banner

Эксперт: Основная проблема казахстанского рынка труда – нехватка специалистов

5358

При этом в будущем конкуренция за рабочие места будет только возрастать.

Эксперт: Основная проблема казахстанского рынка труда – нехватка специалистов Фото: rannews.ru

Нехватку высококвалифицированных специалистов руководитель проектов Eurasian Center for People Management Айман Жусупова считает основной проблемой казахстанского рынка труда. В частности, существует острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. О том, какие еще существуют проблемы на рынке и как он будет развиваться в ближайшем будущем, Айман Жусупова рассказала в интервью корреспонденту inbusiness.kz.

"Поэтому, в частности, в нынешнем послании президент Касым-Жомарт Токаев указал, что при найме иностранных специалистов для ценных профессионалов в сферах науки, здравоохранения, промышленности, IT государством будут вводиться послабления и предоставляться визы с правом получения вида на жительство", – говорит она.

О том, что стране нужны технари, речь ведут уже не первый год. Заявляется о том, что сегодня идет работа, направленная на развитие и повышение качества соответствующих учебных заведений. То есть в стране существует нехватка специалистов рабочих специальностей, технологов, технических специалистов и IT- специалистов. Тем не менее качество их подготовки вызывает большие вопросы. Так, в 2022 году бывший заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов (сейчас аким Актюбинской области) отмечал, что сегодня в стране строится множество объектов, при этом не хватает технарей, вследствие чего приходится привлекать иностранную рабочую силу.

По данным минтруда, за 2021 год в шести секторах произошло уменьшение занятого населения. Большее снижение количества занятых в процентном соотношении зафиксировано в отраслях профессиональной, научной и технической деятельности (-2,9%, или 7,3 тыс. чел.), искусств, развлечений и отдыха (-2,7%, или 3,7 тыс. чел.), а также финансовой и страховой деятельности (-2,2%, или 4,1 тыс. чел.).

Отдельно стоит указать и то, что деловая активность в Казахстане в основном сосредоточена в крупных городах, мегаполисах, что, в свою очередь, отражается на их высокой миграционной привлекательности. Безусловно, это связано с тем, что именно в Алматы и Астане наиболее развит малый и средний бизнес, также на эти города приходится самая высокая медианная зарплата.

– Как рынок труда реагирует на приезд релокантов? Что изменилось?

– Тут достаточно сложно судить, поскольку, по официальным данным, в декабре 2022 года в Казахстане находились 298 тыс. россиян, из них 30 тыс., или 10% от общего числа (находящихся в стране россиян.  Ред.), работают в соответствии с договорами, зарегистрированными в HR на бирже труда. Видимо, этот факт дал министерству труда и соцзащиты населения основание для заявления, что ввиду предполагаемого незначительного количества релокантов влияние на рынок труда будет разносторонним, незначительным и в большей степени скоротечным.

Местные работодатели также отмечают, что в текущей ситуации о значимых изменениях на рынке труда в Казахстане говорить пока рано. Однако они отмечают, что в любом случае позитивно рассматривают наметившуюся тенденцию по притоку специалистов из России и других стран, исходя из того, что приток новых сил открывает для экономики новые возможности и перспективы.

– А как рынок реагирует на экономический кризис?

– Экономический кризис усугубил существовавшую много лет проблему, связанную с несправедливой системой перераспределения доходов и расходов между работником и работодателем. Следствием чего явился кратный рост социально-трудовых конфликтов в стране, в которых принимали участие все категории занятого населения, от бюджетников до работников платформенной экономики.

В связи с инфляцией, которая только по официальным данным составляет более 20%, остро встает вопрос об индексации оплаты труда, которая сегодня не предусмотрена в большинстве предприятий страны.

При этом рынок труда характеризуется высоким неравенством в оплате труда между секторами экономики и регионами. Минимальная заработная плата составляет порядка 23% от средней заработной платы, несмотря на повышение в январе 2023 года. Превышение по отдельным профессиям у нас достигает двадцатикратного значения.

– Насколько остро в стране стоит проблема с безработицей? Что на это влияет?

– Доля сельского населения в Казахстане составляет порядка 40%, при этом само сельское хозяйство, хоть и является важным сектором экономики, занимает достаточно низкую долю ВВП – около 5%, и, соответственно, низкие показатели доходов населения. Этот фактор обусловливает высокие показатели внутренней миграции. Так, в 2011-2021 годы численность рабочих мест в сельском хозяйстве сократилась на 1 миллион. Напротив, прирост занятости произошел в сферах торговли (+218 тыс.), предоставления прочих видов услуг (+184 тыс.). При этом торговля в Казахстане традиционно в последние несколько лет является крупнейшим сектором – около 17% ВВП, опережая промышленность, сельское хозяйство. Стоит отметить, что хотя сектор розничной торговли дает работу миллиону казахстанцев, но одновременно является отраслью – лидером по доле теневой экономики.

В свою очередь, численность работников в обрабатывающей промышленности за 10 лет увеличилась только на 43 тыс. человек. Хотя эта отрасль предлагает лучшие перспективы для внедрения технологий, роста производительности и рабочих мест, оказывая побочное воздействие и располагая потенциалом для повышения заработной платы по всей стране.

