DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 279,31 Brent 36,55
Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно»

Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно»

Закупки госсектора и квазигосударственных компаний – больной вопрос казахстанского бизнеса.

02 Март 2017 18:46 10815

Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно»

Авторы:

Алексей Банцикин

Арман Джакуб

Много лет бизнесмены, экономисты и госчиновники спорят об эффективности закупок. Недавно в спор вмешался глава государства, который в своем послании народу Казахстана дал прямое поручение правительству модернизировать систему, исключив коррупционную составляющую.

Своим видением проблемы с abctv.kz поделился член правления – заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов.

- Ельдос Муратович, когда говорят о системе закупок, дискуссия чаще всего сводится к работе программ, скорости Интернета и так далее. Насколько это верно?

- Не устаю повторять, что даже самое лучшее программное обеспечение не способно изменить человеческого сознания. Систему создают люди, и она отражает все их пороки и достоинства. Поэтому не буду углубляться в технические моменты. Остановлюсь на ключевых факторах, препятствующих повышению эффективности всего механизма закупок в целом.

Действующая система непрозрачна и в силу этого не поддается анализу. В частности, главным элементом анализа является мониторинг цен, сложившихся по итогам проведенных закупок. Но именно здесь кроется источник всех проблем: один и тот же товар в один и тот же период закупается с большим ценовым разбегом. То, что на одной площадке закупается по 150 тенге, на другой покупают по 300 тенге и наоборот. Для того чтобы уйти от этого, не надо строить новые электронные площадки. Нужно сделать интегрированную систему, которая включала бы в себя все существующие площадки, удобные для пользователя, а со стороны НПП «Атамекен» обеспечить независимый мониторинг и анализ цен.

Необходимо системное решение. У нас в Казахстане три основные площадки, операторами которых являются ТОО «Центр электронной коммерции» при Минфине, ТОО «Самрук-Казына Контракт» при «Самрук-Казына», АО «NADLoG» при Мининвестразвитии. Есть и другие национальные компании, не имеющие свои электронные площадки. Но у каждой из этих организаций свои требования к поставщикам-участникам тендеров, а главное – своя оригинальная кодификация товаров, работ и услуг, отличная от других площадок. И этот момент более всего нервирует бизнес. Ведь если мы живем в одной стране, то почему же, к примеру, водопроводная труба в системе кодификации NADLoG должна прописываться иначе, чем в программе ЦЭК? Очевидно, что нужна универсальная, а точнее, единообразная кодификация товаров, работ и услуг для всех участников рынка.

- То есть новая система, новая кодификация… И все это потребует выделения новых траншей из бюджета, создания рабочих групп специалистов, отчетности об освоении средств…

- Совсем необязательно. Если мы говорим об интеграции, то давайте интегрировать опыт уже существующих площадок. В частности, Единая номенклатура кодов товаров, работ и услуг (ЕНСТРУ) есть у «Самрук-Казына Контракт». Она, по мнению предпринимателей, вполне понятна всем. Так зачем же снова изобретать велосипед? Почему не принять ее в качестве универсального инструмента?

Вторая проблема – это предквалификационный отбор. Не меняя ничего в его принципах и не обеспечив открытости этой процедуры, мы вообще никогда не избавимся от проблем в сфере закупок. Важно, чтобы существовала единая система прохождения предквалификационного отбора с учетом отраслевой направленности деятельности бизнеса и уровнем сложности предмета закупок. Мы предлагаем, чтобы предприниматель проходил эту процедуру один раз, скажем, в пять лет. После чего его данные должны приниматься в автоматическом режиме всеми другими площадками. Чтобы не приходилось участнику тендера на одной платформе, заново заполнять бесконечные электронные формы, когда он вознамерится принять участие в закупках на другой. Один раз ввел свои данные – и на этом все. Если ты не меняешь характер своего бизнеса, скажем, мебельное производство не перепрофилируешь в выпуск шлакоблоков, система тебя запоминает и допускает к участию, как родного.

- На какие критерии должен опираться предквалификационный отбор?

- Нужен единый реестр участников закупок. А что у нас на практике? Каждая площадка ведет свой собственный реестр. Предприниматель путается, заполняя великое множество электронных форм. Кроме того, это затрудняет мониторинг со стороны независимых экспертов.

