Касым-Жомарт Токаев в сентябрьском послании дал поручение провести разовый утильсбор и первичную регистрацию машин с иностранным учетом. Эксперты рассказали inbusiness.kz, повлияет ли это решение на цены автомобилей, насколько подорожают и какова сегодня ситуация на авторынке в целом.
Артур Мискарян, генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка, объясняет важность легализации этих автомобилей тем, что водители авто ездят без каких-либо правоустанавливающих документов, не говоря о том, что страховка на них не оформлена, машины не соответствуют техническим регламентам и прочему.
По его мнению, когда автопарк в стране составляет 3,8-3,9 млн автомобилей, сотня тысяч нелегализованных машин не то количество, которое может повлиять на ценовую конъюнктуру на вторичном рынке, учитывая его объем в том состоянии, какой он есть. Но если более точечно сейчас рассуждать о стоимости таких автомобилей, то сегодня эти автомобили в полноценном смысле товаром не являются, так как они не зарегистрированы и владельцы используют данную технику без правоустанавливающих документов.
"Легитимность этих сделок, которые сейчас могут осуществляться по генеральной доверенности, тоже во многом может быть под вопросом. Конкретного ответа на вопрос, как поменяются цены на эти автомобили, не будет. Эти автомобили не товар в традиционном понимании", – считает он.
Также вопрос стоит, какое количество автомобилей будет допущено к процедуре легализации и какое количество из допущенных будет легализовано. Почему это важно? Не так давно со стороны государства уже было предложение на льготных условиях эти автомобили оформить и получить номера – практически бесплатно относительно стоимости автомобиля, но далеко не все владельцы свои автомобили легализовали, добавил эксперт.
Павел Федотов, технический директор портала CARMA.KZ, считает, что сегодня ситуация на авторынке достаточно стабильная и ничего особенно не меняется. Также присутствуют дефицит, высокий уровень цен и высокий спрос со стороны представителей иностранных государств, в частности Российской Федерации, у которой сейчас с импортом проблемы.
"В Алматы и столице мы наблюдаем огромное количество желающих приобрести автомобили в Казахстане. Что касается вторичной регистрации, нужно понимать, что автомобили с иностранными номерами – это очень специфично, это не новый автомобиль чаще всего, это автомобиль, который просто по карману. Сильно на рынок повлиять этот автомобиль вряд ли сможет. При этом стоят два обязательных условия. Во-первых, автомобиль не должен быть в розыске, а какой-то определенный процент таких авто проблемный – либо они в залоге находятся, либо в розыске. Во-вторых, прежде чем заплатить 250 тыс. тенге за первичный учет и льготную утилизацию, необходимо произвести таможенную очистку, а это вызывает у владельцев этих автомобилей некоторые затруднения. А что делать тем, кто за это время купил автомобиль и поставил на учет легально, будут ли им возвращаться эти деньги?" – отмечает эксперт.
По его словам, создается достаточно неприятный прецедент для казахстанцев, когда в следующий раз будут все уверенно точно знать, что нужно действовать по максимально "кривым" схемам, максимально стараться сэкономить, все равно когда-нибудь, спустя три-пять лет, государство пойдет на уступки и можно будет льготно поставить машину на учет. Этот прецедент достаточно опасный, считает Федотов.
"Он, конечно, может текущую ситуацию разрулить, социальное напряжение снять, но есть одно "но". Да, 88 тысяч машин, по последним данным, у нас по дорогам ездят, будучи сняты с учета в другой стране, но не поставлены на учет здесь – вне правового поля, вне каких-то юрисдикций. Что с ними делать – непонятно. Но эта ситуация создавалась не один год и не один месяц. Те, кто мог себе позволить поставить подобную машину на учет, это уже сделали. Те, у кого нет денег на растаможку, так они и не появятся, скорее всего. Есть те, кто не видит в этом необходимости. Доля этих автомобилей мала и ситуацию сильно не изменит. По автомобилям вторичного рынка с пробегом 7-15 лет, возможно, ситуация изменится и они чуть-чуть подешевеют, но в долларовом эквиваленте, возможно, вообще никак цены не поменяются. Если колебания будут, то незначительные и не в длительной перспективе", – добавил собеседник.
Эти машины продают, не переоформляя, по доверенности. Возможно, будет создана такая ситуация, продолжает Федотов, когда переоформление машины по доверенности будет невозможно, их выведут за рамки правового поля. Машины с кыргызстанскими номерами – это были первые ласточки на наших дорогах, чаще всего относительно свежие "праворукие" автомобили интересных модификаций и моделей, их покупают фанаты правого руля. Российский и армянский учет – это тоже две разные истории. Армянский учет – это относительно свежие машины, пригнанные с американского рынка, а российский учет – чаще всего старые машины, которые просто потом не жалко выкинуть, это тот вариант, на который у казахстанца денег хватает.
По мнению эксперта, в рамках текущей тенденции постоянного роста цен на автомобили послание главы государства касательно разового утильсбора и первичной регистрации машин с иностранным учетом никак не изменит ситуацию. Оно никаким образом не влияет на стоимость новых автомобилей. Кто покупал новые автомобили в салонах в кредит, тот так и будет покупать в кредит. Тот, кто хочет новую машину, тот так и будет продолжать хотеть стремиться купить эту новую машину. То есть на рынке новых автомобилей это влияния не окажет. Вторичка же привязана к ценам нового рынка, и, в принципе, дефицит и спрос никуда не делись. Более того, спрос в Казахстане и у соседей усугубляется геополитической обстановкой, цены будут только расти.
"Это капля в море, а не попытка снизить цены на автомобили. Льготная утилепервичная регистрация – попытка хоть что-то сделать с сотней тысяч машин-призраков и стабилизировать ситуацию. Есть вероятность сценария, что в 2023 году эксплуатация подобных машин будет запрещена, и тот, кто не успел встать на учет вовремя, тот опоздал и может остаться ни с чем", – заключил эксперт.