Путь казахстанских киберспортсменов к мировому киберспортивному олимпу был нелегким, но всего этого могло бы и не быть без помощи отдельных неравнодушных людей, считает Асет Solaar Сембиев.
– Многие отмечают, что прошлый, 2017 год был самым успешным для отечественного киберспорта – казахстанцы из Gambit стали чемпионами престижнейшего турнира Major. Если вспомнить историю, то какую дату можно считать началом зарождения киберспорта у нас в Казахстане?
– Прошлый год действительно был успешным для отечественной CS:GO-сцены. В итогах 2017 года хотел бы еще отметить победу казахстанцев из AVANGAR, которые стали лучшими на СНГ Minor и прохождение на Major.
Что касается основного вопроса, то первой из Казахстана появилась на мировой арене команда Sky в далеком 2002 году. Они ездили на турнир WCG (World Cyber Games, прекратил свою деятельность в 2014 году. – Прим. автора), который проходил в Южной Корее, и смогли пробиться в топ-8 лучших команд мира. Тогда был такой игрок Болат Smoke Сураншиев, которого признали лучшим игроком Азии по итогам того чемпионата мира. Именно по итогам выступления этой команды по дисциплине Counter Strike на том турнире на них обратил внимание Мурат Жумашевич аkа "Арбалет" (казахстанский бизнесмен и спонсор многих турниров и команд по киберспорту. – Прим. автора) и начал их поддерживать. До того момента "Арбалет" развивал только Delta force и Ages of Empires.
– Как за это время развивались казахстанцы и казахстанские команды на мировой киберспортивной арене?
– Могу привести хронологию в целом на мировой сцене киберспорта. В 2002 году в Южной Корее казахстанская команда Sky на WCG попала в топ-8. В 2003-м в Южной Корее была моя команда MF, я был капитаном, но тогда мы выступили не очень хорошо в силу нехватки опыта. Самому старшему из нас на тот момент было 16 лет. В 2004 году в Америке все та же команда MF, но уже без меня, пробилась в топ-8 чемпионата мира, в 1/4 проиграв финалистам того турнира. В 2005 году я основал команду к23, будучи ее капитаном, с ней мы заняли второе место на ЧМ в Сингапуре. В 2006 году Sky, но уже в другом составе, не смогли выйти из группы, то есть не прошли групповой этап для вхождения в основную часть турнира. Это было на чемпионате мира в Италии. В 2007-м команда к23 также не смогла выйти из группы. Но стоит отметить, что в том году они попали в "группу смерти". То есть это очень тяжелая группа, команды, выходящие из этой группы, как правило, претендуют на самые высокие места. Так вышло, что на начало турнира были крепкие французы, очень сильная датская команда и к23. Но по итогам на первое место вышли французы, далее были датчане и далее мы, казахстанцы. В итоге финал разыграли между собой европейцы, где лучшими оказались французы. В 2008-м в Германии с к23 я уже был в составе в качестве капитана, и мы смогли войти в топ-8 мира, не выпустив из группы хозяев чемпионата – немцев. После чего я завершил профессиональную карьеру игрока. В 2009-2010 годах Казахстан не участвовал на WCG. В 2011 году участвовали в составе к23 и попали в топ-4 мира.
То есть видите сами, что в последние 10-15 лет были у Казахстана хорошие результаты. Позже большие турниры не проводились, а с 2012-го уже началась эпоха Counter Strike: Global Offensive. В целом по дисциплине CS:GO было затишье, потому что не было спонсоров, было лишь два хороших игрока – Даурен AdreN Кыстаубаев и Рустем mou Телепов, которые играли в разных коллективах и теперь выступают за команду Gambit. В Казахстане затишье выпало на 2011-2016 годы, а уже после появились такие команды, как Tengri, zArlans и Log, которые потом переименовались в AVANGAR.
