Рост тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети до 2020 года не превысит 4%.
Об этом на заседании комитета горнорудной и металлургической промышленности президиума Нацпалаты предпринимателей «Атамекен» сообщил исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец.
Как ранее сообщалось, предельный уровень железнодорожных тарифов на 2016-2020 годы обсуждался на публичных слушаниях в антимонопольном комитете. Представители «Казакстан темир жолы» заявили, что износ магистральных железнодорожных сетей составляет 61%. Чтобы снизить уровень изношенности до 46% в течение последующих пяти лет КТЖ понадобится вложить 560 млрд тенге в дорожную инфраструктуру. Это и вызвало необходимость повышения тарифов.
Однако в КТЖ заверили, что индикативный рост тарифов на услуги магистральных железнодорожных сетей не превысит 4% на весь период до 2020 года. Также национальный перевозчик сообщил о переносе унификации тарифов между странами-членами ЕАЭС на порожний пробег грузовых вагонов на 2020-2024 годы.
- На слушаниях мы обратились в КТЖ с пожеланием более тесно взаимодействовать с грузоотправителями из горно-металлургической отрасли в разработке схем зеленых коридоров, – рассказал председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности НПП «Атамекен» Николай Радостовец. – Под этим мы понимаем определенные транспортные маршруты с конечным выходом на потребителя напрямую от производителя, где у предприятий горнодобывающего сектора будут гибкие условия при нарастании дальности перевозок. К примеру, в России предусмотрены льготные скидки с учетом расстояния для экспортеров. Зачастую складывается ситуация, когда стоимость перевозки на несколько тысяч километров по территории России бывает сопоставима с прохождением груза по железной дороге Казахстана в несколько сот километров.
Внедрение зеленых коридоров не запрещается механизмом предельных тарифов, которые были заявлены КТЖ к утверждению антимонопольным ведомством. Предельный уровень тарифов устанавливает потолок ставок, но не исключает их снижение в отдельных случаях. Но вопрос зеленых коридоров, поясняют в АГМП, требует дополнительной проработки с Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции.
Касаясь темы применения временного понижающего тарифа на услуги железной дороги для отечественных компаний-экспортеров, заместитель исполнительного директора АГМП Максим Кононов рассказал, что в 2014 году общий финансовый результат применения временно понижающего коэффициента со стороны железных дорог составил 2 млрд тенге, а в 2015 он достиг 5,5 млрд тенге.
- Это значительно помогло грузоотправителям, большая часть которых – предприятия горно-металлургического комплекса, – отметил эксперт.
Отметим также, что в августе рабочая группа по развитию горно-металлургического сектора предложила адаптировать сетку дифференциации базовых ставок тарифов к актуальным условиям перевозки грузов железнодорожном транспортом и предусмотреть в тарифном руководстве КТЖ механизмы, стимулирующие перевозки экспортно-ориентированных грузов.
Алексей Банцикин