и Log, которые потом переименовались в AVANGAR.

– Известно, что на данный момент киберспорт не признан в Казахстане видом спорта, и, соответственно, нет такой федерации, поэтому развивалась эта дисциплина за счет энтузиазма неравнодушных людей. Кого могли бы отметить?

– Хотел бы лично поблагодарить Мурата Жумашевича aka «Арбалет». Думаю, все, кто так или иначе имеют отношение к киберспорту в Казахстане, слышали о нем и знают его. По сути, киберспорт Казахстана вряд ли получил бы вообще какое-то развитие и такие успехи без этого человека. Он проводил огромное количество турниров, вложил немало денег в наши отечественные команды. Мы одни из первых в мире, кто выехал на буткемп, жили и тренировались в Москве.

– В результате сколько команд на сегодня на про-сцене, в которой играет хотя бы один казахстанец или команда полностью состоит из казахстанцев?

– На мой взгляд, сейчас три команды – Gambit, AVANGAR и Tengri из играющих на профессиональном уровне полностью или частично состоят из казахстанцев.

– На днях один из самых крупных и известных порталов – hltv.org в дисциплине Counter-Strike: Global Offensive опубликовал рейтинг топ-20 лучших игроков в киберспорте за 2017 год, куда вошли два наших казахстанца – Даурен AdreN Кыстаубаев и Абай hobbit Хасенов, выступающие на данный момент за команду Gambit. Насколько, на Ваш взгляд, было ожидаемо появление казахстанцев в этом рейтинге?

– На самом деле появление Абая и Даурена в рейтинге было ожидаемо, несмотря на то, что до этого казахстанцы ни разу не попадали в топ этого портала. Причина – очень большое количество турниров, в которых одержали победу, победа на Major сыграла также немаловажный фактор, плюс в целом возрос их уровень игры. Это отметили даже зарубежная аудитория и комментаторы. Поэтому попадание в рейтинг было крайне ожидаемым событием.

 – Почему более опытный Даурен оказался в рейтинге ниже своего товарища по команде Абая, который пришел в киберспорт позже него?

– Думаю, Абай оказался в рейтинге выше Даурена, потому что он гораздо моложе, менее опытный, и для всего коммьюнити был шоком тот уровень, который он показывал. Грубо говоря, парень только появился в Gambit, вышел на мировой уровень, начал играть с командами топ-20 мира, показывал уровень игры не то что не хуже своих ребят по команде, но даже и лучше. В этом плане он побил всех. За короткий период времени он уже получил MVP (награда дается на турнире, звание лучшего игрока турнира – Прим. авт.) на одном из турниров Dreamhack. Это и сыграло роль. Повторюсь, Даурен на сцене давно, и его знают на протяжении последних 8-10 лет, а Абая же знают недавно. За счет этого, думаю, его поставили выше, чем Даурена.

– Понимаю, что 2018 год только начинается, но, тем не менее, при идеальном раскладе кто может быть следующим кандидатом из казахстанцев в этом рейтинге и почему?

– Думаю, если все пойдет так, как сейчас идет у AVANGAR, то есть два игрока, которые реально могут попасть в рейтинг hltv: Алексей Qikert Голубев и Тимур buster Тулепов. Ребята очень талантливые и молодые. Тимуру только 18 исполнится, если не ошибаюсь. Тем более, если считать их выступление на мировом уровне, это возраст довольно молодой, а они попали уже на Major. При такой же работе над собой, при такой же поддержке со стороны команды они могут попасть в этот рейтинг, и это вполне реально. Я бы даже больше сказал: спустя год, максимум два мы увидим этих ребят в мировом топе.

– Есть ли еще рейтинги, в которых большая честь попасть для профессионального киберспортсмена, помимо вышеназванного hltv?

– Hltv самый авторитетный. Там ведется полная статистика со всех турниров CS:GO, есть свои эксклюзивные права, и такой базы нет ни у одного другого сайта. Поэтому это на данный момент самый топовый сайт, соответственно, попадание туда считается попаданием в мировой топ.

