Неожиданно в открытом режиме на заседании правительства прошло обсуждение итогов реализации государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы. Несмотря на то, что традиционно Комитет национальной безопасности настаивает на закрытом от СМИ режиме, в этот раз отчет оказался открытым.
Заместитель председателя КНБ РК Нургали Билисбеков, выступая перед членами правительства, напомнил, что в целом при реализации программы было освоено 98 миллиардов тенге, в том числе из республиканского бюджета – 27,8 миллиарда, из местных – 70,2 миллиарда.
Что было сделано спецслужбами? Во-первых, благодаря "совершенствованию межведомственного взаимодействия и контрразведывательной деятельности (...) предотвращено с 2013 года 38 террористических актов".
"До 40% повышена доля объектов, которые соответствуют требованиям антитеррористической защищенности. Данное направление сопряжено с финансовыми затратами, однако не все руководители и собственники объектов смогли вовремя и в полном объеме изыскать средства на указанные цели. Укреплена материально-техническая оснащенность подразделений по минимизации и ликвидации последствий актов терроризма", – заметил г-н Билисбеков.
Однако, подчеркнул он, сегодня можно говорить "о достигнутых положительных сдвигах в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму". Тем не менее, ослаблять работу нельзя. Зампред КНБ отметил, что сегодня в результате "поражения международных террористических организаций в Сирии и Ираке" спецслужбы фиксируют отток боевиков и членов их семей в другие регионы, в том числе и на родину.
"К примеру, к настоящему времени в Казахстан вернулись 125 граждан, 57 из которых осуждены. Остальные находятся под контролем. Вернувшиеся лица в основном продолжают придерживаться радикальных взглядов. С ними проводится профилактическая работа и работа по их реабилитации", – констатировал г-н Билисбеков.
Насколько эффективна такая работа, не уточнялось. Однако зампред КНБ подчеркнул, что сегодня "остается высоким уровень пропаганды экстремизма и терроризма, который может способствовать радикализации казахстанского общества".
"Эти и другие факторы диктуют необходимость дальнейшего совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму и религиозному экстремизму", – заключил он, добавив, что в новой программе противодействия терроризму основной упор будет сделан именно на профилактику.
Ирина Севостьянова