Экспорт казахстанского беспилотника-мишени в Сербию еще может состояться. Об этом в ходе проведения дня открытых дверей аэродрома "Жоламан" авиационного учебного центра (АУЦ) Kazakhstan Engineering в Астане сообщил главный менеджер департамента по авиационным проектам нацкомпании Канат Халыков, передает inbusiness.kz.
"По нему сейчас договор делается", – сказал он, добавив, что сделка может быть осуществлена после окончания правительственного запрета на экспорт вооружений.
Напомним, в июле пресс-служба Kazakhstan Engineering сообщила о подписании соглашения о поставке БПЛА-имитаторов воздушных целей казахстанской разработки сербской госкомпании YUGOIMPORT-SDPR. Вместе с тем в конце августа правительство решило приостановить на год экспорт военной продукции.
Воздушная мишень с турбоактивным двигателем сейчас используется минобороны на стрельбах для ПВО, она может также применяться в виде барражирующего боеприпаса, пояснил в выступлении заместитель гендиректора дочернего предприятия "R&D центр "Казахстан Инжиниринг" Асылбек Досаев. По его словам, также в "дочке" модернизировали беспилотный авиационный комплекс "Шагала-М", изначально разработанный в Национальном университете обороны, улучшив его тактико-технические данные, поэтому БПЛА сейчас разрабатывается технологическая документация для получения патента.
Авиационный учебный центр столицы ранее находился в ведении комитета гражданской авиации (КГА), после чего перешел в минобороны, затем в августе правительство передало его Kazakhstan Engineering. Аэродром "Жоламан" является неклассифицированным, то есть он не имеет асфальтовой или бетонной взлетно-посадочной полосы, а только грунтовые, нет там и навигации, метеослужбы, радиотехнических средств посадки или диспетчерской. Это один из пяти действующих сертифицированных центров, занимающихся обучением летного состава, трое из них находятся в Алматы, а один – в Караганде. К слову, о планах обучения летчиков малой авиации на баянаульском аэродроме ранее заявляли в Павлодарской области.
В Kazakhstan Engineering планируют расширить деятельность центра через проведение испытательных и ознакомительных полетов самолетов, производимых и ремонтируемых в Казахстане. Кроме того, на его базе будет обеспечиваться подготовка летного состава, пилотов вертолетов, специалистов по БПЛА и их сертификация, а также будет создана производственная площадка по сборке, испытанию и обслуживанию беспилотников типа "Шагала-М". Использование аэродрома "Жоламан" может особенно помочь производителям БПЛА, которые периодически сталкиваются со сложностями при согласовании полетов, говорится в выступлении председателя правления Kazakhstan Engineering Темиржана Абдрахманова.
На аэродроме имеется десять учебно-тренировочных самолетов чешского производства, большей частью это воздушные судна марки TL-2000 Sting Carbon. В нацкомпании запланировали приобрести в лизинг еще новые самолеты для обучения пилотов. Всего в стране, по некоторым данным, требуется ежегодно обучать 500-600 пилотных кадров. Поэтому в сертифицированном авиационном центре собираются активизировать учебу пилотов для казахстанских авиакомпаний и "Казавиаспаса" по курсам длительностью 16-18 месяцев. Всего за 15 лет существования на базе "Жоламана" было обучено более 2 тыс. курсантов, из которых больше 1,5 тыс. стали пилотами, сейчас они работают в авиакомпаниях и силовых структурах республики, уточнил директор АУЦ Серикбек Жандыкеев.
В планы расширения учебного центра в Kazakhstan Engineering также закладывают строительство административного хаб-центра, ангаров, новой взлетно-посадочной полосы, стоянки для малой авиации и вертолетных площадок. Здесь понадобится помощь областного акимата в подведении промышленных электросетей и дороги к аэродрому, расположенному недалеко к северу от Астаны. В перспективе все это может вылиться в создание авиакомпании и развитие летной площадки регионального уровня, где могли бы предоставлять услуги чартерным рейсам, самолетам бизнес-класса, аэротакси и проведения сельхозработ.