Тулеубек Арынов

В киберсерию Alaman включились казахстанские стримеры

Казахстанская федерация киберспорта (Qazaq Cybersport Federation) и платформа Pinger.Pro продолжают расширять серию национальных турниров Alaman: в конце августа на ее площадке впервые прошел специвент для стримеров.

11 Сентябрь 2020 12:42 1602

Фото: kursiv.kz

Серия Alaman стартовала в начале этого года, ее основной целью было создание соревновательного плацдарма для казахстанских игроков и команд любительского уровня. Которые, в отличие от профессионалов, не избалованы большим количеством турниров по киберисциплинам – не случайно название серии связано с аламан-байгой, демократическими конными состязаниями у кочевников, попытать счастья в которых мог любой желающий.

Серия Alaman набрала обороты, стала регулярной и вовлекла в свою орбиту тысячи любителей киберспорта Казахстана, в том числе – и во времена карантинных ограничений, поскольку практически все ее турниры в 2020-м году проводились (и проводятся) в режиме онлайн. Теперь же QCF и Pinger.Pro внутри этой серии решили охватить такой специфический пласт комьюнити киберспорта, как стримеры, организовав для них отдельный ивент – Alaman Stream.

Стримеры – это, как правило, молодые люди в возрасте от 16-ти до 24 лет, которые собирают с помощью эмоционального комментирования онлайн трансляций многотысячную аудиторию. Для того, чтобы казахстанские участники Alaman Stream могли полностью раскрыть свой талант, ивент был поделен на две составляющие: девяти выразившим желание принять в нем участие стримерам было предложено завлечь на предстоящие им соревнования по Fall Guys как можно больше болельщиков, ну, а затем занять как можно более высокое место в интерактивных «королевских забегах».

Fall Guys – это мультиплеерная королевская битва, в которой на различных гаджетах, нужно соревноваться на полосе препятствий. Безусловно, это более «добрый» вид компьютерных состязаний по сравнению с различными «стрелялками», где надо уничтожать оппонентов, но зато для острого языка стримера эта игра дает широкий простор с точки зрения комментариев неудачных действий менее расторопных, чем он, участников. При этом каждый забег поделен на 4-5 уровней, а каждый уровень знаменуется вводом нового задания, которое генерируется случайным образом, поэтому участники попросту не могут заранее спланировать ход игры.

В общем, выбор дисциплины был весьма удачен, учитывая специфику игроков, которые боролись за призовой фонд в 1 миллион тенге. Всего восемь стримеров (один не смог выйти на старт из-за технических неполадок) провели восемь таких забегов, по итогам которых победителем стал ARMAN PIRMANOV, получивший 300 тысяч тенге призовых, «серебро» и 160 тысяч тенге призовых получил DUKA, а «бронзу» и 130 тысяч тенге взял участник под ником EREKENZO. А вот в способности собрать наибольшую часть аудитории (в том числе – и за счет розыгрыша крутых геймерских призов, настольных микрофонов и наушников HyperX, а также ключей для игры Fall Guys) лучший результат показали совсем другие участники.

В итоге голосовании зрителей не было равных стримеру QBRo, который в забеге стал лишь восьмым, но за счет привлечения аудитории более тысячи человек повысил свои призовые до 170 тысяч тенге. Ставший вторым в зрительском голосовании стример AREKE, был в забегах седьмым, но за счет зрительской благосклонности получил к 70 тысячам тенге призовых в забегах вдобавок еще 80 тысяч тенге за популярность у комьюнити. Самым поразительным же был результат бронзового призера зрительского выбора, стримера под ником Ronin, который вообще не вышел на старт Fall Guys из-за технических проблем, но сумел стать третьим по популярности в зрительском голосовании.

В общем, первый Alaman Stream получился интригующим и поучительным как для участников и зрителей, так и для организаторов. Которые собираются продолжить практику проведения таких специализированных ивентов, усовершенствовав отбор их участников. Например, за счет проведения отбора стримеров за счет предварительного голосования за них комьюнити, так что соревнования на Pinger.Pro становятся все более демократичными: напомним, что с августа месяца этого года там проводится турнир Alaman FastCup, в рамках которого дисциплины на предстоящий уик-энд отбирают голосованием сами любители киберспорта.