Эти факты ясно демонстрируют, что в Казахстане существуют проблемы с наличием качественных рабочих мест.

Эксперты, рассчитывая уровень безработицы в стране, считают, что для реальной картины к официальным 5% необходимо относить и значимую часть самозанятых, которые берутся за любую работу и, по сути, “выживают”, а также и личные подсобные хозяйства, доходы которых позволяют людям только оплатить базовые услуги. Сюда же относят и “искусственно занятых”, которые работают на местах, созданых государством через меры поддержки, при этом чаще всего это временные и низкооплачиваемые рабочие места. Сложно не согласиться с этим подходом.–

– К наиболее уязвимой категории населения на рынке труда относятся люди предпенсионного возраста. Почему работодатели редко нанимают сотрудников в возрасте 45+? Как Вы видите решение этой проблемы?

– В первую очередь, это стереотипы и нежелание работодателей в отношении работников предпенсионного возраста. Так, на сегодняшний день в объявлениях о найме сотрудников зачастую указываются возрастные ограничения. Значение, вероятнее всего, имеют и существующие в их отношении стереотипы, как о людях, которые менее адаптивны, инертны в освоении новых знаний, что особенно актуально сегодня, в период развития цифровых технологий. Действительно, мир меняется кардинально и быстро, и единственным выходом из этой ситуации является повышение квалификации взрослых, создание возможностей со стороны как работодателя, так и государства для овладения новыми технологиями и навыками.

– Есть также и проблема с молодежной безработицей.

– На сегодняшний день официальные данные о безработной молодежи носят чрезмерно оптимистичный характер. Для того чтобы отнести гражданина к числу безработных, он должен обратиться в центр занятости населения по месту жительства либо на портал электронного правительства. Однако большая часть людей трудоспособного возраста, и в первую очередь молодежь, не обращаются в центры занятости, а предпочитаеют искать работу сами: по объявлениям, через Интернет и знакомых. Кроме того, процедура регистрации в качестве безработного носит чрезмерно бюрократизированный и сложный характер.

То есть надо иметь в виду скрытую, теневую, незарегистрированную безработицу (которая де-факто является реалиями для значительной части самозанятого населения), а также недостаточно полный учет безработных центрами занятости, официальной статистикой.

При этом актуальность проблемы молодежной безработицы будет возрастать для Казахстана в связи с прогнозируемым ростом численности трудоспособной молодежи в течение ближайших десяти лет.

– Каким Вы видите дальнейшее развитие рынка труда в Казахстане?

– Конкуренция за рабочие места будет возрастать. Так, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет в стране появятся более 200 новых профессий и 95 трансформируются, и в целом более половины от общего числа рабочих мест в стране подвержены высокому риску автоматизации. Кроме того, указывается, что в ближайшие пять лет изменится около 40% профессиональных навыков. В связи с этим каждый второй сотрудник будет вынужден пройти переквалификацию, с тем чтобы сохранить свою востребованность на рынке труда. Кроме того, в ближайшем будущем на рынке труда ожидается увеличение притока трудоспособной молодежи.

Вероятен рост безработицы. Так, согласно международному исследованию компетенций взрослого населения, 95% опрошенных казахстанцев не хотят участвовать в программах рескиллинга (повышение квалификации .– Ред.), 26% респондентов отметили причину “слишком занят на работе, чтобы проходить обучение”, 25% просто не могут позволить себе дополнительное образование. Что касается молодежи, то, как подчеркивают исследователи, с учетом уровня образования и недостатка инвестиций в физический и человеческий капитал претендовать на высокотехнологические ниши им будет трудно. В ближайшей перспективе вероятность создания высокооплачиваемых рабочих мест является низкой.

Выпускаемая сегодня в Казахстане продукция отличается слабой инновационной составляющей и невысокой технической сложностью, что, как отмечают эксперты, сдерживает рост производительности труда, а большинство рабочих мест сформировано в секторах, где требуются самые простые навыки.  По индексу сложности экономики, который измеряет накопленные в стране знания, выраженные в отраслевой структуре, Казахстан занимает 78-е место из 133. Разработчики индекса считают, что без технологического прорыва ежегодный рост экономики Казахстана до 2029 года будет составлять в среднем лишь 4,2%.

В свою очередь, более сложная экономика подразумевает большее число высокооплачиваемых специалистов, что в условиях Казахстана возможно в случае изменения структуры рынка труда, отхода страны от ресурсного формата, создания ниш с добавленной стоимостью. Задачи по технологическому прорыву в стране ставятся не первый год, тем не менее, к примеру, в сфере сельского хозяйства 90% технологий окончательно устарели и нуждаются в модернизации.

Показательно, что на сегодняшний день в экономике существует недостаточная генерация рабочих мест, а основным работодателем в последние годы выступают государство и квазигосударственный сектор. Реальностью сегодняшнего дня является рост занятости в сфере гиг-экономики, которая зачастую подразумевает отсутствие социальной защиты и гарантий со стороны государства и работодателя. Кроме того, все большее число глобальных компаний планируют увеличить число фрилансеров в своей работе. Это подразумевает, что ориентированность на нестандартные формы занятости будет возрастать.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться