/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 383,45 Brent 36,55
Эксперты предлагают либерализовать визовый режим Казахстана

Эксперты предлагают либерализовать визовый режим Казахстана

По данным КНБ, из 15 тыс. приглашений в среднем 500 получают отказ в визе.

07:00 02 Август 2018 15634

Эксперты предлагают либерализовать визовый режим Казахстана

Автор:

Алина Альбекова

Фото: alau.kz

Туристические компании и гостиницы, принимающие иностранных туристов, сталкиваются с рядом проблем. Основными из них являются вопросы оформления документов для визовых приглашений, получение ADS-виз (групповая виза в рекомендованном направлении в рамках межстрановых соглашений. – Ред.), регистрация иностранных граждан, а также их нахождение в нацпарках. Об этом, как сообщается на сайте Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», в ходе второго заседания по подготовке проекта госпрограммы развития туристической отрасли на 2019-2023 годы заявила заместитель председателя правления НПП Юлия Якупбаева. По ее мнению, вопрос совершенствования визово-миграционного режима на сегодняшний день стоит для Казахстана очень остро.

«По-прежнему актуален вопрос по порталу «Беркут», который до сих пор неактивен, а также есть проблемы оплаты штрафов за нарушение законодательства. У бизнеса накопилась масса системных вопросов, которые должны быть решены в рамках разработки госпрограммы», – обозначила она.

Вице-министр культуры и спорта РК Ерлан Кожагапанов отметил, что за последние несколько лет государственными органами совместно с Национальной палатой предпринимателей был предпринят ряд действенных мер по совершенствованию визового режима. Это введение безвизового режима для 64 стран мира, сокращение срока выдачи виз и введение 72-часового безвизового транзитного пребывания в Казахстане для граждан Китая и Индии. Однако, как признали в Министерстве культуры и спорта, факт отставания страны за последние пять лет по показателям развития туризма от соседних стран все еще остается очевидным.

«Казахстан не улучшил и к тому же потерял позиции по таким показателям, как «международная открытость», «маркетинг», «сфера туристических услуг», «инвестиции и транспортная инфраструктура», – констатировал эксперт в сфере туризма Илья Савин.

Ключевыми рынками для Казахстана, по его словам, сегодня являются Россия, Индия и Китай, которые показали прирост в 30%, а также страны Ближнего Востока, Западной Европы и Северной Америки.

Более того, заметил эксперт, в Казахстане сохраняется потенциал для дальнейшей либерализации визового режима. В качестве примера Илья Савин предложил использовать опыт Азербайджана, который упростил получение визы для граждан Ирака в 2015 году, выдавая ее по прибытии в Баку. Благодаря этому, по его словам, турпоток вырос в 30 раз и достиг отметки 62 тыс. человек. К 2016 году процедура получения виз по прибытии была отменена, но при этом открылось консульство в Багдаде. В том же году количество туристов возросло до 83 тыс.

«По итогам изучения международного опыта штаб предложил изменить порядок получения визы для граждан Китая, Индии и Ирана. Для стран Ближнего Востока предложено рассмотреть безвизовый режим или выдачу виз по прибытии. Мы предлагаем аналогичный Шенгену порядок. Для краткосрочных виз до года гражданам не нужно оформлять приглашение, только справка с места работы, движение по счетам, ваучер из отеля. Предлагаем рассмотреть упрощенный порядок получения виз для состоятельных туристов, пенсионеров, школьников, туристов, отправляемых за счет профсоюзов и предприятий», – предложил эксперт.

Помимо этого, было предложено рассмотреть внедрение системы «Е-гостиница» по опыту Узбекистана и «бесшовную» регистрацию иностранцев, которые остановились в кемпингах, гостиницах и других местах размещения. Такая «полноценная» регистрация, по словам Ильи Савина, дает уполномоченному органу статистику по заполняемости гостиниц.

Юлия Якупбаева в свою очередь высказала альтернативное предложение по кибербезопасности и системе защиты персональных данных.

«На данный момент мы имеем портал «Беркут», который помогает местам размещения регистрировать иностранцев. С другой стороны, напрашивается вопрос, как это новое решение «Е-гостиница» поможет ситуации, если в регионах отсутствует качественный доступ к Интернету? Как информация будет восприниматься КНБ? У нас есть свой портал, нам просто необходимо доработать существующую систему. Это будет, возможно, лучше и дешевле», – предложила она.