Судя по выставленным на мероприятии беспилотным изделиям, отечественное производство БПЛА не стоит на месте. Так, на презентации был продемонстрирован дрон-вертолет IRBIS-4.0, который собирает, настраивает и интегрирует с различным оборудованием на базе механических частей из Беларуси и собственных композитных материалов столичное предприятие SC Tech. Этот беспилотник со взлетной массой 25 кг может подниматься до 4 тыс. метров высоты и находиться в воздухе в течение двух часов, имея груз до 7 кг: к примеру, видеокамеру дневного или ночного разрешения с дальностью передачи данных до 30 км или же летальные и нелетальные изделия, грузовые контейнеры, рассказал глава компании-производителя Ардак Бектасов. По словам руководителя, в 2020-2021 годах на предприятии отремонтировали израильский беспилотник Skylark, а сейчас в ремонте находится российский БПЛА "Орлан-10".
"В прошлом году мы поставили два таких комплекса (дрон-вертолет IRBIS-4.0. – Ред.) в службу государственной охраны, сейчас они эксплуатируются успешно в Алматы и Астане. На данном этапе у нас еще контракт на поставку таких же двух изделий в подразделения Комитета национальной безопасности, МВД республики, и мы сейчас акцентируем внимание на организации авиасервиса. Учитывая особенность этого вертолета, продолжительность полета и все эти характеристики, мы можем их использовать в нефтегазовой отрасли, сельском хозяйстве и просто доставке грузов. Есть опыт работы в море, мы летали в Актау на Каспийском море", – поделился Бектасов.
В КНБ и службу госохраны поставляла дроны-разведчики и компания KazUAV. Ее беспилотник Supercam 350, имеющий дальность полета и управления до 100 км и передачи видеокартинки до 100-150 км при максимальной длительности полета в 4 часа, собирается в Казахстане на основе комплектующих из Ижевска с использованием своих материалов, в том числе полимерных аккумуляторов. В зависимости от комплектации – камеры, полезной нагрузки, датчиков и частотности – его цена может варьироваться от 50 млн до 200 млн тенге. Беспилотный летательный аппарат, запускаемый с катапульты, может применяться и в гражданском исполнении для топосъемки, фотографирования и мониторинга полей, сказал в разговоре коммерческий директор KazUAV Руслан Витвицкий.
В компании Qazdron выпускают несколько линеек беспилотных летательных аппаратов различной конфигурации. Представленный ею на мероприятии гексакоптер Orion 6 3D, изготовленный из собственных комплектующих и композитных материалов на своих станках, может использоваться на автопилоте для сельскохозяйственных нужд. Этот БПЛА поднимает до 18 кг полезного груза, длительность его полета составляет 1-1,5 часа.
Между тем в Qazdron решили пойти дальше производства беспилотников и предлагают создать в Казахстане завод по сборке легких одномоторных самолетов венгерского производителя Magnus Aircraft для развития малой авиации. По словам владельца казахстанского производителя БПЛА Кайрата Исмагулова, правительство Венгрии готово для этого профинансировать половину затрат проекта стоимостью примерно 3-4 млн долларов по выпуску недорогих двухместных воздушных судов из композитов в Алматы или Астане мощностью в объеме до 100 единиц. Рынок Казахстана привлекателен для венгерских партнеров из-за доступности пространства ЕАЭС и большого российского рынка.
"По локализации будем стремиться к 70%. Нам будут передаваться полностью матрицы для того, чтобы мы отклеивали полностью фюзеляж здесь, в Казахстане, так как он композитный. У нас есть опыт работы с композитными материалами, наши беспилотники тоже полностью композитные, поэтому фюзеляж мы начнем делать сами. Двигатель, конечно, американский на данный момент используется, сейчас на всех самолетах используются зарубежные двигатели, у нас ни в Казахстане, ни в России для легкой авиации двигателей нет. Мы ищем частные инвестиции, Kazakhstan Engineering сейчас только объявили, что заинтересованы в партнерстве, поэтому их тоже будем рассматривать как инвесторов", – пояснил Исмагулов.