Какой будет цена на нефть до конца текущего года и когда же мировой спрос на черное золото достигнет допандемийного уровня, рассказал главный экономист агентства Argus Дэвид Файф (David B. Fyfe) в ходе международной конференции "Argus. Рынок нефти – 2021. Глобальные рынки и рынки СНГ".
Текущее состояние дел: Covid-19 и мировая экономика
"Очевидно, что мировая экономика восстанавливается. После II квартала 2020 года мы видели, что мировое производство и сфера услуг начали восстанавливаться, и эта тенденция продолжилась в первые месяцы 2021 года, что привело к активному росту показателей в мировой торговле", – заметил, начиная свой доклад, г-н Файф.
Но при этом эксперт заметил, что остаются проблемы в цепочке поставок нефти на мировые рынки. Так, в некоторых странах до сих пор сохранился режим локдаунов, транспортные инфраструктуры простаивают и кое-где действуют ограничения по передвижению людей.
Это свидетельствует о том, что восстанавливающийся спрос на нефть столкнулся с неодинаковым, или, как говорят эксперты, асимметричным восстановлением стран и регионов после пандемии. Асимметричное восстановление мировой экономики привело к асимметричному спросу на нефть, отчего, по мнению аналитиков Argus, инфляция может сохраниться до конца текущего года, пока не восстановится вся цепочка поставок нефти на мировые рынки.
"Дело в том, что не все регионы мира восстанавливаются с одинокой скоростью. Так, экономика Китая уже восстановилась после пандемии. Серьезные последствия для ВВП Китая произошли в I квартале 2020 года, а остальные страны мира почувствовали воздействие пандемии лишь во II квартале прошлого года. Сейчас экономика КНР выше на 6-7%, чем была до пандемии. Показатели же США достигли уровня IV квартала 2019-го. А вот остальные страны мира не так быстро восстанавливаются и могут дойти до допандемийного уровня лишь к концу текущего года", – отметил главный эксперт г-н Файф.
Он привел в пример прогноз МВФ (Международного валютного фонда), где говорится, что экономика развивающихся стран может быть ниже, чем до начала пандемии в течение ближайших двух-трех лет. Тогда как Китай и страны с развитой экономикой отработают негативные воздействия на их ВВП намного быстрее.
"Поэтому мы говорим об асимметричности восстановления мировой экономики, что, в свою очередь, привело к асимметричному восстановлению спроса на нефть", – подчеркнул г-н Файф.
Вакцинация и мобильность людей – условия роста спроса на авиакеросин
Одна из причин асимметрии в восстановлении спроса на нефть – это неравномерное формирование коллективного иммунитета путем вакцинации населения в каждой из стран мира.
"США и Евросоюз относительно успешно проводят свои программы вакцинации. И если они продолжат в том же духе, то у них есть все шансы достигнуть коллективного иммунитета, то есть 70% вакцинированных уже к сентябрю текущего года. В Индии тоже планируется 250 миллионов доз вакцины применить уже в начале июня. И если индийские власти не сделают это быстро, то коллективный иммунитет сформируется у них лишь к 2023 году", – заметил г-н Файф.
Тем временем эксперты реально оценивают обстановку: если Китай, США и Евросоюз смогут быстро восстановить свои экономики благодаря успешной вакцинации, то страны с развивающейся экономикой смогут сделать это не так быстро.
"Нельзя сказать, что страны с развивающейся экономикой не справятся с вакцинацией, но для того, чтобы ее ускорить, им нужны серьезные финансовые вливания и серьезная работа с логистикой. Очевидно, что это сказывается на темпах восстановления спроса на нефть, в частности, на авиаперевозках", – отметил главный эксперт Argus.
По его информации, Международная ассоциация авиаперевозчиков полагает, что пассажирские авиаперевозки не восстановятся до 2023-2024 годов.
"И это значит, что спрос на авиакеросин по-прежнему будет весьма низким в среднесрочной перспективе из-за отсутствия дальних авиаперелетов. Даже в такой стране, как Китай, где экономика смогла быстро оправиться от пандемии, транспортный сегмент до сих пор находится на низком уровне. Например, такой показатель, как пассажирокилометры, в Китае в апреле текущего года едва достиг 50% допандемийного уровня. Все это означает, что для полного восстановления спроса на нефть нужно время, и, по нашим прогнозам, не ранее 2023 года", – подчеркнул г-н Файф.
Спикер напомнил, что в прошлом году мировая экономика сократилась на пять процентов в годовом выражении, а спрос на нефть упал на 8-9 миллионов баррелей в сутки.
По данным консультантов агентства Argus, сейчас спрос на авиакеросин составляет лишь два миллиона баррелей в сутки, тогда как ранее этот показатель составлял примерно восемь миллионов баррелей в сутки. И, по расчетам экспертов, до конца текущего года спрос на авикеросин будет на 25% ниже, чем в допандемийный период.
Что касается других продуктов нефтяного рынка, то спрос на бензин восстанавливается более резво, чем на авиакеросин. Так, бензин в США отработал свое падение и практически вернулся к уровню 2019 года.
Запасы нефти в хранилищах
Эксперт также назвал еще одну причину, от которой будет зависеть рост цен на нефть. Он напомнил, что в 2020 году из-за ограничений, связанных с пандемией, упал спрос на нефтепродукты, а мировые производители нефти запоздало отреагировали на эту ситуацию, отчего в хранилищах мира скопилось около одного миллиарда баррелей нефти и нефтепродуктов.
"По мере того, как будут опустошаться хранилища, будет меняться цена на нефть. На сегодня уже использовано 60% из общего объема накопленных в 2020 году запасов", – заметил эксперт.
Мы видим, что запасы нефти и нефтепродуктов в последние месяцы активно расходуются, но тут надо учесть еще один аспект: насколько быстро смогут переработать сырье НПЗ.
Во второй половине 2021 года нефтеперерабатывающие заводы будут с осторожностью увеличивать коэффициент использования своих мощностей. Согласно прогнозам экспертов Argus, речь идет лишь о 77-78% использования мощностей НПЗ.
"Достижения допандемического уровня переработки в мире ожидать до конца текущего года также не стоит", – заметил г-н Файф.
Кульпаш Конырова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!