Представители гостиниц подтвердили наличие проблем в части электронной регистрации через визово-миграционный портал ЕИС (единая информационная система. – Ред.) «Беркут».

Еще одной проблемой, которая была озвучена бизнесом, стало большое количество отказов в выдаче групповых ADS-виз. По словам президента ОЮЛ «Национальная ассоциация индустрии туризма» Аи Кусаиновой, в случае отказа одного-двух человек от поездки в составе группы турфирме необходимо заново подавать документы, что влечет значительные временные и финансовые затраты. Статистика, по данным представителей турбизнеса, показывает, что отказы в приглашениях достигают 30-40%, в том числе для так называемых благоприятных туристов. При этом миграционная служба не называет аргументированную причину отказа. Учитывая этот факт, бизнес предложил двигаться в направлении электронных виз.

Представители КНБ РК возразили, отметив, что, по статистике, подано более 15 тыс. приглашений, из которых отказ получили всего около 500 заявителей. А внедрение электронной визы, по словам представителя ведомства, в целях обеспечения безопасности и учитывая технические возможности, преждевременно.

Генеральный директор ТОО «Национальная туристическая компания «Кочевник» Бакдаулет Ташманов затронул вопрос гуманизации системы наказаний за нарушение миграционного законодательства, напомнив про факты, когда при нарушении миграционного законодательства турист снимался с рейса и был оштрафован.

«Этот процесс непростой, и, как правило, реакция со стороны въезжающего негативная. Мы предлагаем в случае первого нарушения представителям турбизнеса делать предупреждение, если нарушение длится не более пяти дней. За повторное нарушение – штраф без снятия с рейса, и третье нарушение – санкции в полном объеме», – высказал он свое мнение.

Директор ТОО «Премьер-тур» Валерия Топольняк поддержала коллегу, добавив, что, согласно Кодексу об административных правонарушениях, при первом нарушении действует один вид наказания, который при последующих нарушениях усугубляется. Однако, по словам туроператора, согласно миграционным правилам, при нарушении миграционного режима в первый раз компания лишается возможности приглашать иностранных туристов на один год, что подрывает предпринимательскую деятельность и ограничивает действие норм Административного кодекса.

В Министерстве культуры и спорта все замечания и предложения обещали учесть и отразить в проекте государственной программы развития туризма до 2023 года. Более того, участники договорились создать рабочую группу по визово-миграционным вопросам, а также запросили письменную позицию силовых структур касательно озвученных проблем и предложений.

Алина Альбекова

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Инвесторы рассказали о своих планах в нацпарке.

26 Июнь 2020 10:05 824

Капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет

Фото: Серикжан Ковланбаев

Концепцию о развитии экологического туризма в национальном природном парке Иле-Алатау общественникам и журналистам презентовал руководитель проекта по устойчивому развитию экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке Александр Гужавин в ходе онлайн-конференции. Он сообщил, что капитального строительства в Иле-Алатауском национальном парке не будет. По словам бизнесмена, суть проекта заключается в содействии развития современной культуры туризма без ущерба для природы.

«Главный постулат проекта – дать возможность всем алматинцем заниматься любимым делом. Нам много чего тут не хватает, многое предстоит делать. И в этом отношении мне нужна большая поддержка общественности», – заявил Александр Гужавин.

За четыре года частный инвестор планирует организовать единую систему в нацпарке Иле-Алатау. Он также отметил, что о продаже речь не идет. Земли нацпарка переданы частному инвестору в долгосрочное пользование.

«Никакой аренды или продажи. Земля остается в собственности у государства и в статусе особо охраняемой природной территории. Госакт нам не выдается. Производится лишь регистрация. По нашему мнению, все тендерные процедуры проведены открыто и в соответствии с законами и правилами РК. Никакого строительства проект не предполагает, никакого бетона. Производятся инженерные изыскания на объекты, уточняющая геология. Мы не используем бетон и капитальные здания. Только временные сооружения и легко возводимые деревянные модули. Пешие тропы и другие территории остаются бесплатными о доступными для людей. Никаких заборов. Доступ в информационный центр бесплатный, общественный туалет бесплатный. И, конечно же, у государства в лице Иле-Алатау в случае нарушений нами условий договора остается право изъять земельные участки, подав на расторжение», – объяснил спикер.

Александр Гужавин добавил, что реализация проекта предполагает развитие туристической инфраструктуры и услуг, к примеру таких, как образовательные классы. Будет решен вопрос с нехваткой туалетов, обустроены пешие тропы. До конца года планируется открытие экспозиции снежного барса, сувенирной лавки, пункта питания, продажа и аренда туристического инвентаря, а также спальных мест.

Где в проекте бизнес?

По подсчетам Александра Гужавина, посещаемость парка в 2024 году составит порядка 5 млн человек. Из них, согласно бизнес плану, от 10% до 20% посетителей воспользуются платными услугами. Билет в экспозицию снежного барса частный предприниматель планирует установить на уровне 1000 тенге. Для детей до 10 лет вход будет бесплатный. Услуга гида или инструктора обойдется 5000 тенге на семью. Средний чек в сувенирной составит порядка 2000 тенге. Средний чек на продажу туристического инвентаря – около 4000 тенге.

Отвечая на вопросы о финансировании проекта, бизнесмен отметил, что договор рассчитан на 2020-2023 годы, и поэтому инвестирование будет проходить поэтапно. В 2020 году предприниматель инвестировал в проект до 2 млрд тенге. В 2021 году планирует вложить до 3 млрд тенге. В 2022 году тоже до 3 млрд тенге, и в 2023 году до 4 млрд тенге. Он отметил, что это проект смешанного финансирования, и будут привлечены как собственные средства, так и средства партнеров.

По подсчетам инвесторов, на подготовительном этапе проекта порядка 100 человек были обеспечены работой. Плановые цифры проекта говорят, что к 2024 году будет создано 500 постоянных рабочих мест для местного населения. Будет развиваться активная культура горного туризма. Гужавин отметил, что алматинцам проект даст возможность заново открыть Иле-Алатауский нацпарк, положительно повлияет на экологию и на долгие годы обеспечит минимизацию агрессивного воздействия на природу.

Несколько замечаний и предложений по проекту внес член общественного совета Марат Шибутов. Он заметил, что при проектировании объектов необходимо учитывать зоны заповедного режима, экологической стабилизации, туристской деятельности и органично хозяйственной.

«Дальше нужна привязка всех планируемых объектов к природным зонам. Они дают привязку к возможной антропогенной нагрузке. Мне бы хотелось увидеть данные по текущей антропогенной нагрузке и планируемой, разделенной на год. Вы должны показать, как проект вписывается в общий план развития парка. Соответственно, генеральный план должен измениться с учетом вашего проекта. В этом и будет вопрос по арендаторам. Отдельно в проекте надо сделать мероприятия по окончанию договора и приведению среды в исходное состояние через 49 лет. Также нужна система дистанционного наблюдения за состоянием парка: дроны, камеры, счетчики людей. И раз вы готовы к диалогу, я бы попросил письменно собирать все предложения», – сказал в ходе конференции общественник Марат Шибутов.

Вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев поддерживает идеологию, заложенную в концепцию развития экотуризма национального парка Иле-Алатау. Именно она в дальнейшем будет выдерживаться в других парках. Ранее он говорил, что экотуризм в нацпарке будет развиваться по «американской» модели.

«До прошлого года я был одним из ярых противников развития экотуризма в национальных парках. Мы не раз собирались в проектном офисе, и, как лесовод, я был категорически против развивать вот в таком виде, в каком мы развивали до сегодняшнего дня. Это тяжелые капитальные строения, мы за время существования национального парка передали для развития экотуризма субъектам бизнеса 122 участка. И что мы получили? Разношерстные по качеству и уровню услуги, и самое главное, что мы неправильно закладывали идеологию: выехать, покушать, поспать и вернуться. Но после принятия программного документа я начал интересоваться развитием экотуризма в мире, Европе, мы посмотрели все национальные парки, Африку, а также американский опыт. Вторым делом мы за основу взяли, где больше посещаемость. Оказалось, что это нацпарки США. Министерство культуры и туризма инициировало, мы выехали, посмотрели, и я посмотрел три парка. У меня за неделю изменилось мнение. В таком варианте, как развивают там, нужно делать сегодня», – сказал вице-министр.

Он объяснил, что Иле-Алатауский парк взят за основу из-за своей загруженности и близкого расположения к мегаполису.