Теперь о самой сути предквалификационного отбора. Задача отбора – формирование пула квалифицированных и порядочных поставщиков. В реальности этого не происходит. Сегодня предприниматель зачастую не знает, что ему нужно предъявлять, в какой форме, кому. Единственными институтами, которые при поддержке НПП «Атамекен» как-то взаимодействуют с потенциальными поставщиками в этом вопросе, являются «Самрук-Казына Контракт» и Минфин. Но надо отметить, что предквалификационный отбор, проводимый в «Самрук-Казына», в корне отличается от ПКО в госзакупках. То есть системного подхода нет. Мы же предлагаем ввести единообразную систему предквалификационного отбора с учетом отраслевой направленности деятельности бизнеса и степени сложности предмета закупок. Система должна строиться на основе уже упомянутого мною единого реестра поставщиков товаров, работ, услуг. Он должен включать в себя единый реестр отечественных товаропроизводителей, который будет формироваться на основании индустриальных сертификатов – вот это готова взять на себя НПП «Атамекен».

- На какой экономический эффект мы можем рассчитывать?

- Система закупок станет проницаемой для исследований и анализа. Создав реестр отечественных товаропроизводителей, мы получим возможность оценить конкурентные преимущества казахстанских предприятий: какие товары у нас выпускаются, в каком объеме, по каким ценам. Изучив все это, мы сможем на этой основе уже предметно говорить об импортозамещении.

Индустриальный сертификат даст возможность отсеять настоящего производителя от имитаторов производства – посредников и дилеров. Вот тогда можно будет ставить вопрос об адресной поддержке отечественного бизнеса через закупки и долгосрочные контракты.

- Что предлагает «Атамекен» в плане обеспечения удобства IT-платформ для закупок для пользователей?

- Здесь мы считаем главными два момента. Первый – необходима одна единая точка доступа для предпринимателя – потенциального участника торгов. Пусть площадки будут разные. Мы понимаем, что свести их все воедино – это чисто технически задача не одного дня. Но точка входа должна быть одна! Пароль у предпринимателя должен быть один. Система идентификации его регистрационных данных одна.

Второе – нужен независимый и гласный мониторинг цен. Эту функцию, по нашему мнению, нужно передать НПП «Атамекен» как организации, консолидирующей бизнес-сообщество. Только так мы, не вмешиваясь в сам процесс проведения тендеров, получим возможность контроля над их прозрачностью в режиме онлайн.

Объективно: все попытки модернизировать закупки, не меняя ничего в системе, бессмысленны. Системные проблемы требуют системных решений.

Алексей Банцикин, Арман Джакуб​

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

В палате прокомментировали создание реестра предприятий.

27 Апрель 2020 19:49 2219

МНЭ должно внести ясность с черновым вариантом перечня - НПП

Минэкономики должно внести ясность с черновым вариантом перечня системообразующих предприятий, ранее распространявшегося в социальных сетях. Об этом сегодня в ходе прямого эфира на телеканале ATAMEKEN BUSINES сказал председатель правления НПП «Атамекен» Аблай Мырзахметов. По его мнению, министерству необходимо разобраться и экспертам, готовившим из своих рабочих материалов черновой вариант, следует дать пояснения. В том числе объяснить, что это рабочий вариант, а не конечный документ, сказал глава НПП.
В тоже время он отметил, что системообразующие крупные предприятия есть и нельзя отрицать их роль, они формируют до 80% бюджета, налоговых отчислений и обеспечивают около 600 тысяч рабочих мест. Поэтому к ним также должны быть применены определенные антикризисные меры. Но, при этом, подчеркнул Аблай Мырзахметов, необходимо определить критерии и принципы отбора предприятий, чтобы это не вызывало недовольства и вопросов.
Напомним, сегодня минэкономики распространило сообщение, в котором говорится, что совместно с профильными комитетами НПП «Атамекен» и бизнес-ассоциациями продолжается работа по формированию реестра. В частности, после детального обсуждения с бизнес-сообществом и отраслевыми министерствами будет сформирован предварительный реестр и внесен на утверждение госкомиссии по модернизации экономики.
Саян Абаев

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Почему внедрение наилучших доступных техник в деятельность промышленных предприятий может стать невыгодным для казахстанского бизнеса, обсудили в ходе заседания комитета нефтегазовой промышленности президиума НПП РК «Атамекен».

04 Декабрь 2019 19:07 3945

Почему внедрение наилучших техник в промышленных предприятиях может стать невыгодным?

Критическими в новой редакции Экологического кодекса станут вопросы внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) и меры экономического стимулирования, сообщает atameken.kz

«Мы неоднократно поднимали данные вопросы, потому как затраты на внедрение НДТ, прописанных в проекте кодекса, напрямую касаются нефтяного, горно-металлургического и энергетического секторов, что приведет к дополнительным затратам, которые никак не учтены экономическим блоком Правительства в редакции проекта кодекса», – отметил исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рустем Кабжанов.

При разработке нового кодекса министерством не были проведены расчеты по экономическому эффекту после внедрения НДТ. Кроме того, Правительство предложило исключить действующие меры стимулирования и льготы для недропользователей, что приведет к дополнительным затратам и поставит бизнес в сложное положение.

Ассоциации получили перечень преференций, которые планируется отменить. Список включает корректировки совокупного дохода, вычетов, уменьшение налогооблагаемого дохода, отмену нулевой ставки НДС, поддержку внедрения НДПИ.

«Наиболее важная налоговая льгота – отмена льготных ставок по НДПИ при поставке или передаче нефти на внутренний рынок. Мы совместно с компаниями, не работающими в рамках соглашения о разделе продукции, провели расчеты. В среднем отмена льгот по поставке нефти приведет к увеличению сумм по оплате НДПИ на 10%. Также данная поправка увеличит стоимость нефтепродуктов в среднем на восемь тенге за литр», – рассказал управляющий директор – директор департамента финансово-экономического анализа ассоциации KAZENERGY Нурлан Джанекенов.

Заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Евгений Больгерт подчеркнул, что Нацпалата обратилась на имя первого заместителя Премьер-министра РК Алихана Смаилова о необходимости включения в проект кодекса стимулирующих мер для внедрения НДТ, которые также не были учтены.

«Вопрос серьезный. Никто не посчитал, как данные меры скажутся на экономике, наши предложения и замечания рассмотрели и не учли. Полагаю, что необходимо ассоциации совместно с коллегами из горно-металлургического сектора и энергетиками подготовить свои позиции и рассказать о проблемах председателю правления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» Ахметжану Есимову», – подчеркнул председатель комитета Данияр Абулгазин.

Также в ходе совещания Рустем Кабжанов остановился на текущих проблемах реализации сжиженного нефтяного газа (СНГ) посредством электронных торговых площадок. В настоящее время доля СНГ, реализуемая на электронных площадках, увеличилась до 15%. Однако 85% газа заводы пока вынуждены продавать по регулируемой Министерством энергетики цене.

Отметим, что с 1 марта 2020 года долю СНГ, реализуемого на ЭТП, планируется увеличить до 25%.

«Конечная цель реформы – формирование общего оптового рынка страны, где будет рыночно сбалансированная цепочка ценообразования, способствующая расширению не только внутреннего потребления СНГ, но и росту инвестиционной возможности производителей. Пока же заводы остаются в минусе, прибыль уходит не недропользователю, а перекупщику. Сегодня на рынке порядка 300 компаний занимаются СНГ. Как правило, это небольшие предприятия занимающиеся перепродажей газа и имеющие небольшой капитал», – рассказал Рустем Кабжанов.

Текущий порядок торговли в рамках региональных площадок показывает, что внутри страны ценовые индексы достигают разницы в 60%. В качестве решения KAZENERGY предлагает параллельно с увеличением доли электронной торговли подготовить план и механизм объединения региональных рынков для выравнивания диспропорции цен. Также на временной основе создать институт гарантирующих поставщиков для самостоятельных АГЗС и устранить законодательную коллизию между требованиями и возможностью проверки в отношении электронных площадок.

«Необходимо включить в них опцию в отношении графика и порядка проведения мониторинга двойного встречного аукциона в режиме реального времени, чтобы избежать ценовых сговоров. К сожалению, сейчас в связи с юридическими коллизиями есть возможность по сговору. Об этом ассоциация говорила, хотим эти моменты исключить», – сказал спикер.

В свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев отметил, что не первый год предлагает отпустить цены для заводов.

«Вместо этого поставьте предельную стоимость, чтобы не росла цена на пистолете. Но завод поставит ту цену, которая позволит нерадивым перекупщикам уйти с рынка», – предложил Алик Айдарбаев.

Завершая совещание, Данияр Абулгазин отметил, что Министерству энергетики РК необходимо тщательно изучить возможные механизмы регулирования рынка сжиженного газа. Так как, если отпустить оптовую цену на СНГ, поднимется розничная.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: