Вводится система предэкспортного контроля за нефтепродуктами, сообщил министр энергетики Канат Бозумбаев.
"Предполагается, что более 300 офицеров Комитета госдоходов будут направлены на пункты перехода проводить предэкспортный контроль, они будут контролировать с сопредельными странами (объемы поставок)", – сказал глава ведомства в кулуарах сената.
По его словам, казахстанские ГСМ могут стать популярными в той же России или Кыргызстане из-за своей дешевизны. Разница по стоимости в этих странах составляет от 30 до 60 тенге за литр.
"На самом деле это большая разница. Поэтому мы с Минфином договорились о подписании такого приказа", – говорит Канат Бозумбаев, отмечая, что это повлияет на контрабандные перетоки нефтепродуктов.
Экспорт АИ-92 планируется начать уже в марте, его потенциальный объем по году Минэнерго оценивает в 500-650 тысяч тонн. В этом году будет переработано 17,2 млн тонн сырой нефти, из них 16,2 млн – на трех крупных НПЗ.
"В этом году мы выпустим порядка четырех миллионов тонн бензина, такой план есть. И этого нам вполне достаточно для нашего внутреннего потребления, где-то 3,5 миллиона тонн. Излишки нам нужно экспортировать", – сказал он.
Также министр сообщил, что в мажилисе находится законопроект, который предполагает расширение полномочий соответствующих госорганов по регулированию экспорта нефтепродуктов.
"Мы последние пять-семь лет не экспортировали светлые нефтепродукты. Поэтому контроль не нужен был. До этого был запрет на экспорт бензина, дизтоплива, авиакеросина, мы зависели от импорта на 30-50%. После модернизации нефтеперерабатывающих заводов мы на сто процентов по вышеуказанным ГСМ обеспечены", – объяснил он суть законодательных правок.
Таким образом, отрасль будет подконтрольна государству, понятна и принесет дополнительные доходы в бюджет за счет применения таможенных пошлин, позволит дополнительно зарабатывать НПЗ и нефтяным компаниям, которые на внутренний рынок поставляют по цене значительно дешевле, чем на экспорт, отмечает министр.
По его словам, казахстанцы уже в выигрыше от профицита бензина в стране.
"В прошлом году бензин стоил выше 160 тенге за литр. Впервые, наверное, в истории независимого Казахстана произошло снижение его стоимости, причем не административным путем, не чиновник надавил, а по закону рынка. В этом году предложение бензина на рынке превышает спрос, причем значительно, вследствие этого мы вынуждены даже снижать объемы переработки на НПЗ в январе и феврале, потому что происходит обыкновенная затоварка, не хватает емкостей для хранения", – добавил он.
Также он сообщил, что с Кыргызстаном практически согласованы договоренности по экспорту бензина.
"Все согласовали, ждем официальных документов, завизированных с их стороны", – сказал Канат Бозумбаев.
Айгуль Тулекбаева