Напомним, для развития экологического туризма земли Иле-Алатауского национального парка под Алматы были переданы частному инвестору на 49 лет. Победившая в тендере компания ТОО «Култау и К» Александра Гужавина намерена возвести на 35 га земли визит-центы, стоянки, этноаул, кемпинги и обустроить тропы в заповедной зоне. В основу мастер-плана развития экотуризма в Иле-Алатауском нацпарке заложена американская модель. Между тем экоактивисты против такого подхода.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Вирус ударил по туризму: число клиентов гостиниц и отелей в Казахстане упало на 11%

Однако места размещения в большинстве регионов, даже несмотря на отток клиентов, подняли стоимость своих услуг.

24 Июнь 2020 13:35 1037

Вирус ударил по туризму: число клиентов гостиниц и отелей в Казахстане упало на 11%

Фото: Мария Матвиенко

Въездной туризм в Казахстане упал до трехлетнего минимума. По данным комитета по статистике, в январе-марте 2020 года в республику с этой целью въехали 1 млн 406, тыс. человек. Это на 14,2%, или 231,4 тыс., меньше показателей I квартала 2019-го. Сократился и внутренний туризм, правда, не столь сильно: если в январе-марте предыдущего года количество обслуженных посетителей местами размещения составило 1 млн 177,8 тыс. человек, то год спустя – на 55,2 тыс. меньше.

Таким образом, в I квартале в качестве туристов в нашей стране побывали 2 млн 529 тыс. человек. И это минимальное значение за последние три года:

  • В январе-марте 2018 года общее количество составило 2 млн 858,5 тыс. человек.
  • В 2019-м – 2 млн 815,6 тыс. человек.

Снижение по сравнению с предыдущим годом составило 286,6 тыс. человек, или 10,2%. К слову, с выездным туризмом дела обстоят еще хуже: за рубеж в I квартале выехали 1 млн 764 тыс. человек. Это худший показатель за последние как минимум восемь лет – по сравнению с началом 2019 года число туристов, выехавших за рубеж, сократилось почти на полмиллиона.

Количество клиентов сократилось на 11,3%

Снижение туризма не могло не сказаться и на показателях мест размещения. В I квартале 2020 года в них остановились 987,7 тыс. человек. Это значительно хуже показателей начала 2019 года – тогда в гостиницах, отелях, хостелах и т. д. было обслужено 1 млн 113,9 тыс. посетителей. Таким образом, число клиентов за год сократилось на 11,3%.

Подобная тенденция отмечается в большинстве регионов республики. Самое сильное снижение в процентном отношении произошло в Кызылординской области, где места размещения потеряли почти половину клиентов (-44,7%), а также в Западно-Казахстанской области – тут количество обслуженных посетителей упало на 38,2%.

В абсолютных цифрах наибольший отток произошел в Нур-Султане. За год число клиентов мест размещения в столице сократилось на 38,9 тыс. человек, едва превысив 147 тыс. человек. На 11 тыс. человек уменьшились показатели Мангистауской области, на 10,5 тыс. – Акмолинской.

Из всех регионов Казахстана только в двух число клиентов гостиниц, домов отдыха и отелей выросло. Это произошло в Восточно-Казахстанской области (+949 человек, до 84,1 тыс.) и Шымкенте (+840 человек до 47,7 тыс.). Рост незначительный, но на фоне общего падения показателей и такие результаты удивляют. Также обращает на себя внимание относительно небольшое снижение показателей Алматы: отток клиентов в местных местах размещения составил 2,3%, или 6,3 тыс. человек.

Южный мегаполис лидирует по количеству клиентов: за три месяца в местах размещения остановились 265,3 тыс. человек. То есть почти 27% от общереспубликанского показателя. Таким образом, каждого четвертого туриста в Казахстане принимает Алматы.

Лучше меньше, да лучше

По итогам I квартала количество сданных койко-суток составило 1 млн 568,2 тыс. – на 132,6 тыс. меньше показателей января-марта 2019-го. Примечательно, что значительный вклад в общее снижение внес Нур-Султан: тут количество упало с 242,7 тыс. до 167,2 тыс. койко-суток. В Алматы, наоборот, показатель вырос – с 379,9 тыс. до 418,2 тыс. По количеству сданных номеров ситуация противоположная. В столице показатель заметно вырос (со 155,4 тыс. до 190,6 тыс.), в Алматы – немного упал (с 230,6 тыс. до 228,6 тыс.).

Средняя заполняемость номеров в республике составила 23,1%, койко-мест – 19,1%. Годом ранее эти показатели были на уровне 23,4% и 20,5% соответственно. А это говорит о том, что предпочтения клиентов поменялись: большим спросом стали пользоваться номера с меньшей вместительностью.

В целом по республике наибольшее падение показателей по средней заполняемости койко-мест произошло в Павлодарской области – с 23,6% до 13,9%. На 7,7 п.п. (до 23,9%) упала заполняемость в Западно-Казахстанской области, но, тем не менее, этот регион остается одним из лидеров – выше показатели только в Алматы (25,1%) и Шымкенте (24,4%).

Доходы упали. Но не так сильно, как могли

Меньше клиентов – меньше доходов. По итогам I квартала места размещения оказали услуг на 20,7 млрд тенге. По сравнению с аналогичным периодом 2019-го снижение составило 3,5%, или 753,7 млн тенге. Другими словами, доходы в секторе падают гораздо медленнее, чем число клиентов.

Более половины всех доходов традиционно получили Нур-Султан (4,6 млрд тг) и Алматы (6,3 млрд тенге). Но тут же произошли и наиболее сильные сокращения доходов: столице – на 176,7 млн тенге, в южном мегаполисе – на 361,6 млн. Кроме того, очень сильно упали показатели в Мангистауской области: объем оказанных услуг упал на четверть, или 220,9 млн тенге (до 671,6 млн).

Впрочем, и тут не обошлось без регионов-исключений. Причем в этот раз их набралось аж пять:

  • В Акмолинской области объем оказанных услуг увеличился на 113,9 млн тенге, или 10,3%.
  • В Алматинской области – на 75,7 млн, или 7,1%.
  • В Павлодарской области – на 77,4 млн, или 19,6%.
  • В Туркестанской области – на 36,6 млн, или 16,4%.
  • В Шымкенте – на 49,6 млн, или 6,1%.

Места размещения поднимают цены

Несмотря на снижение спроса, казахстанские места размещения поднимают цены. В январе-марте 2019 года средняя стоимость койко-суток по республике составляла 7812 тенге, годом позже – на 287 тенге больше. Рост цен произошел в 11 регионах из 17. Самый сильный – более чем на 900 тенге – в Акмолинской, Атырауской и Западно-Казахстанской областях. В Нур-Султане и Алматы цены немного снизились – на 141 и 61 тенге соответственно. В этих городах цены на услуги мест размещения остаются самыми высокими (11 348 и 11 530 тенге), однако на пятки наступает Мангистауская область – 11 330 тенге за койко-сутки. Самые низкие расценки – в Костанайской области. Тут в среднем просят чуть более 5 тыс. тенге, причем цены за год даже немного снизились (-39 тенге).

Комитет по статистике предоставляет данные по общему количеству предоставленных койко-суток, а также по их средней стоимости. Это позволяет прикинуть, сколько места размещения зарабатывают на сдаче номеров, а сколько – на дополнительных услугах. По итогам I квартала 2020 года выходит следующая картина:

  • Общий доход от сдачи койко-суток – 12,7 млрд тенге, от прочих услуг – 8 млрд тенге.
  • Нур-Султан – единственный регион, где сдача номеров – не главный источник дохода. Доля прочих услуг в общем объеме составляет 58,7%.
  • В Западно-Казахстанской, Карагандинской, Костанайской и Жамбылской областях, наоборот, доход от сдачи обеспечивает более 90% дохода.
  • По сравнению с I кварталом 2019 года доход от сдачи номеров сильнее всего упал в Нур-Султане (-891 млн тенге, до 1,9 млрд), вырос – в Алматы (на 418,2 млн, до 4,8 млрд). В целом по республике показатель упал на 586,3 млн тенге.
  • Доход от прочих услуг за год сократился на 167,4 млн тенге. В Алматы он упал на 779,7 млн тенге (до 1,4 млрд), в Нур-Султане – вырос на 714,3 млн (до 2,7 млрд).

Таким образом, в крупнейших городах республики отрасль пошла разными путями. В Алматы клиентов хоть и стало меньше, зато они стали останавливаться на более длительный срок (в среднем на одного клиента приходится 1,58 койко-суток против 1,4 года ранее), обеспечивая дополнительный доход от сдачи номеров. В Нур-Султане упало и количество клиентов, и время их пребывания (с 1,31 до 1,14 койко-суток), поэтому местные места размещения стали зарабатывать за счет предоставления иных услуг – аренды помещений, услуг ресторанов и т. д.

Алексей Никоноров


Подпишитесь на наш канал Telegram!