На круглом столе в мажилисе представители Министерства сельского хозяйства поделились своим видением по борьбе с браконьерством в Казахстане.
По их данным, анализ правоприменительной практики свидетельствует о ее лояльности к браконьерам. Значительный процент расследуемых уголовных дел прекращаются или остаются в незавершенной стадии.
"Имеются факты, когда туша сайгака или другого редкого животного после проведения экспертиз превращалось в мясо домашних животных", – рассказывает председатель Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства Каир Рыскельдинов.
Так, 9 октября задержан мужчина, в машине которого обнаружена туша архара с признаками огнестрельного ранения. Но экспертиза, проведенная ИП Копбаева из Жезказгана, показала, что это домашнее животное. И таких примеров, связанных с этим ИП, достаточно, говорят в МСХ. В одном из них эксперт этого ИП якобы потерял вещественные доказательства – 38 рогов сайгака. Было возбуждено дело, но затем его прекратили.
В настоящее время подобные экспертизы проводят различные организации, имеющие соответствующую лицензию.
"Ни один волос с его головы не упал, он, как тот Колобок, ушел (от ответственности), когда рога потерял, ушел, когда превратил сайгака в корову, а потом когда возбудили уголовное дело! Говорите, что он наказан. Да не наказан он! Дело прекращено, и он опять пошел, как частный предприниматель, давать экспертизы, угодные ему лично", – возмутился заместитель председателя мажилиса Владимир Божко, обращаясь к представителю МВД и потребовав рассмотреть данный случай.
В свою очередь депутат Роман Ким назвал данную ситуацию анекдотичной.
"Почему до настоящего времени экспертиза не передана ветеринарным лабораториям, оснащенным современными приборами и квалифицированными специалистами, а проводится частными экспертами?" – задался он вопросом.
Большим вопросом для госзащитников флоры и фауны является нехватка кадров и устаревшая материально-техническая база. Озвученных проблем в этой сфере много.
Каир Рыскельдинов предлагает проводить совместно с КНБ, МВД, МСХ ежегодную операцию "Сайгак", поскольку случаи их отстрела не сокращаются, во многих поселках есть пункты приема сайгачьих рогов. По неофициальным данным, рога сайгака стоят 150 тыс. тенге за килограмм, в Алматы – до 400 тыс., в Китае – 4 тыс. долларов.
Также в Уголовном кодексе предлагается за браконьерство исключить возможность привлечения к условным срокам, к ограничению свободы и штрафам. Вместо этого предусмотреть только реальное лишение свободы, ужесточить ответственность за повторность совершения аналогичного правонарушения. Ввести обязательную конфискацию орудий преступлений, имущества с последующей передачей их на баланс природоохранных организаций.
Комитет МСХ считает нужным законодательно предусмотреть инспекторам 30% от суммы возмещенного за браконьерство ущерба. В числе предложений – социальная защита инспекторов по аналогии с правоохранительными органами, выплаты денежного вознаграждения населению за сообщения о таких фактах, запрет на госрегистрацию и эксплуатацию самодельных плавательных средств.
Айгуль Тулекбаева