– Известно, что на данный момент киберспорт не признан в Казахстане видом спорта, и, соответственно, нет такой федерации, поэтому развивалась эта дисциплина за счет энтузиазма неравнодушных людей. Кого могли бы отметить?
– Хотел бы лично поблагодарить Мурата Жумашевича aka "Арбалет". Думаю, все, кто так или иначе имеют отношение к киберспорту в Казахстане, слышали о нем и знают его. По сути, киберспорт Казахстана вряд ли получил бы вообще какое-то развитие и такие успехи без этого человека. Он проводил огромное количество турниров, вложил немало денег в наши отечественные команды. Мы одни из первых в мире, кто выехал на буткемп, жили и тренировались в Москве.
– В результате сколько команд на сегодня на про-сцене, в которой играет хотя бы один казахстанец или команда полностью состоит из казахстанцев?
– На мой взгляд, сейчас три команды – Gambit, AVANGAR и Tengri из играющих на профессиональном уровне полностью или частично состоят из казахстанцев.
– На днях один из самых крупных и известных порталов – hltv.org в дисциплине Counter-Strike: Global Offensive опубликовал рейтинг топ-20 лучших игроков в киберспорте за 2017 год, куда вошли два наших казахстанца – Даурен AdreN Кыстаубаев и Абай hobbit Хасенов, выступающие на данный момент за команду Gambit. Насколько, на Ваш взгляд, было ожидаемо появление казахстанцев в этом рейтинге?
– На самом деле появление Абая и Даурена в рейтинге было ожидаемо, несмотря на то, что до этого казахстанцы ни разу не попадали в топ этого портала. Причина – очень большое количество турниров, в которых одержали победу, победа на Major сыграла также немаловажный фактор, плюс в целом возрос их уровень игры. Это отметили даже зарубежная аудитория и комментаторы. Поэтому попадание в рейтинг было крайне ожидаемым событием.
– Почему более опытный Даурен оказался в рейтинге ниже своего товарища по команде Абая, который пришел в киберспорт позже него?
– Думаю, Абай оказался в рейтинге выше Даурена, потому что он гораздо моложе, менее опытный, и для всего коммьюнити был шоком тот уровень, который он показывал. Грубо говоря, парень только появился в Gambit, вышел на мировой уровень, начал играть с командами топ-20 мира, показывал уровень игры не то что не хуже своих ребят по команде, но даже и лучше. В этом плане он побил всех. За короткий период времени он уже получил MVP (награда дается на турнире, звание лучшего игрока турнира – Прим. авт.) на одном из турниров Dreamhack. Это и сыграло роль. Повторюсь, Даурен на сцене давно, и его знают на протяжении последних 8-10 лет, а Абая же знают недавно. За счет этого, думаю, его поставили выше, чем Даурена.
– Понимаю, что 2018 год только начинается, но, тем не менее, при идеальном раскладе кто может быть следующим кандидатом из казахстанцев в этом рейтинге и почему?
– Думаю, если все пойдет так, как сейчас идет у AVANGAR, то есть два игрока, которые реально могут попасть в рейтинг hltv: Алексей Qikert Голубев и Тимур buster Тулепов. Ребята очень талантливые и молодые. Тимуру только 18 исполнится, если не ошибаюсь. Тем более, если считать их выступление на мировом уровне, это возраст довольно молодой, а они попали уже на Major. При такой же работе над собой, при такой же поддержке со стороны команды они могут попасть в этот рейтинг, и это вполне реально. Я бы даже больше сказал: спустя год, максимум два мы увидим этих ребят в мировом топе.
– Есть ли еще рейтинги, в которых большая честь попасть для профессионального киберспортсмена, помимо вышеназванного hltv?
– Hltv самый авторитетный. Там ведется полная статистика со всех турниров CS:GO, есть свои эксклюзивные права, и такой базы нет ни у одного другого сайта. Поэтому это на данный момент самый топовый сайт, соответственно, попадание туда считается попаданием в мировой топ.
Тулеубек Арынов