Игорь Воротной


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Altel устроил «глобальное наступление» любителей на профи в контрастрайке

В нынешний уик-энд, 8 августа, в Казахстане стартует турнир Altel Cyber Games CS:GO Season 2 – первое состязание по киберспорту, где любители будут сражаться с профессионалами.

07 Август 2020 17:42 1436

Counter-Strike: Global Offensive или, в переводе, «Контрудар: глобальное наступление» - это игра-«стрелялка», в которой команды, состоящие из пяти человек, делятся на террористов и подразделений специального назначения. Именно CS:GO в начале этого века стал основой для мирового киберспорта – соревнования по этой дисциплине являются системообразующими для мировых киберспортивных лиг Electronic Sports League и Intel Extreme Masters.

И именно эта дисциплина одной из первых стала разыгрывать чемпионаты мира (majors), один из которых в 2017 году выиграла команда из СНГ Gambit, с казахстанской тройкой в составе. Даурен Кыстаубаев под ником AdreN, Рустем Телепов (mou) и Абай Хасенов (HObbit) из той чемпионской пятерки «гамбитов» до сих пор являются самыми топовыми киберспортсменами в Казахстане и одними из самых лучших на пространстве СНГ. Но в стране, где по данным Казахстанской федерации киберспорта (Qazaq Cybersport Federation), регулярно играет более миллиона человек, есть и другие талантливые контрстрайкеры, способные подняться на новый уровень игры.

Теперь у них есть реальный шанс проявить себя в противостояниях с профессионалами.

Оператор мобильной связи Altel и Qazaq Cybersport Federation 4 июля анонсировали второй сезон Altel Cyber Games CS:GO с внушительным призовым фондом в 10 миллионов тенге. Турнир по игре, которая входит число самых просматриваемых в мире  (257,5 тыс. зрителей в среднем на каждом матче) и занимает 4 место среди всех кибердисциплин по размерам призовых фондов (в 2019 году они суммарно превысили $21 млн по данным ресурса escharts.com), пройдет на  платформе Pinger Pro в августе  -сентябре этого года в режиме онлайн.

Напомним, что первый сезон состязаний по контрстрайк один из самых активных организаторов киберсостязаний в Казахстане, компания Altel  провела  в сентябре 2018 года. Тогда в турнире участвовали исключительно казахстанские игроки любительского уровня. После этого оператор мобильной связи в декабре 2019 года провел внутренний казахстанский турнир Altel Cyber Games по другой компьютерной дисциплине – «королевской битве» PUBG Mobile, где участники сражаются за выживание на необитаемом острове. В мае - июне этого года Altel развернул «островные сражения» между кибератлетами по PUBG Mobile уже из всего СНГ, и теперь вернулся к классике  киберспорта в новом формате.

Этот новый формат подразумевает встречи в рамках второго сезона Altel Cyber Games по CS:GO любителей с лучшими мастерами этой игры как из Казахстана, так и из 10 стран СНГ. Регламент турнира предусматривает, что в каждой команде должно быть не менее трех казахстанцев в возрасте от 16 лет (при письменном согласии родителей допускаются и 14-летние игроки). И не более двух игроков из любой страны Содружества. На первом этапе любительские коллективы, составленные по такому принципу, будут сражаться между собой за 6 слотов (путевок) в групповой этап – и за призовые в 250 тысяч тенге, которые получит каждый из победителей 6 квалификаций.

А дальше начнется самое интересное: эти шесть любительских команд будут разделены на две группы, в каждую из которых добавится по одной профессиональной команде. Из групп в полуфиналы выйдут по 2 лучших коллектива, которые гарантируют себе призовые на уровне 500 тысяч тенге – и среди этих 4 участников финальной стадии будет как минимум две любительские команды. Победители полуфиналов в решающей схватке разыграют право на получение главного приза турнира – 5 миллионов тенге триумфатору Altel Cyber Games CS:GO 2. Серебряный призер турнира получит 2 миллиона тенге. Таким образом, казахстанские любительские команды получают двойной стимул на этом турнире: проверить свои силы на фоне профессионалов и заработать от 250 тысяч тенге (победа в квалификации) до 5 миллионов 250 тысяч тенге (победа в турнире).