Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно» | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 273,97 Пшеница 465,40
$ 378.01 € 420.88 ₽ 5.84
Погода:
+22Астана
+21Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 273,97 Пшеница 465,40
Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно»

Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно»

Закупки госсектора и квазигосударственных компаний – больной вопрос казахстанского бизнеса.

Ельдос Рамазанов: «Все закупки - в «одно окно», Ельдос Рамазанов,госзакупки,Коррупция,модернизация,Атамекен,НПП

10593 02 Март 2017 18:46 Авторы: Алексей Банцикин Арман Джакуб

Много лет бизнесмены, экономисты и госчиновники спорят об эффективности закупок. Недавно в спор вмешался глава государства, который в своем послании народу Казахстана дал прямое поручение правительству модернизировать систему, исключив коррупционную составляющую.

Своим видением проблемы с abctv.kz поделился член правления – заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Ельдос Рамазанов.

- Ельдос Муратович, когда говорят о системе закупок, дискуссия чаще всего сводится к работе программ, скорости Интернета и так далее. Насколько это верно?

- Не устаю повторять, что даже самое лучшее программное обеспечение не способно изменить человеческого сознания. Систему создают люди, и она отражает все их пороки и достоинства. Поэтому не буду углубляться в технические моменты. Остановлюсь на ключевых факторах, препятствующих повышению эффективности всего механизма закупок в целом.

Действующая система непрозрачна и в силу этого не поддается анализу. В частности, главным элементом анализа является мониторинг цен, сложившихся по итогам проведенных закупок. Но именно здесь кроется источник всех проблем: один и тот же товар в один и тот же период закупается с большим ценовым разбегом. То, что на одной площадке закупается по 150 тенге, на другой покупают по 300 тенге и наоборот. Для того чтобы уйти от этого, не надо строить новые электронные площадки. Нужно сделать интегрированную систему, которая включала бы в себя все существующие площадки, удобные для пользователя, а со стороны НПП «Атамекен» обеспечить независимый мониторинг и анализ цен.

Необходимо системное решение. У нас в Казахстане три основные площадки, операторами которых являются ТОО «Центр электронной коммерции» при Минфине, ТОО «Самрук-Казына Контракт» при «Самрук-Казына», АО «NADLoG» при Мининвестразвитии. Есть и другие национальные компании, не имеющие свои электронные площадки. Но у каждой из этих организаций свои требования к поставщикам-участникам тендеров, а главное – своя оригинальная кодификация товаров, работ и услуг, отличная от других площадок. И этот момент более всего нервирует бизнес. Ведь если мы живем в одной стране, то почему же, к примеру, водопроводная труба в системе кодификации NADLoG должна прописываться иначе, чем в программе ЦЭК? Очевидно, что нужна универсальная, а точнее, единообразная кодификация товаров, работ и услуг для всех участников рынка.

- То есть новая система, новая кодификация… И все это потребует выделения новых траншей из бюджета, создания рабочих групп специалистов, отчетности об освоении средств…

- Совсем необязательно. Если мы говорим об интеграции, то давайте интегрировать опыт уже существующих площадок. В частности, Единая номенклатура кодов товаров, работ и услуг (ЕНСТРУ) есть у «Самрук-Казына Контракт». Она, по мнению предпринимателей, вполне понятна всем. Так зачем же снова изобретать велосипед? Почему не принять ее в качестве универсального инструмента?

Вторая проблема – это предквалификационный отбор. Не меняя ничего в его принципах и не обеспечив открытости этой процедуры, мы вообще никогда не избавимся от проблем в сфере закупок. Важно, чтобы существовала единая система прохождения предквалификационного отбора с учетом отраслевой направленности деятельности бизнеса и уровнем сложности предмета закупок. Мы предлагаем, чтобы предприниматель проходил эту процедуру один раз, скажем, в пять лет. После чего его данные должны приниматься в автоматическом режиме всеми другими площадками. Чтобы не приходилось участнику тендера на одной платформе, заново заполнять бесконечные электронные формы, когда он вознамерится принять участие в закупках на другой. Один раз ввел свои данные – и на этом все. Если ты не меняешь характер своего бизнеса, скажем, мебельное производство не перепрофилируешь в выпуск шлакоблоков, система тебя запоминает и допускает к участию, как родного.

- На какие критерии должен опираться предквалификационный отбор?

- Нужен единый реестр участников закупок. А что у нас на практике? Каждая площадка ведет свой собственный реестр. Предприниматель путается, заполняя великое множество электронных форм. Кроме того, это затрудняет мониторинг со стороны независимых экспертов.

Теперь о самой сути предквалификационного отбора. Задача отбора – формирование пула квалифицированных и порядочных поставщиков. В реальности этого не происходит. Сегодня предприниматель зачастую не знает, что ему нужно предъявлять, в какой форме, кому. Единственными институтами, которые при поддержке НПП «Атамекен» как-то взаимодействуют с потенциальными поставщиками в этом вопросе, являются «Самрук-Казына Контракт» и Минфин. Но надо отметить, что предквалификационный отбор, проводимый в «Самрук-Казына», в корне отличается от ПКО в госзакупках. То есть системного подхода нет. Мы же предлагаем ввести единообразную систему предквалификационного отбора с учетом отраслевой направленности деятельности бизнеса и степени сложности предмета закупок. Система должна строиться на основе уже упомянутого мною единого реестра поставщиков товаров, работ, услуг. Он должен включать в себя единый реестр отечественных товаропроизводителей, который будет формироваться на основании индустриальных сертификатов – вот это готова взять на себя НПП «Атамекен».

- На какой экономический эффект мы можем рассчитывать?

- Система закупок станет проницаемой для исследований и анализа. Создав реестр отечественных товаропроизводителей, мы получим возможность оценить конкурентные преимущества казахстанских предприятий: какие товары у нас выпускаются, в каком объеме, по каким ценам. Изучив все это, мы сможем на этой основе уже предметно говорить об импортозамещении.

Индустриальный сертификат даст возможность отсеять настоящего производителя от имитаторов производства – посредников и дилеров. Вот тогда можно будет ставить вопрос об адресной поддержке отечественного бизнеса через закупки и долгосрочные контракты.

- Что предлагает «Атамекен» в плане обеспечения удобства IT-платформ для закупок для пользователей?

- Здесь мы считаем главными два момента. Первый – необходима одна единая точка доступа для предпринимателя – потенциального участника торгов. Пусть площадки будут разные. Мы понимаем, что свести их все воедино – это чисто технически задача не одного дня. Но точка входа должна быть одна! Пароль у предпринимателя должен быть один. Система идентификации его регистрационных данных одна.

Второе – нужен независимый и гласный мониторинг цен. Эту функцию, по нашему мнению, нужно передать НПП «Атамекен» как организации, консолидирующей бизнес-сообщество. Только так мы, не вмешиваясь в сам процесс проведения тендеров, получим возможность контроля над их прозрачностью в режиме онлайн.

Объективно: все попытки модернизировать закупки, не меняя ничего в системе, бессмысленны. Системные проблемы требуют системных решений.

Алексей Банцикин, Арман Джакуб​

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK