Как нам рассказали в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, ряд отраслевых союзов вынесли до уровня премьер-министра страны довольно странное, по мнению масложировиков, предложение – ввести запрет на ввоз зерновых культур, муки и семян подсолнечника из России автомобильным транспортом. Главный аргумент такой инициативы – якобы именно таким способом в своем большинстве в Казахстан идет серый импорт, передает inbusiness.kz.
Когда нет логики: переработчикам выгоден автомобильный транспорт
В ассоциации не понимают, каким образом нарушения на границе, если они, конечно, есть, связаны именно с видом транспорта, но считают, что вопросы к эффективности таможенного контроля, по сути, хотят решить самым нелогичным образом – словно при больном пальце ампутировать целую кисть. Но главная претензия переработчиков даже не к логике инициативы. Для казахстанских переработчиков, которые в больших объемах закупают сырье в России, куда выгоднее с точки зрения логистики завозить товар именно автомобильным транспортом.
"Например, около 80% семян подсолнечника перерабатываются в Восточном Казахстане, граничащем с Российской Федерацией. Радиус поставок составляет 100-500 км. За 9 месяцев нынешнего сезона импорт семян подсолнечника из России составил 172 тыс. тонн, что в 4,2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. Половина этого объема завезена автотранспортом. В граничащих регионах нашей республики с округами России дешевле и удобнее завозить сырье именно автомобильным транспортом. Во-первых, это быстрее как минимум в три раза, а во-вторых, дешевле по сравнению с железнодорожными перевозками. Для понимания, разница составляет 1000-1500 руб./тонна", – проинформировали в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур.
Кроме того, практически каждый год в период уборки урожая создается дефицит вагонов и локомотивов. Неудобны при коротких маршрутах по железной дороге сами условия: так, в случае погрузки товара в крытые вагоны необходимо расфасовать сырье по тарам, а нефасованные семена можно транспортировать исключительно в вагонах-зерновозах. Они в разгар сезона удовольствие весьма дефицитное.
Минусы инициативы
Конечный пункт минусов инициативы, отмечают масложировики, – это экономическая составляющая. Себестоимость сырья при перевозках по железной дороге однозначно вырастет в цене. А значит, возрастет и стоимость масложировой продукции.
"Принимая предложенные меры, мы рискуем оставить часть населения, трудящегося в сфере автоперевозок, без заработка и недополучить сырье для дальнейшей переработки. Оценка объемов потерь маслосемян составит более 70 тыс. тонн, цены на сырье повысятся не менее 15%. Следствием этого может стать недозагруженность перерабатывающих предприятий, которая в итоге повлияет на рост цен готовой продукции. Все это в итоге даст толчок к очередному повышению инфляции, что негативно отразится на благосостоянии народа и станет очередным ударом по продовольственной безопасности страны", – отмечают в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур.
Петр Акутионов